Рисование с детьми 6-7 лет "Верблюд в пустыне".
Автор: Разумова Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ "Шухободский детский сад", село Шухободь, Череповецкий район.
Описание: Данное занятие было разработано и проведено в рамках тематической недели "Животные жарких стран". Материал может быть полезен педагогам старшей и подготовительной групп детского сада для организации образовательной деятельности, родителям для совместного творчества с детьми.
Назначение: использование на занятиях по рисованию; практическая работа при знакомстве с животным миром пустыни.
Цель: создание пейзажа пустыни с изображением верблюда в технике восковой мелок+акварель с применением шаблонов.
Задачи:
-отрабатывать знакомую технику рисования при изображении верблюда в пустыне;
-развивать композиционные умения,творческий потенциал, моторику руки, координацию движений;
-учить детей отражать в рисунке представления о пустыне, её растительном и животном мире;
-воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение доводить работу до логического завершения.
Материалы и инструменты:
-альбомные листы;
-акварельные краски;
-восковые мелки;
-шаблоны с изображением верблюда разного размера;
-кисти разного размера: № 3-4, № 6 (белка, пони);
-простой карандаш;
-клеёнка, салфетки или тряпочка.
Данное занятие является вторым в серии мастер-классов по рисованию в рамках тематической недели "Животные жарких стран". На первом мы с детьми говорили об африканской саванне и рисовали жирафа в технике восковой мелок+акварель с применением шаблона. Посмотреть этот материал можно здесь:
/blogs/valentina-nikolaevna-razumova/master-klas-po-risovaniyu-zhirafa-s-detmi-6-7-let.html
Данный материал делится на две части и изучается с детьми в два приёма. В первой части мы говорим о растительном мире пустыни и рисуем фон будущего рисунка. Во второй части знакомимся с животными, обитающими в таком необычном климате, их приспособлении к суровым условиям и дорисовываем рисунок.
1 часть.
С ребятами рассматриваются иллюстрации и проводится краткая беседа с целью систематизировать и обобщить их знания о пустыне и её растительном мире.
-Ребята, как вы думаете, что изображено на иллюстрации? /пустыня/
-Почему её так называют?
-Какие там условия?
Воспитатель подводит итог: Слово пустыня произошло от слова "пусто",и, действительно, на всём протяжении это огромные пространства, покрытые песком.
Там очень жарко, солнце печёт целый день (температура может достигать 70 градусов), очень мало воды. Дожди идут редко.
Пустыня напоминает море, но вместо воды там песок. Ветер переносит его с места на место , образуя холмы (барханы). В пустыне случаются песчаные бури.
Но даже и в таких суровых условиях встречаются растения. Как вы думаете, что может там расти?
Это трава-осока.
Кактусы:
Верблюжья колючка.
Встречаются даже деревья. Например, саксаул.
Песчаная акация.
Некоторые виды пальм.
В пустынях встречаются оазисы, где есть вода. Там путешественники могут отдохнуть и пополнить запасы воды.
Пустыня не всегда бывает безжизненной. В период дождей она "расцветает"-покрывается ковром из цветущих растений.
Это очень красивое и впечатляющее зрелище.
Цветут даже кактусы.
-Ребята, вы заметили, что у многих растений пустыни вместо листьев колючки. У тех же, что имеют листья, они узкие. Так растения приспособились к жаре и сухому климату.
А сейчас предлагаю поиграть.
Физкультминутка.
С.Я. Маршак "Жёлтая страница"
Вот жёлтая страница /дети кружатся, делают волнообразные движения руками/
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
Неведомо откуда, /шагают по кругу/
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды-
Степные поезда
Идут они в кочевье /присесть, изобразить ветви дерева/
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.
Безлиственные сучья /"покачать ветвями"-руками-из стороны в сторону)
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.
А ветер носит тучи /лёгкий бег по кругу/
Горячего песка.
Идёт песок летучий
На приступ, как войска.
- Итак, мы немного познакомились с необычным миром пустыни. А хотите её нарисовать?
Сегодня мы нарисуем фон будущего рисунка: небо и песок.
1. На альбомном листе проводим линию горизонта. Рисуем сразу голубой акварельной краской. Используем кисть большего размера - № 6
2. Раскрашиваем небо.
3. Рисуем пустыню оттенками жёлтого цвета.
4. По желанию можем прорисовать барханы-холмы песка. Рисуем их как волны на море зигзагообразными движениями.
