Обследование фонематических процессов у дошкольников
Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звукобуквенного анализа и синтеза.
Известно, что звукобуквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.
Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звукобуквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.
Почему ребенок пишет и читает с ошибками?
Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у малыша достаточно развит фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно.
Как можно проверить фонематический слух?
1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.
Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:
- Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
- Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.
- Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.
- Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого. Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.
- Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается? Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.
- Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.
2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Да – та
Та – да
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
КА – га – кА
Ца – ча – ца
Ча – ща – ща
Оц – оть – оц
Сок – цок
Том – дом
Лук – люк
3. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.
На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Как проверить фонематическое восприятие?
Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.
2. Ребенок должен подобрать слова с заданным звуком. При этом сначала мы называем ему слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.
Например, «Назови слово со звуком [М]» ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], [А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Л]).
Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».
3.
Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].
Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ.
Фонематический анализ — это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).
Как проверить сформированность фонематического анализа?
Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
1.
Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.
Например, «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро».
Потом предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.
2.
Выделение звука из слова.
Например, «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно) «… в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? в слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?».
3.
Определение места звука в слове.
Например, «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?».
В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука.
С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков.
И только после этого Можно вопрос изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине».
Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?».
Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.
4.
Определение последовательности звуков в слове.
Например, «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка.
После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.
5.
Определение количества звуков в слове.
Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Например, «Сколько звуков в слове PPAAAК?»
Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе.
Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).
И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза.
Фонематический синтез — это мысленный процесс соединения звуков в целое слово.
Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?
1. Предлагаем ребенку слова из 3—5 слов с сохранной звукослоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой.
Например, «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]».
Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.
Например, «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (О, Д. М)
Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.
В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.
Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов
Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника