Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для учителей-логопедов. Обучение детей старшей группы с ТНР составлению описательных рассказов о предметах и игрушках в процессе использования мнемоквадратов

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Консультация для учителей-логопедов
Обучение детей старшей группы с ТНР описательным рассказам о предметах и игрушках в процессе использования мнемоквадратов.
В России целенаправленное использование мнемотехники, довольно молодое направление в области педагогики.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи составлению описательных рассказов о предметах, объектах и игрушках.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Описательные рассказы о предметах и игрушках являются эффективным способом развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
Чтобы высказывания ребенка были последовательными, полными и грамматически правильными, необходимо создать для него наглядную модель связного высказывания. Одним из способов планирования связного высказывания является метод наглядного моделирования.
Зрительные образы при описании игрушек, различных объектов и предметов детям предоставляет мнемотехника.
В старшей группе был выработан следующий алгоритм работы с опорными схемами:
I этап. Введение элементов схем, символов обозначения:
- цвета
- формы
- величины
- действия
Символы обозначения цвета, формы и величины обозначались знакомыми для детей предметами:
Величина предмета – большой и маленький мяч
Форма предмета – геометрическая фигура
Цвет предмета – цветной карандаш
Использование в старшей группе в основном не графических моделей, а моделей-картинок продиктовано уровнем сформированности психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи: неустойчивым вниманием, затрудненным переключением с одного вида деятельности на другой и процессами запоминания.
Одни и те же элементы опорных схем, символов использовались на всех видах занятий, где дети составляли описательные рассказы о предметах и игрушках. Это облегчало детям процесс «чтения» цепочки символов.
При изучении лексической темы «Игрушки» были выбраны следующие символы обозначения:
Цветной карандаш – цвет игрушки
Большой и маленький кубики – размер игрушки
Геометрические фигуры – форма игрушки или отдельных ее частей.
Картинка руки – действия с игрушкой

Раньше, в первом периоде старшей группы, для описания игрушек, овощей и фруктов использовались мнемотаблицы. Дети испытывали трудности в выборе символа для описания формы, размера, цвета предмета. Многие стеснялись выходить к доске для работы с мнемотаблицей.
Поэтому для описания игрушек были изготовлены мнемоквадраты. Мнемоквадраты используются педагогами младших групп для составления описания игрушек. Уровень связной речи детей на начало старшей группы продиктовал необходимость использования упрощенных схем. Мнемоквадраты позволяли ребенку описывать игрушку с места.
В левом квадрате располагалась картинка игрушки. В квадрате справа модели, характеризующие игрушку по цвету, размеру, форме. В процессе подбора прилагательных, ребенок учится правильно согласовывать их с существительными. Готовые подобранные символы позволяли, во-первых, запомнить его назначение, во-вторых, правильно описать игрушку. Использование упрощенных мнемосхем позволяло каждому ребенку успешно справиться с поставленной задачей.
Следующий опыт использования мнемомоделей ребенок получал на занятиях по лексической теме «Фрукты». На первом занятии подбирались слова-определения к слову, обозначающему фрукт. В качестве раздаточного материала использовались мнемоквадраты. Слева на квадрате изображен фрукт и картинка глаза. Справа помещались модели слов, помогающие описать внешний вид фрукта, то есть то, что ребенок видит (Яблоко – красное, круглое, большое).
В качестве образца давались модели для описания всех фруктов:
- Разноцветные карандаши – цвет фрукта
- Геометрические фигуры – форма фрукта
- Большой и маленький кубик – размер фрукта

На следующем занятии ребенок самостоятельно подбирал символы для описания цвета, формы и размера фрукта. Для этого были изготовлены мнемоквадраты со свободной правой частью квадрата. Слева находилась картинка фрукта, справа ребенок располагал модели, позволяющие описать внешний вид фрукта.
Дальнейший этап работы предполагал подбор слова-определения к названию фрукта, обозначающего его вкус. На общем образце изображены модели, помогающие ребенку описать вкус фрукта и картинка рта. На мнемоквадрате ребенок выкладывал модели, описывающие вкус фрукта:
- Конфета – сладкий
- Лимон – кислый
- Перец – горький
- Стакан сока – сочный
- Картинка сухаря – хрустящий
Использование мнемоквадратов при составлении описательных рассказов о предметах и игрушках способствовали закреплению умения согласовывать существительные с прилагательными и позволяли последовательно и полно составить описательный рассказ.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию Обучение детей с ТНР моделированию рассказов о диких животных

Похожие статьи:

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Конспект НОД в старшей группе детей с ТНР на тему "Звук З" | Консультация для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе?
Опубликовано: 3001 день назад (3 сентября 2016)
Просмотров: 1997
+1
Голосов: 1
ирина николаевна юрова # 4 сентября 2016 в 10:09 0
Здравствуйте! подробно ознакомилась с данным материалом, вполне доступный для детей, соответствует стандартам. можно использовать в любых видах деятельности, с постепенным усложнением. спасибо за идею!!!