Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы на неделю математики

Сценарий мероприятия по математике для учащихся 8-9 класса «Крупицы мудрости»

Домашнее задание: ученики готовят стенгазеты про математиков.

Математике свои строки посвящали ученые и поэты, архитекторы и летчики, те, кто занимались ею профессионально, и те, кто просто использовали ее методы. Каждый ценил в ней что-то свое. Одни - простоту и ясность, другие - логику, третьи - мощь ее методов. За что любили математику, что говорили о ней разные люди, сегодня нам помогут узнать участники игрового шоу под названием «Крупицы мудрости». Кто станет участником этого шоу, мы узнаем через несколько минут. Пока лишь точно известно, что они озвучат нам все то, что на протяжении тысячелетий говорилось о математике. Высказывания известных людей, которые прозвучат сегодня, лишь капля в океане, называемом «похвала математике». Но и от этой капли веет свежестью; она - часть легкого бриза, исходящего из моря идей. Пусть этот легкий ветерок коснется сердца и разума каждого сидящего в зале, и он почувствует то, что чувствовали писавшие о математике, взглянет на эту науку по-новому.

Норберт Винер, которого называют сегодня отцом кибернетики, считал, что «математика - наука молодых. Занятия математикой - это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и выносливость молодости». Как утро начинается с зарядки, так и мы начнем свой праздник с гимнастики, состоящей из математических упражнений.

Упражнение 1 «Ходьба». На сцену вызываются 5 игроков, которые становятся на одну линию. Можно сделать шаг вперед, назвав любой математический термин. Шаги делаются по очереди. Повторяться нельзя. Если сцена закончилась, участники разворачиваются и идут в обратном направлении. Если игрок не может назвать термин и сделать очередной шаг, он выходит из игры и садится на свое место в зале. Те, кому удалось дойти до конца сцены, получают жетоны и занимают свои места.

Упражнение 2 «Игра с мячом». На сцену вызываются от 5 до 10 игроков, которые становятся в круг. Участникам дают воздушные шары (5 шт.), внутри которых - записки. На некоторых из них - задания, на других - высказывания. Пока звучит музыка, игроки передают шары друг другу по кругу. (Желательно выбрать музыку, связанную с зарядкой, физкультурой и спортом, например: «Утренняя гимнастика» В. Высоцкого, «В хоккей играют настоящие мужчины» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова), «Команда молодости нашей» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) и т. п.) Когда музыка останавливается, те, кто остались без шара, выходят из игры, и лопается шар, оказавшийся в руках у одного из участников. Если записка из шара содержит высказывание, участник читает его и остается в игре, если математическое задание - решает его устно. В случае правильного решения игрок получает жетон и остается в игре, в случае ошибки - выбывает из круга. Так продолжается до тех пор, пока все записки в шарах не будут прочитаны.

Высказывания:

• Нельзя дать определение математики, не признав ее самой очевидной особенности - того, что она интересна. (М. Поляни.)

• Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий.

Задания:

1) В этом треугольнике и стороны носят особое название - катеты и гипотенуза. Что это за треугольник?

2) (- 3 + 25 : 5)° = ?

3) Величина угла, смежного с углом в 30°, равна...

Упражнение 3 «Приседания». На сцену снова вызываются 5 зрителей, еще не получивших жетоны. Ведущий читает некоторые утверждения. Если участник согласен, он должен присесть. Если нет - остается стоять. Кто ошибся - выходит из игры.

Утверждения:

1) В любом треугольнике напротив большего угла лежит большая сторона. (Да.)

2) Линия, соединяющая точку окружности с ее центром, является радиусом окружности. (Нет, не любая линия, а только отрезок.)

3) Если диагонали четырехугольника делят его на два равных треугольника, то этот четырехугольник - квадрат. (Не обязательно.)

4) Из двух дробей больше та, у которой числитель больше. (Нет, только если знаменатели этих дробей равны.)

5) При возведении любого числа в квадрат оно увеличивается. (Нет, для дробей, меньших 1, это неверно.)

6) Существует четное простое число. (Да, это число 2.)

7) Теорему Пифагора называли «ослиным мостом». (Да.)

8) Шарль Перро, автор «Красной Шапочки», написал сказку «Любовь циркуля и линейки». (Да.)

9) Высота треугольника всегда расположена внутри этого треугольника. (Нет.)

10) Произведение двух чисел всегда больше каждого из множителей. (Нет.)

Ведущий. А теперь мы разделимся на 3 команды и составим хвалебную песнь величайшей из наук - математике (те, кто получили большее число жетонов, набирают себе команды).

Как вы уже догадались, все задания сегодняшней игры будут связаны с высказываниями о математике. Вам нужно цитировать общеизвестные высказывания, определять их авторов, составлять из слов и выполнять много других заданий. Каждый из вас уже ознакомился с некоторыми из таких высказываний, оформляя стенгазеты; другие высказывания вы видели в кабинете математики, слышали на уроках от своих учителей, читали в учебниках. Поэтому каждый из игроков достаточно подготовлен для того, чтобы одержать победу вместе со своей командой.

Конкурс 1 «У всех на слуху». В конкурсе будут звучать высказывания, которые очень часто приходилось слышать каждому из вас, читать в математических стенгазетах или на стенах зала во время внеклассных мероприятий. Они касаются как математики, так и процесса учения в целом. Ваша задача - продолжить высказывание. Победит та команда, которая быстрее даст правильный ответ. Дополнительный балл можно получить, назвав автора. Даже если вы не никогда не слышали этого высказывания, доверьтесь интуиции и попробуйте самостоятельно продолжить фразу: если смысл ее будет передан, пусть даже другими словами, вы сможете получить балл.

