Внеклассное мероприятие для школьников 4-5 класса «Сказки и легенды мордовского народа»
Автор: Митрофанова Валентина Дмитриевна, учитель биологии, химии
Место работы: МАОУ СШ№19 города Димитровграда Ульяновской области
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий занятия кружка для учащихся 5 классов (я руководитель кружка « Культура, быт и традиции мордовского народа»). Материал направлен на расширение знаний учащихся о сказках и легендах мордовского народа, о вечных ценностях людей любой национальности.
Цель:
показать, что при всех национальных различиях: идеалы, жизненные ценности у разных народов очень сходны, что запечатлено в их творчестве.
Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные и
незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть определяющим в отношениях между людьми.
Задачи:
продолжить знакомить учащихся с устным мордовским творчеством: сказками и легендами, научить отбирать материал, делать выводы, воспитывать интерес к мордовской народной культуре, прививать интерес к мордовскому языку, продолжить учить слова на мордовском языке.
Методы и приёмы:
активные; дидактические игры; работа в парах; применение приобретенных знаний; закрепления; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Оборудование:
компьютер с видеопроектором, карточки - задания.Ход занятия:
I. Мотивация образовательной деятельности (организационный момент)
1. Организация класса и постановка познавательных задач;
Шумбрачи! Здравствуйте!
На доске рисунки ребят со сказочными персонажами.
Какие сказочные персонажи изображены на рисунках?
Какая тема нашего занятия?
Сказки и легенды мордовского народа.
II. Основная часть
Давайте выполним небольшие задания в парах.
Задание 1
Назовите того, о ком идет речь в тексте? Вставьте это слово в текст на месте пропусков. Дайте полный аргументированный ответ.
… по представлениям наших предков это дух, хранитель дома. Существо таинственное, способное быть добрым и не очень. В толковом словаре В. Даль называет и другие его имена: дедушка, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик... суседко, батанушка, дух хранитель и обидчик дома.
Русская печь считается излюбленным местом пребывания …
Часто бросали мусор за печку, чтобы "не перевелся … ".
Он также мог обитать в углу, у порога, на чердаке, в подполе, чулане или за стеной. А вот в баню или ванную комнату вообще никогда не заходит, так как там хозяйничали совсем другие существа. Он сам выбирает себе место в квартире или доме, а, выбрав, никогда в жизни его не покинет.
Задание 2
Опишите, каким вы представляете себе хозяина дома – Домового по плану. План.
1. Внешность:
а) лицо;
б) волосы;
в) глаза;
г) рост.
2. Одежда.
3. Повадки.
Посмотрите на слайды презентации вот как художники изображают домового.
Задание 3
А теперь посмотрим сказку о Кудате – домовом. Дети смотрят сказку.
В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
После просмотра сказки, беседа с учащимися.
Что вы узнали о Кудате? Что он есть в каждом доме. Кудатя любит печку и что к нему можно обратиться за помощью, если что-то потерялось в доме, но вначале ему надо подарить красивую ленточку, которой завязывают ножку стола.
Как нужно обратиться к Кудате, чтобы потерянная вещь нашлась?
Кто- нибудь из вас обращался к домовому и с какими словами?
Домовой, домовой поиграл и отдай.
Задание 4
А теперь смотрим следующую сказку о Кельме Ате – Дед Морозе. Дети смотрят сказку.
Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека. Взрослые оставляют топленное молоко, сливки, овсяной кисель на подоконнике, а сами уходят, чтобы дать детям всем этим полакомиться.
После просмотра сказки, беседа с учащимися.
О каком сказочном персонаже вы сейчас узнали? Чем угощают сейчас детей? Что полезнее овсяной кисель, топленное молоко или сладости: конфеты, печенье, торты? Что нужно делать, чтобы Кельме Атя был добр к вам? А, чтобы окружающие вас люди были к вам добры, что нужно делать?
III. Подведение итогов
Чему учат сказки и легенды?
Значит, сказки и легенды нас учат добру.
Поэтому, уместным здесь будет слова поэта В.Высоцкого:
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!
Вам понравилось наше занятие? Что вам особенно понравилось, а что не понравилось? Нарисуйте домового. И пусть улыбающееся лицо домового покажет ваше хорошее настроение, если же вы остались чем, то не довольны, то нарисуйте сердитого домового. Кто нарисовал сердитого домового? Если есть такие, то обязательности спросить, почему он уходит с занятия с плохим настроением и помочь поднять его.
Спасибо за занятие!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 5 классе
Сценарий спортивно – познавательной программы для 5-7 классов
Посвящение в пятиклассники. Идеи по проведению праздника
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России
Классный час на тему животные для 5, 6 класса