Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе детей с ТНР "Звучащий предмет, звучащее слово"

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
В группе детей с тяжелыми нарушениями речи большое внимание уделяется развитию фонематического слуха. Начинается эта работа с различения детьми неречевых звуков.
Предлагаю учителям-логопедам конспект занятия на тему:
«Звучащие предметы, звучащее слово»
Цель: ознакомление детей с понятием «Звук. Звучащее слово»
Задачи:
1. Закрепить знания детей об одушевленных и неодушевленных предметах. Развивать умение слышать и различать звучание музыкальных инструментов.
2. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать желание узнавать новое.
Материал: предметные картинки, музыкальные инструменты, картинки паровозов.
Ход:
1. Проводится дидактическая игра «Паровозики»
У каждого ребенка две картинки паровозов с вагонами. В одном паровозе едет собака. В другом паровозике помидор.
Логопед. В вагончики, которые везет паровоз с собачкой, поместите картинки, отвечающие на вопрос «Кто это?». В вагоны, в которых паровоз везет помидор, поместите картинки, отвечающие на вопрос «Что это?»
- Кто едет в вагонах с собачкой?
Ребенок. Лошадь, кошка, свинья, корова.
Логопед. Как назвать их вместе?
Ребенок. Домашние животные.
Логопед. Что вы поместили в вагоны с помидором?
Ребенок. Огурец, капусту, свеклу, морковку.
Логопед. Какой вопрос мы поставим к слову огурец.
Ребенок. Что это?
Логопед. Почему?
Ребенок. Потому что огурец неживой.
Логопед. Можно отправляться в путь!
2. Пальчиковая гимнастика «Веселые паровозики»
Ехал, ехал паровоз
(Сжать руки в кулаки. Выполнить круговые вращения, произнося звуки «Ч-Ч-Ч»
Прицепил вагон, повез:
Кошку, лошадь и овцу, поросенка и козу
(Загибать поочередно пальцы левой руки правой рукой)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез:
Огурец и помидор, свеклу, репу и лучок
(Загибать поочередно пальцы правой руки левой рукой)
3. Логопед. Вот и прибыли наши паровозики на поляну. Сядьте на травку (дети садятся кругом на ковре). Послушаем тишину.
- Что вы услышали в тишине?
Дети. За окном чирикал воробей. Гудела машина. Журчала вода.
Логопед. В тишине мы услышали разные звуки. Каждый предмет издает свой звук. Эта поляна звучащая. Сейчас мы послушаем, как звучат музыкальные инструменты (Логопед демонстрирует звучание бубна, барабана, гармошки, дудки, металлофона, детского пианино).
Логопед. Закройте глаза. Какой музыкальный инструмент звучал?
Ребенок. Звучал бубен.
Логопед. Какой музыкальный инструмент прозвучал теперь?
Дети. Прозвучала дудочка и т. д.
Логопед. Вы правильно отгадали все музыкальные инструменты. Эта поляна необычная. Здесь начинают издавать звуки различные предметы. Они спрятаны за ширмой.
(Дети отгадывают шуршание бумаги, стук ложек, стук молотка, удары резинового мяча).
4. Логопед. Закончите предложение словом.
Шуршит – бумага.
Стучит – молоток.
Льется – вода.
Звенит – пустой стакан.
Звучат – металлические ложки.
5. Логопед. Звуки бывают разными по громкости. Сейчас мы организуем небольшой оркестр и послушаем, как звучат большой и маленький колокольчики, барабаны, дудочки, погремушки.
(Логопед раздает детям большой и маленький колокольчик, большой и маленький барабан, большую и маленькую погремушку, большой и маленький маракас).
Логопед. Я буду по очереди показывать картинки больших и маленьких музыкальных инструментов. По показу картинки начинает звучать ваш музыкальный инструмент.
- Вы правильно справились с заданием. Наш оркестр звучал слаженно.
6. Логопед. Слова тоже состоят из звуков. Если звуков в слове мало – получается короткое слово: АХ, МОЙ, КОТ, МЯЧ, ЛУК.
Если в слове много звуков – это слово длинное. Его бывает трудно произнести: электричество, водопровод, динозавр, многоэтажный. Попробуйте произнести длинное слово ВОДОПРВОД. Мы обязательно научимся произносить это слово.
- Сейчас мы превратимся с вами в волшебников и будем из коротких слов делать длинные слова: день – денечек, дочь – доченька, стул – стульчик, стол – столик, мяч – мячик, сын – сыночек, зонт – зонтик, шкаф – шкафчик, туфли – туфельки и т. д.
7. Итог занятия.
Логопед. Садитесь в вагоны, отправимся в детский сад.
- Назовите любое короткое слово. Назови любое длинное слово.
- Вы все хорошо занимались на занятии.

Похожие записи:

Занятие в старшей группе. Именительный падеж множественного числа существительных Конспект занятия в старшей группе. Предложение Конспект НОД в детском саду в старшей группе. Свойства магнита Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: Осень
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР | Советы логопеда для родителей. Закрепите с ребенком знания о звуке С
Опубликовано: 2966 дней назад (5 марта 2016)
Просмотров: 2189
+2
Голосов: 2
Светлана Михайловна Радулова # 5 марта 2016 в 22:26 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Очень интересный конспект занятия по ознакомлению детей с неречевыми звуками. Занятие построено в игровой, увлекательной форме. Задания соответствуют возрасту и диагнозу детей. Вам успехов и мой голос!
Светлана Геннадьевна Иванова # 23 апреля 2016 в 03:04 0
Валентина Николаевна!спасибо за увлекательный конспект !Вы правы, деткам с ТНР большое внимание уделяется развитию фонематического слуха.Данный конспект с удовольствием буду использовать на своих занятиях.Желаю творческих успехов !! личных побед!гармонии в жизни, всего Вам самого добренького и весёленького!!!))