- Наш фон готов. Он должен хорошо просохнуть. А завтра мы будем заселять нашу пустыню. Ребята, как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях жить животные?
Ребятам даётся задание: выяснить, какие животные обитают в пустынях.
2 часть.
Дети с воспитателем стоят в кругу:
- Ребята, вам нужно было узнать, какие животные могу жить в пустынях. Я прошу по очереди называть по одному животному, повторяться нельзя.
Выслушиваются ответы детей.
- А теперь предлагаю сесть на стульчики и посмотреть на обитателей пустыни. Показываются иллюстрации или презентация.
В пустынях обитает множество грызунов, например, тушканчики.
Песчанки.
Суслики.
Встречаются черепахи.
Обитают различные виды змей.
Кобра:
Песчаная эфа:
Много ящериц.
Скорпионов.
Здесь водятся сайгаки.
Обитает в пустыне очень интересная маленькая лисичка - фенёк.
Ушастый ёжик.
Это варан. Его называют крокодилом пустыни.
Ну и, конечно, самое известное животное пустыни. Отгадайте про него загадку:
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка.
Но каждый горб не горб-амбар,
Еды в них-на семь суток
Я в пустыне помогаю,
Много дней могу не пить.
Если нет вкуснее блюд,
Ем колючки.
Я-....верблюд.
Итак, посмотрите ещё раз на обитателей пустыни. Как же они приспособились выживать в трудных условиях, где очень жарко и мало воды?
Многие животные ведут ночной образ жизни: днём прячутся от жары в глубоких норах, ночью выходят на поверхность, ищут корм. Змеи, скорпионы, черепахи, вараны могут надолго впадать в сонное состояние, пережидая неблагоприятные условия.
А у верблюда есть запас жира и воды в его горбах. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Во время песчаных бурь, когда трудно дышать, верблюд может совсем сомкнуть ноздри. Это очень выносливое животное, способно совершать длительные переходы через пустыню, перевозя людей и груз.
Физкультминутка.
А Тесленко.
Верблюд по пустыне /выполняются движения по тексту/
Отважно шагает. /шагают/
Все тайные тропы
В пустыне он знает.
Он знает, что там, /приставить руку ко лбу, как бы вглядываясь вдаль/
За барханом - вода!
И держит он путь свой
Прямо туда!
А там, за барханом- /протягивают руку вперёд /
Оазис, прохлада,
Напиться воды там /наклоны вперёд/
Верблюду так надо!
И снова в дорогу /шагают по кругу/
Спешит караван.
И всё там реально;
Мираж лишь - обман.
Воспитатель обращает внимание детей на незаконченные рисунки и предлагает продолжить работу -"заселить" пустыню.
- Рисовать будем восковыми мелками, а раскрашивать акварельными красками. Нарисовать верблюда помогут шаблоны.
Шаблоны нужно заранее распечатать на картоне и вырезать. Их должно хватать всем детям.
- Предлагаю подумать над будущей композицией и расположить шаблоны по разному:
Может быть, это караван верблюдов.
Может, мама-верблюдица с верблюжонком.
Караван, идущий вдали.
Определились с сюжетом. Начинаем обводить шаблоны простым карандашом.
Убираем шаблон. Обводим верблюда по контуру восковым мелком коричневого цвета. Можно сразу обводить мелком, но тогда он должен быть хорошо заточен.
Подрисовываем детали.
Начинаем заполнять окружающий пейзаж. Рисуем растения: у меня кактусы и верблюжья колючка.
Добавляю пальмы на заднем плане - возможно, там располагается оазис.
Обращаем внимание детей, что предметы, находящиеся вдали рисуем меньше и выше, вблизи-крупнее и располагаем ниже на листе бумаги.
Начинаем раскрашивать рисунок акварельными красками. Верблюд-светло-коричневый.
Раскрашиваем кактусы зелёным цветом.
Добавляю змею для полноты композиции.
Мой рисунок готов.
Вот, что получилось у ребят:
Любуемся нашим караваном. У всех ребят получились свои оригинальные рисунки.
Организуем выставку для родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать белку акварелью поэтапно для детей от 7 лет
Как нарисовать медведя карандашом поэтапно для детей от 5 лет
Как нарисовать пингвина карандашом поэтапно для детей
Как нарисовать зайчика карандашом поэтапно для детей