Обучение детей с ОВЗ. Семинар-практикум для родителей в детском саду
Автор: Давидюк Оксана Николаевна учитель-логопед
Место работы: МКДОУ детский сад "Сказка" п. Лиственичный Кондинский район Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Описание: Предложенный Вашему вниманию семинар-практикум организован в форме путешествия на воздушном шаре. В ходе путешествия родители побывают на острове знаний, где познакомятся с основными логопедическими терминами и понятиями; на поляне коррекции, где попробуют определить приемы и направления работы для преодоления речевых нарушений у детей.
Цель: Познакомить родителей с логопедическими терминами и понятиями, с направлениями и приемами коррекции речевых нарушений.
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Очень рада видеть Вас на нашем собрании, рада, что Вы нашли время прийти к нам, чтобы обсудить ряд важных вопросов.
А чтобы настроиться на совместную работу предлагаю Вам поиграть в хорошо знакомую детскую игру «Данетку»: Я буду задавать Вам вопросы, Если Вы со мной согласны – громко говорите ДА, а если не согласны, то НЕТ.
Крикните громко и хором, друзья!
Детей своих любите?
С работы пришли, сил почти нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?
Я Вас понимаю, как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте тогда мне скорее ответ,
Детям помочь Вы откажитесь?
Последний вопрос Вам задам я друзья,
Активными будем сегодня все?
Тогда я предлагаю Вам совершить путешествие на Воздушном шаре и взять с собой самые важные для вас жизненные ценности. Каждый называет наиболее значимую для него жизненную ценность
(родители перечисляют ценности, педагог записывает: любовь, семья, здоровье, работа, деньги, успех…). Нарисуйте на листе воздушный шар и запишите ценности, которые мы возьмем.
Итак, начинаем наше путешествие. Мы летим по голубому небу, светит яркое солнце, но вдруг, неожиданно наш шар начинает терять высоту. Мы начинаем падать, чтобы не разбиться, нам необходимо выкинуть 3 ценности из тех, что лежат в корзине
(зачеркните любые три, которые, по Вашему мнению, наименее значимы для Вас). Отлично. Теперь мы можем продолжать наше путешествие. Шар снова набирает высоту. Летим. Но что это, шар как будто снижается, снова падение. Необходимо выкинуть балласт, чтобы не разбиться, а это еще 3 ценности.
(Вычеркиваем). Итак, что же у Вас осталось?
(Родители озвучивают, педагог фиксирует результаты).
Уважаемые родители, обратите внимание, что Здоровье оставили все, и это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдешь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно когда здоровы дети.
Но, к сожалению, последнее время с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Детей с ограниченными возможностями здоровья. Что же это за дети?
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития. И выраженность этих нарушений может быть различна.
В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития:
• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие),
• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие
• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
• дети с задержкой психического развития
• дети с нарушениями интеллектуального развития
• дети с нарушениями развития аутистического спектра
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное )нарушения.
И сегодня, путешествуя на нашем воздушном шаре, мы познакомимся с некоторыми понятиями, определим направления и приемы работы с детьми с ОВЗ, а именно узнаем, что такое ТНР и как помочь нашим детям, у которых имеются ТНР., т.к. «Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей». Именно поэтому «вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей».
Итак, начинаем снижение на островок знаний. Познакомимся с основными терминами и понятиями.
(на экран проецируются слайды с терминами)
Тяжелое нарушение речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для тяжелого нарушения речи характерно логопедическое заключение ОНР 1-3 уровня у детей с алалией, (афазией, ринолалией, дизартрией).
Также к ТНР относятся некоторые формы заикания, сочетающиеся с ОНР.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой патологии у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором грубо нарушено формирование основных компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь. Дети с данным нарушением могут общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии психических процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия.
У детей с ОНР отмечаются нарушения в формировании мелкой моторики рук и отставание в развитии общей двигательной сферы.
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, обусловленное недостаточной двигательной активностью мышц речевого аппарата. Дизартрия наблюдается у детей, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, или другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития, в период родов или в первые 2-3 года жизни.
Итак, мы познакомились с логопедическими заключениями и характерными для них нарушениями, отправляемся дальше на поиски нужных направлений и приемов работы. И вот перед нами полянка Коррекции.
А перед Вами корзинки, за подснежниками я Вас отправлять не буду и сегодня мы будем заполнять их не грибами, ягодами, а приемами и игровыми упражнениями, которые необходимы нам для коррекции того или иного нарушения. Каждая корзинка – это определенное направление работы. Ваша задача - наполнить корзинку необходимыми приемами.
