Конспект занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема занятия «Царица – водица»
Занятие будет интересно воспитателям.
Занятие проводится с детьми подготовительной группы, в течение 30-35 минут.
Цель: воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; развитие экологической культуры.
Задачи:
1) расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.)
2) познакомить детей с круговоротом воды в природе
3) дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
4) воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, любовь к природе родного края.
5) развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О. Троепольской, «Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Лед» Г. Ладонщикова, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, «Пар» Н. Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; игра «Мы — капельки».
Материал: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе; карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком; оборудование для проведения опытов.
Словарная работа: круговорот, быт, завод.
Ход занятия
Воспитатель: «Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной королеве. Чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку».
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
Правильно. Мы отправимся в гости к Королеве Воде (одевает на голову шапочку «Королева вода».
(Показывает детям глобус.)
Королева вода: «Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей)
Какие цвета вы еще видите? (ответы детей ) Что обозначено этими цветами? Какого цвета на глобусе больше? (ответы детей)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны. Где еще можно встретить большое количество воды? Отгадайте мои загадки ».
Загадки
Течет, течет — не вытечет
Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды —
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (Озеро или пруд)
Королева вода: «Ребята, чтобы понять, что такое вода, я приглашаю вас в сказочную лабораторию».
Опыты «Свойства воды»
Королева вода: «Давайте проделаем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась? А количество воды? » (ответы детей)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода — жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.
Королева вода: «А какого цвета вода? Возьмем два стакана — один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим на нее стакан с водой. Нам видно картинку? Теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?» ( ответы детей ).
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко — не виден. Значит, вода — прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Королева Вода: открывает термос с горячей водой и подносит к горлышку термоса зеркало. На нем появляются капельки воды. (С помощью фона из темной бумаги, воспитатель показывает, как из термоса выходит пар.) Вывод: Пар — это тоже вода!
Королева Вода: «Ребята, сейчас я загадаю загадки, и мы узнаем какое состояние, бывает у воды в природе».
Загадки:
Шумит он в поле и саду, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он гуляет. (Дождь)
Много-много звездочек, Тонких, как стекло. Звездочки холодные, А земле тепло! (Снежинки)
Рыбам жить зимой тепло: Крыша — толстое стекло. (Лед)
Королева Вода: «Что вы можете сказать про воду, какая она бывает? (дети отвечают: прозрачная, мокрая, льется, замерзает, испаряется.)
Королева Вода, просит детей подумать: откуда берется вода в кране?
«Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет, не кончается. Подчеркивается, что в кране — вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо от¬носиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А как попадает вода в реку, я вам расскажу?»
Королева Вода показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
Игра «Ходят капельки по кругу»: предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Королева вода произносит волшебные слова, и игра начинается.
Королева Вода говорит, что она — мама Тучка, а ребята — ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Королева Вода: «Ребята можно ли сказать, что вода — большая труженица и помощница человека». (Дети отвечают)
Королева Вода: Для чего нужна вода и кому? (ответы детей)
Королева Вода: «Правильно ребята вода нужна человеку, животным, растениям. Вода всех моет. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и улицы. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни лекарство, ни конфеты — ничего без, воды не сделать».
Королева Вода: «Вы видели, какая вода в озере, в реке? (Мутная, грязная, темная.) А из крана течет чистая, прозрачная. Я вам объясню почему». На водостанциях стоят фильтры, которые очищают природную воду и только после очистки вода направляется в трубы».
Королева Вода: «Ребята, я часто вижу зимой, как многие дети берут снег в рот. Можно ли это делать?»
Дети: «Нет».
Королева Вода: «Почему?» (ответы детей).
Королева Вода: «Чтобы это увидеть, давайте с вами посмотрим в стаканчики на столах. Вчера мы с вами набирали снег, а сегодня здесь вода. Почему?» (ответы детей).
Королева Вода показывает, как нужно перелить воду из одного стаканчика в другой через воронку с фильтром. Дети достают из воронки фильтр и убеждаются в том, что на нем частички грязи. Вывод: снег только кажется чистым, а на самом деле в нем есть грязь.
Королева Вода: «Кто еще может загрязнять водоемы? (Человек, водный транспорт, заводы и предприятия.)»
Королева Вода: «Чтобы заводы не загрязняли воду, на заводах должны работать водоочистители, которые очищают воду и снова позволяют ее использовать».
Итог занятия
Королева Вода: «Ребята, что нового вы узнали?» (ответы детей).
Королева Вода: «Что произойдет, если вдруг не станет воды?» (ответы детей).
Королева Вода: «А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (Не бросать мусор. Зря воду не лить, устанавливать водоочистители и т.д.) Что можешь сделать вы, чтобы сохранить воду?» (дети отвечают).
Королева Вода: «Мне понравилсь с вами «путешествовать». Вы дружные, умеете общаться, хорошо работали на занятии. И чтобы вы не забывали, как важно беречь воду, я хочу подарить вам по бутылочке чистой природной воды и эмблемы «Берегите воду».
Наше путешествие закончилось. До свидания ребята. ( Воспитатель снимает шапочку).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Занятие по экологии во второй младшей группе
Конспект игры - путешествия по экологии для старшей - подготовительной группы
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ
Похожие статьи:
Конспект НОД по экологии в старшей группе