Внеклассное мероприятие «Берёза - символ России».
Автор: Гашкова Вера Алексеевна, МБОУ СОШ № 55, учитель начальных классов
Пояснение: увлекательная программа предназначена для работы учителям начальных классов, воспитателям ГПД, воспитателям детских лагерей. В данном материале использованы игры и загадки, которые распределены по цветам радуги.
Цель: Организация досуга детей и создание благоприятного психологического климата.
Задачи:
1. Развивать творческие (художественные) способности детей младших классов;
2. Расширять кругозор детей;
3. Воспитывать чувство коллективизма и способствовать сплочению коллектива.
4. Познакомить с народными играми и традициями.
Оборудование:
1. До мероприятия дети делают венки на голову.
2. Презентация с изображениями берёзы.
3. Поставить на подставку большую сухую ветку , напоминающую дерево, нарезать берёзовых листочков из цветной зелёной бумаги.
4. Фонограммы .
Ход мероприятия
Ведущий:Ум человека беспокоен, его дела велики: нами покорён атом, тяжёлые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг и под окошком полно мусора и пивных банок? Неужели такие мелочи могут вызвать тревогу и отвлекать нас от созерцания величественной поступи цивилизации на нашей планете?
Да, могут! Деревья в лесу бессловесны. Они не могут рассказать о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц, как выжигают молодую древесную поросль пожары, возникшие по безалаберности туристов…
А ведь леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и помнить прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
Лес- это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он бережёт почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие ветры, пыльные бури, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам…
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б мы знали о них, то у нас, должно быть, не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.
О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
Лес нам дал первые орудия труда, познакомил с огнём и снабдил топливом.
Лес кормил наших далёких предков, давал им кров, защищал от солнца, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.
Из дерева делали дома, лодки, копьё и соха, колыбель и гроб…Подлинная история современной цивилизации началась с изображения бумаги, книги, материал для которых дал лес…
Наши далёкие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!
Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Много разных деревьев, которым русские поэты и песенники сочиняли посвящали свои произведения- это и рябина, и осина, и верба, и ель, сосна и яблоня…Но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки.
Загадки.
Стоит Алёнка- платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает-
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь…
(берёзку)?
Известно, что ни в одной стране нет такого изобилия берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.
Ученики:(Ученики, заранее подготовленные, читают стихотворения)
Люблю берёзу русскую, Белая берёза
То светлую, то грустную, Под моим окном
В белом сарафанчике, Принакрылась снегом,
С платочками в карманчиках, Точно серебром.
С красивыми застёжками, На пушистых ветках
С зелёными серёжками. Снежною каймой
Люблю её ,нарядную, Распустились кисти
Родную, ненаглядную, Белой бахромой.
То ясную, кипучую, И стоит берёза
То грустную, плакучую. В сонной тишине,
Люблю берёзу русскую. И горят снежинки
Она всегда с подружками, В золотом огне.
Под ветром низко клонится А заря ,лениво
И гнётся, но не ломиться! Обходя кругом,
«БЕРЁЗКА» Обсыпает ветки
А. Прокофьев Новым серебром.
- - - - С.Есенин
Ведущий:А сколько загадок есть про берёзу:
1. На каком дереве две коры вместо одной?
(на берёзе). Сверху кора белая да тонкая, а снизу – чёрная да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
2.Стоят столбы белены, на них шапочки зелены.
(Берёзы)
3.Беленькие палочки,зелёные махалочки.
(берёзы)
4. Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
(берёза)
5. Какой гриб растёт под берёзой?
(подберёзовик)
6 Как называется кора берёзы?
(береста)
7. Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты?
( короба, кузовки, лодки, обувь)
8. Почему кору берёзы очень любят учёные-историки?
(В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли много узнать о жизни наших предков).
9.Какое дерево весной может утолить жажду?
(берёза и её сок).
10. Стоит деревцо цветом зелено:
В этом дереве четыре угодья:
Первое- больным на здоровье,
Другое- от теми свет,
Третье- дряхлых, вялых пеленать,
А четвёртое- людям колодец.
(берёза угодила нам четырежды. Из её веток делали банный веник, из ствола- лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и ещё весной пили берёзовый сок)
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. В пейзажах башкирского художника Бориса Фёдоровича Домашкова , берёза занимает особое место. Его картины называются : «Берёзки», «Май.Березняк», «Лето.Берёзы», «О берёзах», «Снова о берёзах»..Это нежное изящное дерево вносит лирическую ноту в содержание картин.
А какие вы знаете песни о берёзе.
Конкурс музыкальный.
а) «Во поле берёза стояла…
(русская народная песня).
б) «Берёзовый сок»
(«И родина щедро поила меня…»муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)
в) «То берёзка, то рябина…»
(муз. Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца).
г) «Берёза белая»
(муз. В.Шаинского, сл. Л.Овсянниковой)
д) «Растёт в Волгограде берёзка»
(муз. М.Пономаренко, сл. М.Агашиной).
Часто о берёзе мы говорим: стройная, высокая , кудрявая. Но для того, чтобы оно стало таким, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды:
зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
Ученик:
Ты видел, как рождаются берёзы?
Совсем, как травы:
стебель да листок.
Средь бела дня
или на зорьке розовой,
чуть полыхнёт очнувшийся восток,-
посмотришь,-
приподнялся из пелёнок
и , как былинка хлиплая, стоит
берёзы русской махонький ребёнок
и вовсе не берёзовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
в два-три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придется плохо:
то- непогода, то- земля жестка,
то солнце заслонить стремятся травы…
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
чтоб стройной да кудрявой
да белою берёзонькою стать!
Ведущий: В истории нашей Родины немало было трагических страниц. И здесь белоствольная берёза давала силы нашим бойцам, она стояла , напоминая про любимых жен. невест, сестёр… Воины погибали в бою за них, за матерей, за родину и …русскую берёзу.
Ученик:
Я помню ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал. как слёзы.
по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано-раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!»
Ведущий: Обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание "русская берёза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание берёзы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике ТРОИЦА. Накануне праздника в лесу рубили зелёные ветки, траву собирали, чтобы на Троицу- в воскресенье- дом и церковь украсить. Берёзовыми ветками украшают горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение- пироги да ватрушки- и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит фонограмма песни «Во поле берёза стояла».(Выходят две девочки, одетые в сарафаны русские ,на головах веночки из веток берёзы.. в руках по веточке берёзовой)
Ученица 1
К нам праздник пришел,
Пришла Троица!
Травой-муравой земля покроется,
Цветочками приукрасится.
Красны девушки придут
Ко берёзонькам,
Хоровод заведут
С песней звонкою!
Ученица 2:
Берёза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
«Ходите, девушки, в луг гулять,
Зелёные веточки завивать.
Я к вам согнуся,
Сама в веночки завьюся.
А вы меня прославляйте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зелёные,
А вы весь год весёлые!
Выходят 5-6 девочек, (становятся вокруг девушек -берёзок.)
1-я девочка
Берёзы, радуйтесь! 2-я девочка:
Зелёные, радуйтесь! Вокруг берёзки я хожу,
К вам девушки идут. Вокруг беленькой я хожу.
К вам красные идут-
Завивать венки, 3-я девочка:
Хоровод водить. Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я бело- кудревату одарю.
4-я девочка
Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
5-я девочка:
А ещё шелковым платочком
Да лазоревым веночком.
Связывают ленточкой руки берёзкам, чтобы получилась арка.
6-я девочка:
Белые берёзоньки!
Хотите с нами гулять,
В хороводе постоять.
Ваши ветки зелёные,
Наши песни весёлые.
Девочки поют «Во поле берёзонька стояла», змейкой проходят через арку», поют один- два куплета и уходят из зала, затем садятся в зале.
Ведущий:Ребята, берёза на Руси широко использовалась на многих весенне-летних праздниках.
Её заламывали, не ломали, связывая её макушку, создавали своеобразные ворота; на самой берёзе из веточек плели «оконца» - девушки становились напротив друг друга, целовались через оконце и клялись быть подружками ; под берёзой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей.
А сейчас мы с вами сделаем своими руками белоствольную берёзу, приклеим ей листочки и поводим хоровод.
Хоровод:
Во поле берёзонька стояла;
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла
Люли-люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую берёзку заломаю.
Люли-люли заломаю
Люли-люли заломаю.
Срежу я с берёзки три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли-люли , три гудочка,
Люли-люли , три гудочка.
Стану я на дудочке играти,
А подружки станут подпевати,
Люли-люли , подпевати,
Люли-люли , подпевати.
Во поле берёзонька стояла;
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла
Люли-люли стояла
Рекомендуем посмотреть:
Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий
Праздник народных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья
Народная педагогика
Народная игра Никольского района для детей "Оленем"
Похожие статьи:
Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»