Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
Хочу представить вниманию учителей-логопедов и воспитателей ДОУ конспект мастер-класса
«Обучение детей с ТНР моделированию рассказов о диких животных»
Одним из перспективных направлений совершенствования коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования. Моделирование способствует развитию:
- умения вычленить и назвать признаки объекта описания или пересказа;
- умения перечислить признаки в определенной последовательности;
- умения связать слова, фразы и периоды в целостный текст.
Использование моделирования в обучении позволяет преодолеть многие трудности и проблемы. Опираясь на схему - модель, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Эффективность обучения возрастает. Включение в учебный процесс моделирования создает условия для коррекции мыслительной деятельности и облегчения понимания абстрактных понятий. Предметное моделирование - это использование замены реального предмета - предметом в уменьшенном виде или его графическим заменителем (рисунком). На первом этапе обучения роль моделей выполняют конкретные предметы, а потом можно использовать символические заменители. Использование моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения определенной задачи. Но первоначально детям следует освоить действия замещения: научиться использовать различные заместители предметов.
Моделирование особенно эффективно при составлении рассказов описаний по темам: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель.
Опыт многолетней работы с детьми с общим недоразвитием речи показал широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их лексический словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, рассказывать сказки, составлять рассказы.
Опорная картинка дает толчок к составлению предложения, учит находить смысловые связи. Чтобы повысить эффективность занятия с использованием приемов моделирования, предлагаем привлекать детей к разработке моделей для составления описательных рассказов. Например, для описания диких животных, совместно были созданы следующие модели: разноцветные квадраты обозначали цвет животного, большой и маленький кружок – размер, ветка ели обозначала, что животное колючее, стрелка – быстрое, зубы – зубастое, кусочек меха – пушистое и т. д. На занятии дети самостоятельно осуществляли выбор моделей для описания животного и на альбомном листе моделировали план описания дикого животного.
Цель: Обучение педагогов методам моделирования рассказов о диких животных.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методами изготовления наглядных моделей.
2. Практическое моделирование рассказов о лисе, волке, медведе, белке, еже, зайце.
3. Обмен опытом работы по данной теме.
Материал: силуэты диких животных, листы белого картона, модели для составления описательных рассказов, белые квадраты, цветные карандаши.
Ход:
Педагоги сидят за столами.
Логопед. Хочу познакомить вас с использованием практического метода моделирования для составления описательных рассказов о диких животных. Предлагаю превратиться в детей и поиграть.
- Каждому я дам лист белого картона.
- Назовите диких животных наших лесов.
Дети. Лиса, медведь, волк, заяц, белка, еж.
Логопед. В лесу дикие животные решили устроить конкурс красоты. Для этого им понадобятся портфолио. Портфолио - это рассказ о животном, с помощью картинок. Они просят вас оформить для них портфолио. Выберите животное, которому вы будете делать портфолио, и положите картинку в середине листа.
- Для составления портфолио нам понадобятся модели. Мы нарисуем модели на квадратиках. Первая модель поможет нам определить след животного.
Мы рассматривали с вами следы животных. Найдите след своего животного и нарисуйте его на квадрате. Поместите след животного в левом нижнем углу листа.
Логопед. Чей след вы приклеили в левом нижнем углу листа?
Дети. Я приклеил лисий след. Я приклеил заячий след. Я приклеил беличий след.
Логопед. Теперь мы нарисуем модели, которые помогут подобрать слова-определения к названию животного. Первая модель покажет нам, какого цвета дикое животное. Раскрасьте квадрат цветом, соответствующим окрасу вашего животного.
Логопед. Следующая модель подскажет нам размер животного.
- Какого размера бывают животные?
Дети. Большого и маленького.
Логопед. Большой круг покажет нам, что животное большое, а маленький кружок, что животное маленькое. Нарисуйте круг, соответствующий размеру вашего животного.
- Подумайте, какая особенность отличает ваше животное.
Ребенок. Заяц длинноухий. Можно нарисовать на квадрате длинные уши.
Ребенок. Медведь косолапый. Я нарисую две дуги.
Ребенок. Ежик колючий. Я нарисую еловую ветку.
Ребенок. Лиса хитрая. Я нарисую лисьи глаза.
Ребенок. Волк зубастый. Я нарисую острые зубы.
Логопед. Модели приклейте слева направо в верхней части листа.
- Сережа, какой медведь?
Ребенок. Медведь коричневый, большой, косолапый.
Логопед. Саша, какой ёжик?
Ребенок. Ежик серый, маленький, колючий.
Логопед. Вы правильно подобрали слова – определения.
- Назовите жилище своего животного.
Дети. Берлога, нора, логово, дупло, норка, куст. Попробуйте изобразить дом своего животного. Поместите модель жилища животного в правом верхнем углу.
Логопед. Если вам трудно нарисовать дом животного, используйте готовую модель.
- Саша, где спит ежик?
Ребенок. Ежик спит в норке, под пеньком.
Логопед. Катя, как называется жилище белки?
Ребенок. Жилище белки называется дупло.
Логопед. Максим, где спит волк?
Ребенок. Волк спит в логове.
Логопед. В правом нижнем углу портфолио мы поместим любимую еду животного. Выберите картинки с изображением любимой еды вашего животного.
Логопед. Чем лакомится медведь?
Ребенок. Медведь лакомится мёдом, малиной, рыбой.
Логопед. Что ест белка?
Ребенок. Белка ест орешки, грибы, шишки.
Логопед. За кем охотится лиса?
Ребенок. Лиса охотится за зайцами, ворует кур, ловит мышей.
Логопед. Молодцы! Расскажите о животном, опираясь на модели.
Ребенок. Это лиса. Это лисий след. Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Она спит в норе. Лиса ест рыбу, ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса хищное животное.
Логопед. Лисе понравится ее портфолио. Ваня составь рассказ о зайце.
Ребенок. Это заяц. А это заячий след. Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Он спит под кустом. Заяц ест корешки растений, молодые побеги кустарников, грызет кору деревьев. Заяц травоядный и т. д.
Логопед. Я думаю, всем животным понравятся их портфолио. Вы составили интересные и полные рассказы о них. Теперь они могут отправляться на конкурс!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока рисования в 3 классе с презентацией (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)
Консультация для учителей-логопедов. Обучение детей старшей группы с ТНР составлению описательных р
Обучение детей с ОВЗ. Семинар - практикум для родителей детского сада
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