Внеклассное мероприятие по математике, 9 класс. Сценарий
Сценарий математического турнира для учащихся 9 класса с ответами
Составитель: Некрасова Вера Алексеевна, учитель математики, учитель математики, МБОУ «Лицей № 6» Описание:Данный материал можно использовать учителю для проведения внеклассных мероприятий, математических вечеров, внеурочной деятельности, заключительных уроков в четверти или учебном году. Отдельные задания можно применять, на этапе мотивации, при проведении урока. Разработка предназначена для обучающихся 9 классов. Цель: способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся; Задачи:
- создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;
- развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.
- познакомить учащихся с учеными математиками.
Ход турнира
Вступление
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым.
И будешь математику любить.
Ведущий.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас внеклассное мероприятие «Математический Турнир». Сегодня соревнуются команды 9-х классов.
Чтобы наша игра была весела и интересна, и победитель был определен справедливо, мы пригласили к нам жюри. (Представление жюри).
Я всех участников конкурса, болельщиков и гостей поздравляю с началом конкурса, желаю отличного настроения и удач.
Представление команд (название, девиз).
Ведущий Спасибо за представление. Какой же бой без судейства. Сегодня, эта честь выпала на долю умных и талантливых людей. Разрешите их представить:
Математический турнир будет состоять из 5 конкурсов. Первый конкурс Разминка, затем конкурс под названием "Попасть в дроби", третий конкурс «Великие математики», четвертый под названием «Вычисли, если построишь» и пятый конкурс «знатоки теории». Максимальный балл, который можно набрать за верно выполненные задания = 39 баллов.
Наш первый конкурс. Разминка Критерии: За каждый верный ответ выставляется 1 балл, если команда не знает правильного ответа, то за нее может ответить другая команда. Максимальный балл равен 8
Вопросы для разминки: Вопросы 1 команде.
Наименьшее натуральное число(1)
Сколько прямых углов, в равностороннем треугольнике? (ни одного)
Как найти площадь трапеции?
Найти корень уравнения х=9
Сколько действительных корней имеет квадратное уравнение, если его дискриминант меньше нуля?
Чему равен модуль отрицательного числа? (противоположному ему числу)
Имеет ли смысл выражение 6:(9-9)?
Чему равна сумма смежных углов?
Вопросы 2 команде
Какое квадратное уравнение называют приведенным?
По какой формуле находится абсцисса вершины параболы? (х=(-в)/2а)
Найти отношение 18 к 36(1/2)
Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны?
Где находится, центр вписанной окружности в треугольник? (в точке пересечения его биссектрис)
Найдите корни уравнения х2=16
Как найти площадь ромба, зная его диагонали? (перемножить диагонали ромба и поделить на 2)
Сколько знаков у числа «пи» после запятой? (бесконечно много)
Ведущий: Приступаем ко второму конкурсу под названием «Попасть в дроби». Каждой команде нужно будет решить задачу за определенное время. Если задача решена, верно, команда присуждается 5 баллов, во всех остальных случаях – 0 баллов.
Задание №2 (5 балл)
Решение:
Каждый множитель произведения имеет вид. Преобразовав каждый множитель в этом произведении подобным образом, получим выражение. В каждом следующем множителе знаменатель равен числителю предыдущего множителя. После сокращения всех совпадающих числителей и знаменателей, останутся только знаменатель из первого множителя и числитель из последнего, то есть.
Ведущий: Пока команды заняты решением задачи давайте с вами погрузимся в мир тайн и чудес.
Математическая игра «Отгадай»
Для этой игры понадобиться таблица. Ведущий: Добровольцу предлагается загадать одно из чисел, помещенных в таблицах. Затем он должен сказать, на каких таблицах есть задуманное число.
Правила: Ведущий незаметно складывает в уме все числа, находящиеся в верхнем правом углу каждой указанной играющим таблицы. Полученная сумма и будет служить ответом.
Например, загадано число 36. Оно есть в таблицах с номерами 3,6. В правом верхнем углу этих таблиц находятся числа 4 и 32. Складываем их и получаем 36.
3 конкурс "Великие математики"
За первого верно угаданного ученого 1б, за второго 2б, за третьего 3б и за четвертого 4б
Великие математики 1 балл
Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Сведения об этом ученом крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 веке до н. э. Его главная работа "Начала" содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. Наши учебники геометрии содержат основные понятия, сформулированные этим древнегреческим учёным. (Евклид)
Великий, древнегреческий философ, математик. "Все - есть Число" - учил он. Также участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою. Его имя носит теорема, устанавливающая связь между катетами и гипотенузой прямоугольного треугольника.(Пифагор) 2 балла
Юрист по образованию, он служил при дворе Генриха IX. Математикой занимался в часы отдыха. Во время войны Франции с Испанией этот ученый оказал большую услугу своей родине. Испанские инквизиторы изобрели очень сложный шифр. Ученый расшифровал его. Когда испанцам стало известно, что шифр для французов уже не секрет и кто виновник его расшифровки. Они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а самого ученого, что он был в союзе с дьяволом. Знаменитая теорема, устанавливающая связь коэффициентов многочлена с его корнями, была обнародована им в 1591 году. С помощью этой теоремы можно подбором найти корни квадратного уравнения! (Виет)
Французский философ, математик, физик. В математике этот ученый — один из создателей аналитической геометрии. Этот ученый ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин величин (x, у, z,...) и для буквенных коэффициентов (a, b, с,...), обозначения степеней (х2, a2,...). Созданием метода координат математик осуществил взаимопроникновение алгебры и геометрии. Благодаря введению им системы координат графический метод решения уравнений стал общепризнанным. (Декарт) 3 балла
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобовероятным способом …». Был известен как лучший математик Москвы. Написал по приказу Петра I первый русский учебник по математике и навигации для школы. Который был напечатан в 1703 году. В знак признания достоинств этого математика Петр первый пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с как магнит притягивает к себе железо. (Магницкий)
Один из величайших математиков XVIII столетия. В 13 лет стал студентом Базельского университета. Он легко усваивал учебные предметы, отдавая предпочтение математике. В 19 лет им написана «Диссертация по физике о звуке». До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию в том виде, какой придал им этот ученый. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми образцами которых явились его классические монографии. Он был избран академиком (и почётным академиком) в восьми странах мира. Из 76 лет прожил в России 31 год. Этот ученый ослеп, но целых 20 лет он работал, диктуя своим ученикам, оставил после себя 200 работ. (Эйлер) 4 балла
Этот немецкий ученый увлекался не только математикой, но и механикой, физикой, астрономией и геодезией. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков» Он в трехлетнем возрасте заметил ошибку в расчетах своего отца. В семь лет он пошел в школу и решил предложенную учителем задачу за несколько секунд. До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. Ему принадлежат слова «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики»(Гаусс)
В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст. А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики. (Ковалеская)
В 12 лет Софья была уверена, что станет поэтессой. Послушайте одно из первых её стихотворений стихотворение "Пришлось ли..."
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять.
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вашему вниманию сценку о С. Ковалевской.
Инсценировка драмы «Софья Ковалевская»
Действующие лица:
Софья Васильевна Ковалевская -
Карл Вейрштрасс – крупнейший немецкий математик -
Иван Платонович Левкоев – приехавший из России академик -
Владимир Онуфриевич Ковалевский – ученый–палеонтолог, муж Софьи Ковалевской
Софья сидит за столом, на котором лежит много книг. Входят Ковалевский Владимир Онуфриевич и Левкоев. Софья встаёт. Ковалевский:
Знакомься, Софья, академик Иван Платонович Левкоев, он приехал из России, и поможет тебе встретиться с профессором Вейрштрассе. Софья(встаёт и протягивает руку): Буду Вам очень признательна!
Прошу Вас, садитесь! (все садятся за стол) Левкоев. Профессор Вейерштрасс обещал быть с минуты на минуту.
Стук в дверь. Входит Карл Вейерштрасс (в очках). Он говорит резким, крикливым голосом.
К. Вейерштрасс. Кто здесь желал меня видеть? Говорите быстрее. Что вам угодно? (Недоуменно оглядывает Софью и ее платье.) Левкоев. Я полагаю, Владимир Онуфриевич, нам лучше удалиться. (Уходит вместе с Ковалевским на другую половину.) Софья(волнуясь). Господин профессор… У меня к вам огромная просьба. Я верю, что вы не откажете мне. Я так наслышана о Вашей доброте, господин профессор… Софья. Именно Вы, профессор, необходимы мне. Вы – моя последняя надежда! К. Вейерштрасс. Странно, что же Вам, наконец, угодно? Софья. Я занимаюсь математикой. Клянусь Вам, это не шутка. К. Вейерштрасс. Вы чересчур красивы, чтобы заниматься наукой. Софья. Умоляю Вас, разрешите мне посещать ваши лекции! К. Вейерштрасс. Что?! Вы – мои лекции? Яблоки еще падают вниз. Вот когда они, срываясь с ветки, будут летать вверх, а параллельные линии начнут пересекаться, то милости прошу на мою лекцию. Откройте дверь. Я тороплюсь. Софья. Я ехала к Вам из России. Я так люблю Ваши труды. К. Вейерштрасс(удивленно). Вы знакомы с моими трудами? (задумывается, нервно шагает по комнате) Вот что, я позволю Вам слушать мои лекции при условии, если Вы решите одну задачу. Перо! Бумагу! (Софья подносит бумагу, чернила. Вейерштрасс что-то чертит.)
Вот, понятно? Даю вам срок два часа. Софья(радостно). Я Вам так благодарна! (Углубляется в задачу и уходит в сторону.) К. Вейерштрасс.(разговаривает сам с собой) Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку! (к Софье.) Итак, сударыня, два часа! Желаю успеха. (Уходит. Из-за ширмы появляется Левкоев и Ковалевский.) Левкоев. Ну что? Мы помирали со смеху, слушая ваш научный диспут. Софья(склонившись над задачей). Бога ради, не мешайте мне. (Уходит)
Левкоев (глядя ей вслед). Какое своеобразное творение природы, эта женщина… Вам, должно быть, очень трудно с ней, Владимир Онуфриевич? Ковалевский: Софья Васильевна очень сложный человек. С ней, этакая шутка, – как у подножия Везувия: жизнь идет, засевают поля, но каждую минуту может произойти извержение. Левкоев. Вы любите ее?
Ковалевский. К несчастью. Но она не подозревает об этом. Левкоев. Почему к несчастью? Ковалевский. Потому что эта любовь без настоящего и будущего. Но все же я не совсем несчастен. Я рад, что имею возможность существовать подле нее, видеть ее… слышать ее голос… восторгаться неожиданностями ее непостижимого характера. Софья(вбегает в комнату, кричит). Господин профессор! Господин профессор! (входит Карл Вейерштрасс. Софья делает жест Левкоеву и Ковалевскому, они выходят.) К. Вейерштрасс. Что вам еще угодно? Софья. Вот! (протягивает ему лист бумаги.) К. Вейерштрасс(рассматривает написанный текст). Вы решили? (снимает очки, садится в кресло.)
Когда? Софья. Сейчас. Только что. К. Вейерштрасс. Не может быть! Это – чудо! Ведь прошли только минуты. Понимаете ли Вы, что это чудо! За такой срок решить мою теорему! Я всегда утверждал, что русские это – загадка. (Вытирает лоб.) Софья. Я…я не виновата. К. Вейерштрасс. Вы давно занимаетесь математикой? Софья. С детства. К.Вейерштрасс. Но я все же не могу вам разрешить посещение лекций. У нас в Германии приход женщины в университетскую аудиторию был бы равносилен появлению живого дракона. Софья. Что же делать? К. Вейерштрасс. Не знаю. Ничем не могу помочь. Во всяком случае, спасибо Вам за то, что Вы дали мне возможность видеть чудо. Честь имею. (Уходит.) Софья. Вот она, наша просвещенная Европа! Ведущий: Приступаем к четвертому конкурсу под названием «Вычисли, если построишь». Каждой команде нужно будет решить задачу за определенное время. Если задача решена, верно, команда присуждается 6 баллов, во всех остальных случаях – 0 баллов.
Конкурс 4. "Вычисли, если построишь" Задача
Прямая, проходящая через точки с координатами (0; 2) и (3; 0), отсекает треугольник от квадрата, две противоположные вершины которого расположены в точках (1;1) и (2;0). Чему равна площадь этого треугольника?
Вопросы зрителям:
Какие две прямые называются параллельными на плоскости?
Сколько прямых углов в квадрате?
Что является графиком линейной функции?
Древнегреческий ученый, впервые поделивший год на 365 дней (Фалес Милетский)
Сколько делителей у простого числа?
Кому принадлежит высказывание:’ ’Математику, уже, зачем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)
По какой формуле вычисляется дискриминант квадратного уравнения?
Чему равно выражение 0 в нулевой степени? (это выражение не имеет смысла)
Прямая, пересекающая окружность в двух точках.
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько было всех гусей? (три)
В двух карманах имеется поровну денег. Из левого кармана в правый переложили рубль. На сколько рублей в правом кармане стало больше денег, чем в левом? (на 2 рубля)
Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий?(8)
Название, какого математического термина произошло от греческого слова, означающего «столик»? (трапеция)
В «Началах» Евклида дается следующее определение этому понятию: »прямая называется …, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его » (касательная к окружности)
Какая ветвь математики, возникла в связи с решением задач при помощи уравнений? (алгебра)
Как называется точка пересечения высот треугольника? (ортоцентр)
Еще вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности именно – это. Слово это латинское и означает «луч». Евклид и другие ученые говорили просто «прямая из центра». О чем идет речь? (радиус)
Конкурс 5. "Знатоки теории" Ведущий: Вам дадут список слов - математических терминов, но буквы в этих словах записаны перепутаны. Ваша задача разгадать, что за слово записано и, назвать его.
Критерии: за каждое отгаданное слово 1 балл. Слова для 1 команды
Ружоктьсно (окружность)
Пербогила (гипербола)
Ртовек (вектор)
Яриммеси (симметрия)
Уготрельикн (треугольник)
Ецорнтп (процент)
Угарнтем (аргумент)
Идатанор (ордината)
Боарпаал (парабола)
Удомьл (модуль)
Слова для 2 команды
Неравниеу (уравнение)
Равевоненст (неравенство)
Ияцуфнк(функция)
Диамена (медиана)
Рехтыльгоучекин (четырехугольник)
Тесньпе (степен)
Ленномчго (многочлен)
Текапольза (показатель)
Осывта (высота)
Добиеоп (подобие)
Подведение итогов. Ведущий: математический турнир подходит к завершению. Это был последний конкурс.
Жюри остается подвести итоги. Слово жюри.