(Родителям предлагается подобрать приемы работы для коррекции нарушений)
(После выполнения задания на экран проецируются слайды для проверки правильности выполнения задания)
Коррекция произношения
•
Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Мимическая гимнастика
• Логопедический массаж
• Биоэнергопластика
Коррекция двигательной сферы
•
Пальчиковая гимнастика
• Физминутки
• Основные движения
• Подвижные игры
• Логоритмические упражнения
Коррекция фонематический функций
•
Узнай что звучит
• Громко – тихо
• Поймай звук
• Определи место звука в слове
• Посчитай сколько слов в предложении
• Раздели слова на слоги
Коррекция лексико-грамматического строя
•
Расширение словаря
• Словообразование
• Словоизменение
• Составление предложений
Коррекция связной речи
•
Пересказ сказок
• Составление предложений по картинке
• Составление рассказа по картинке
• Составление рассказа по серии картинок
Коррекция высших психических функций
•
Развитие внимания
• Развитие памяти
• Развитие восприятия
• Развитие мышления
Итак, корзинки наполнены, и я приглашаю выйти к нам родителей, прилетевших на синем воздушном шаре.
Для правильной речи, правильного четкого произношения необходимо правильное речевое дыхание. В его формировании нам помогут следующие упражнения:
(на экран проецируются слайд с упражнениями)
• Упражнение 1. И. п.— стоя (прямо), стопы параллельно. Поворачиваем корпус влево на 45°, оставив стопы на месте, ладони соби¬раем в горстку и теплым выдохом дышим на руки, как будто хотим их согреть.
На выдохе беззвучно произносим гласные
• Упражнение 2. И.п.— стоя (прямо), ноги на ширине стопы. Представ- ляем, что перед нами летает пушинка. Легким фиксирован¬ным выдохом «пффффффф» гоняем воображаемую пушин¬ку, чтобы она «летала». Затем «раздуваем пламя костра» очень интенсивным фиксированным выдохом: пффффф — пфффффф — пфффффф.
Чередуем легкие («пушинка») и интенсивные («костер») выдохи несколько раз.
• Упражнение 3. И. п.— то же. Энергично поднимаем обе руки через стороны вверх и на опускании рук через стороны вниз 5—6 раз про¬изводим длинный фиксированный выдох: пфффффффффффф.
• Упражнение 4. И. п. — то же. Делаем наклон вниз вместе с руками, как будто хотим «собрать пух с пола», одновременно произво¬дим фиксированный выдох: пффффффффф.
• Упражнение 5. И. п. — стоя (прямо), ноги на ши¬рине плеч или немного меньше. Руки разводим в стороны и слегка назад («крылья самолета»), корпус одновре¬менно слегка наклоняем вперед энер¬гичным движением (полунаклон), сохраняя при этом абсолютно прямую спину. Медленно возвра¬щаемся в и. п., производя 5—6 раз длинный фиксированный выдох: пффффффффффффф.
Не каждый родитель станет выполнять эти упражнения дома, кто-то не уверен в правильности выполнения, у кого- то времени нет, кто –то забыл. Однако, я почему – то уверена, что у каждого дома найдется игрушка для развития дыхания. Как вы думаете, что это?
(дудочка, мыльные пузыри, воздушные шары и т.д. родителям предлагается поиграть)
Особенно важно выполнять дыхательную гимнастику детям с заиканием, у кого наблюдается носовой оттенок речи и слабый речевой выдох. Спасибо за участие. Присаживайтесь.
Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего нужно тренировать мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без косточек»?
Все очень просто, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением, язык должен быть достаточно хорошо развит.
И я приглашаю выйти к нам родителей, прилетевших на красном воздушном шаре.
(Родителям предлагается произнести звук и определить местоположение языка) . При произношении звуков, мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык: за верхними зубами или за нижними. У нас с Вами артикуляция – это уже автоматизированный навык, а ребенку, чтобы обрести этот автоматизм, необходимо постоянно упражняться.
Чтобы преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения необходимо регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.
И сейчас мы с вами выполним ряд упражнений, из разных комплексов артикуляционной гимнастики:
(на экран проецируются слайды с артикуляционными упражнениями)
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте их повторить вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем!». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и все обязательно получиться.
Спасибо за участие. Присаживайтесь на свои места.
Учеными доказано, что речь находится на кончиках пальцев. Как, Вы это понимаете?
(ответы родителей)
Развитие и совершенствование точных движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие и стимулирует развитие речи, т.к двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Именно поэтому у детей с речевыми нарушениями можно наблюдать выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также недостаточность в развитии движений пальцев рук.
И я приглашаю выйти к нам родителей, прилетевших на зеленом воздушном шаре.
Мы с Вами выполним самомассаж ладошки, и такой массаж Вы можете делать своему ребенку с начало сами, а затем, научив его, делать вместе.
(на экран проецируется слайд с текстом пальчиковой гимнастики)
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Спасибо за участие. Присаживайтесь на свои места.
Ну что же, я думаю, что наши корзинки уже достаточно заполнены, пора возвращаться в детский сад. Надеюсь, что содержимое Ваших корзинок станет полезной информацией и поможет Вам при выполнении домашних заданий.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока рисования в 3 классе с презентацией (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)
Обучение детей с ТНР моделированию рассказов о диких животных
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе