Конспект урока рисования в 3 классе с презентацией (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)
Разработка урока рисования в 3 классе (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)
Тема: «Рисование бабочки по представлению» Целевые установки - изобразить на листе бабочку по представлению. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты: Метапредметные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, умение изображать объекты и явления. Личностные:
-формирование целостного мировоззрения, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. Средства обучения:
1)для учителя: конспект;
зрительный ряд: иллюстрации бабочек;
литературный ряд: загадки;
музыкальный ряд: запись классической музыки;
мультимедийный проектор; презентация к уроку;
2) для учащихся: альбом для рисования; простой карандаш; ластик; клеенка; акварель; кисти; стакан «непроливайка» с водой; палитра; Литература:
Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства – М 1993. – 289 с.
Кирцер Ю.М Рисунок и живопись: Практ. Пособие .- М .: Высш. Шк., 1992. – 270 с .: ил.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент(1 мин.)
1.Ребята, возьмитесь за руки. Улыбнитесь, и поделись хорошим настроением с другим! Пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. (СЛАЙД 2)
2.И в десять, и в восемь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Все, что его интересует.
Настроения и успехов на уроке. (СЛАЙД 3)
3.Проверка готовности класса к уроку: Проверьте наличие альбома, красок, кистей, воды, карандаша, ластика. (СЛАЙД 4)Настрой учащихся на урок. Самооценка готовности к уроку. Взаимопомощь при отсутствии предметов. УУД: Самоопределение, нравственно-этическое оценивание (Л); Коммуникация как взаимодействие(К) II.Целеполага-ние ( 5 мин.)
Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:
1.Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит. (СЛАЙД 5)
2.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотела,
Он вспорхнул и улетел. (СЛАЙД 6)
– О ком идет речь в загадках?
– Правильно, о бабочке. Мы с вами сегодня на уроке узнаем о многообразии бабочек и научимся рисовать бабочку во всей ее красе. (СЛАЙД 7)
- И как вы догадались, мы будем рисовать бабочек и поэтому тема нашего урока «Рисование бабочки». (СЛАЙД 8)
- Когда весной оживает вся природа, оживают и бабочки. (СЛАЙД 9)
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Многие художники в своих картинах изображали бабочек, посмотрите на слайды. (СЛАЙД 10-13)
Выполните задание. (СЛАЙД 14) (Плакат с заданием на знание органов бабочки) См. прил. 1.Отгадывают загадки УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)целеполагание, прогнозирование, планирование (Р) нравственно-этическое оценивание(Л); III. Введение в тему урока(7 мин.)
(СЛАЙД 15) Бабочки – это удивительные и красивые насекомые. В природе их существует огромнейшее количество. Учёные насчитывают более 140 тыс. дневных бабочек. Но кроме этого существуют ещё и ночные бабочки, которые летают и питаются ночью.
А вам нравятся бабочки? Чем?
-Конечно же, красота бабочек в её крыльях, в их разнообразной, яркой расцветке и узорах так привлекает наш взгляд. (СЛАЙД 16)
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена и названия, например, павлиний глаз, махаон, адмирал. (СЛАЙД 17)
- Как вы думаете, можно ли ловить бабочек?
- Почему нет?
- Их нельзя ловить, ведь они очень хрупкие.
- В природе существует большое количество видов бабочек, которые имеют различные размеры. От самого маленького с ноготок, до очень крупного.
- Поэты слагали стихи о бабочках, художники посветили им свои картины. Композиторы сочиняли музыкальные произведения. Сейчас мы с вами посмотрим на этих удивительных насекомых и послушаем сонату Ф.Шопена «Мотылеки».См. прил.2. (СЛАЙД 18)
–У бабочек очень нежные и хрупкие крылья, покрытые множеством мельчайших чешуек. Эти чешуйки отражают солнечные лучи. Таким образом, солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. После того как бабочки побывают в руках у человека, им трудно жить, так как даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого летать и могут даже погибнуть.
-Некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения, и они нуждаются в охране. Есть виды, которые занесены в красную книгу.
– Правильно ли поступают ребята, когда ловят бабочек?
Ученых, занимающихся изучением бабочек называют лепидоптерологами. Наука о бабочках называется лепидоптерология. В нашей Воронежской области есть такой ученый. Он занимается изучением и разведением бабочек в домашних условиях. Это Водянов Константин Юрьевич. Он проводит экскурсии по насекомым воронежской области в Воронежском краеведческом музее, многие коллекции насекомых, в том числе и бабочек, были собраны им лично.См.прил.3
- Бабочки, как живые цветы, являются украшением нашей природы. (Вывешивается плакат) См.прил.4
–Давайте еще раз посмотрим на бабочек. Какие все - таки они красивые! (СЛАЙД 19,20)
– Обратите внимание на форму крыльев, узоры и рисунки на них. Что вы заметили? (Ответы детей)
– Сколько крыльев у бабочки? (Ответы детей.)
– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крыла: два больших впереди и два поменьше сзади. (СЛАЙД 22)
-Крылышки, усики, узор на крылышках, всё – СИММЕТРИЧНО.
- Кто знает, что означает слово “симметрично”? (Вывешивается плакат)См.прил.5
- У вас на партах лежат шаблоны бабочек. Давайте сложим пополам. Линия сгиба и есть линия симметрии.
Линия, проведённая через середину туловища, делящая объект на две одинаковые половины, называется линией симметрии. Показ на слайде. (СЛАЙД 23)
– Бабочки симметричны, это значит, что их левые и правые половины похожи по форме, окраске и узорам. Сложите крылышки и вы увидите, что они одинаковые. Рассуждают о многообразии бабочек и их красоте.
Отвечают на вопросы учителя. УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); нравственно-этическое оценивание(Л);
планирование учебного сотрудничества (К); IV. Демонстрация последовательности работы над рисунком (2 мин.) Демонстрация учителем на доске.
Для того, чтобы нарисовать бабочку надо провести длинную вертикальную линию, затем горизонтальную линию чуть выше середины альбомного листа, нарисовать голову, грудку в виде небольшого полуовала, теперь нарисуем брюшко, оно больше грудки. Рисуем передние крылья, а затем от середины нижнего края переднего крыла нарисуем задние крылья, дорисовываем усики.
-Убираем лишние линии ластиком. А затем выполним работу в цвете.
-У нас получилась бабочка!
- Какие у вас есть вопросы? УУД: Общеучебные действия(П) Коммуникация как взаимодействие (К) V. Творческая практическая деятельность учащихся. (15 мин.)
(СЛАЙД 24-27)
1. Для начала определите расположение листа: (вертикально или горизонтально и почему?).
2.Правильно скомпонуйте лист, т.е. расположите вашу бабочку, так чтобы наша композиция располагалась по центру и не была смещена.
3. Обратите внимание на рисунок, расположенный на крыльях. Рисунок симметричен, т.е. рисунок одного крыла, точно повторяет рисунок другого. В своих работах не забывайте об этом.
4.Нарисуйте узор на одном крыле, а затем точно такой же на другом.
5.При работе над рисунком сильно на карандаш не нажимайте. Могут остаться глубокие и черные линии от карандаша, из-за чего работа будет смотреться не аккуратно и грязно.
6. Когда ваш рисунок будет готов, можете приступить к работе цветом.
7. Чем питается бабочка?
Вы можете дорисовать цветок. УУД: Планирование, контроль, коррекция (Р) Общеучебные действия(П) нравственно-этическое оценивание(Л); VI. Физминутка (1 мин.)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.Выполняют упражнения,изображая бабочку. УУД: Коммуникация как взаимодействие (К) VII. Творческая практическая деятельность учащихся (9 мин.)
Чтобы бабочка получилась красивой и нарядной, её надо раскрасить. Работать мы будем красками.
– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных? (Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.)
– Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.
Сначала необходимо провести кистью по контуру бабочки, а затем аккуратно раскрасить всё тело, голову и крылышки. Когда подсохнет украшаем кружками, овалами и линиями.
-Пофантазируйте и «нарядите» свою бабочку в красивое платье, какое вам хочется.
Приступаем к работе:
Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой.Дети рисуют узоры УУД: Планирование, контроль, коррекция (Р) Общеучебные действия(П) нравственно-этическое оценивание(Л); VIII. Рефлексия (5 мин.)
-Ребята, вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.
-Чему вы научились на уроке?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какое настроение вызвало рисование бабочки? Уборка рабочего места.
Выполните задание: Найдите верные утверждения, касающиеся бабочек. Слайд
-А теперь устроим выставку наших бабочек. Прикрепите свою бабочку на доске, посадив её на нашу воображаемую поляну.
-На большой цветной ковер села эскадрилья.
То раскроет, то закроет расписные крылья.
-Скажите, одинаковые ли у вас получились бабочки?
-Почему?
Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились.
Оценивание работ учащимися и учителем. (СЛАЙД 28)Выставка работ УУД: Планирование, контроль, коррекция (Р) Самоанализ своей деятельности (Л) Коммуникация как взаимодействие (К)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Презентация на тему: Рисование бабочки по представлению
Дети с ограниченными возможностями здоровья теперь учатся не только в специальных школах. Как важно создать для них на уроках особые условия, которые приведут к успеху. Ваш урок показывает таким ребятишкам, что и они могут быть успешными. Конспект грамотный, выдержаны все этапы, есть рефлексия, презентация. Интересный урок!
Здравствуйте, Ольга Михайловна! Материал для урока по ИЗО с детьми замедленного умственного развития очень хорошо раскрыт.Поставленные цель и задачи выполнены. Только плакат- приложение №5,сложен для восприятия даже моих первоклассников. Проще -ось симметрии это линия ,которая делит предмет пополам на равные части...Презентация Ваша замечательная! Я ее скачала для себя,если Вы не против! Очень хороший материал! Столько интересного про бабочек! С удовольствием посмотрела. Примите мой голос.