1) Математика - царица всех наук, а арифметика - ... (царица математики.) (К. Гаусс.)

2) Математику уже потому учить надо, что она... (ум в порядок приводит). (М. Ломоносов.)

3) Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает... (сосед). (А. Нивен.)

4) Математиком нельзя стать, математиком надо... (родиться). (А. Пуанкаре.)

5) Гений состоит из 1% вдохновения и 99%... (потения). (Т. Эдисон.)

6) Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо... (поглощать их с аппетитом). (А. Франс.)

Конкурс 2 «Белые пятна». Каждой команде дается одно высказывание с некоторыми «белыми пятнами» - пропущенными в них словами. Есть также набор слов, написанных на карточках, которые нужно вставить в это высказывание. Этот набор избыточный, то есть содержит лишние слова.

Высказывание (пропущенные слова выделены курсивом): «Математика - царица всех наук. Ее возлюбленный - Истина, ее наряд - простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закаленному в борьбе с трудностями». (Ян Снядецкий.)

Ведущий (после того как высказывание расшифровано командами). А вот как это высказывание интерпретировалось в песне.

Царица Математика

(на мотив песни «Живет моя отрада в высоком терему» (муз. М. Шишкина, сл. С. Рыскина))

Живет царица эта

В высоком терему,

И путь в ее владенья

Откроется тому,

Кто трудности согласен

Все преодолевать,

За результат сражаться,

Об истине мечтать.

 

Тот терем окружает

Тернистый долгий путь.

Его осилить нужно,

С дороги не свернуть.

Случайно оказавшись

В этом терему,

Заметить не удастся

Богатства никому.

 

Уму, смекалке, логике

Откроется секрет.

Увидеть тогда сможете

Красы нетленный свет.

Хоть простота и ясность –

Царицы той наряд,

Но так она прекрасна,

Что глаз не оторвать!

 

И вас тогда царица

По-царски наградит.

Ее подарков щедрых

Не сможете забыть.

Они пребудут с вами

До окончанья лет,

То ум и знаний пламень,

Науки дивный свет.

 

Узнали вы царицу?

А вот ее жених.

Он Истиной зовется,

Ему слагают стих.

Ведь без него была бы

Царица победней

И не ходили б толпы

Поклонников за ней.

О. Панишева

Конкурс 3 «Кто такие математики?». Математика развивается не сама по себе - ее творят люди. Интересно, эти люди обладают какими-то особенными качествами, позволяющими им делать математические открытия? Что думают на этот счет наши игроки?

В этом конкурсе командам за 1 минуту предлагается записать на листочках качества, которыми, по их мнению, должен обладать настоящий математик. Какие они, математики, что их отличает от людей других профессий? Говоря языком психологов, нужно будет построить профессиограмму математика как минимум из 10 пунктов. Затем озвучить эти качества и обосновать их необходимость. За каждое написанное качество команда получит 1 балл, за обоснованное - 2 балла, а если это качество прозвучит в одном из высказываний, прочитанных после конкурса, то команда получает 3 балла. Это же задание предлагается выполнить и болельщикам, затем сдать свои листочки и получить приз, если качество будет среди упомянутых в высказываниях.

Ведущий (по истечении минуты и «озвучки» написанного командами). Вот что думают об этом известные люди.

Выходят два ученика и по очереди зачитывают высказывания о математиках.

• Те же, что обладают от природы такими способностями, сообразительностью и памятью, что могут в совершенстве постичь геометрию, астрономию и музыку, становятся математиками. (Витрувий.)

• Математики - своего рода французы: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык, и вот сразу получается нечто совершенно иное. (И. Гете.)

• Математик не может удовлетвориться одной математической сферой наук; ему необходимо читать для отдыха, и потому он обыкновенно знаком с текущей журналистикой и с удовольствием встречает в журналах популярные и легкие статьи по разным общественным, экономическим и литературным вопросам. (Д. Писарев.)

• Рассеянный, спокойный, как математик. (А. Франс.)

• Математик скорее, нежели какой-либо другой ученый, может найти свои собственные ошибки. (Д. Юнг.)

• Для всех математиков характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-либо рассказывают, он сам хочет дойти до всего. (У. Сойер.)

• Никто не пойдет далеко в математике и не станет настоящим математиком, если не обладает некоторыми необходимыми качествами. В нем должны жить Вера, Надежда и Любопытство, и самое важное из сих качеств - любопытство. (Л. Морделл.)

• В чистом математике всегда живет художник: архитектор и даже поэт. (А. Принсгейм.)

• Говорят, что для математиков характерно формальное мышление, и более того, ощущение мощи такого мышления. (А. Постников.)

• Отличительная черта каждого математика состоит в том, что он всегда сумеет найти проблему и всегда обычно занят решением одной из них. (Л. Морделл.)

• Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич.)

• Стимулы математиков всех времен - любознательность и стремление к красоте - строгости понятий, стройности выкладок. (Ж. Дьедонне.)

• Настоящий математик - это истинный энтузиаст. Без энтузиазма нет математики. (Новалис.)

• Подлинный геометр наделен воображением и чувством формы, чувством красоты геометрического факта. В этом он подобен скульптору или графику. (Д. Александров.)

• Смелость берет не только города, она помогает и в штурме математических проблем. (77. Эрдниев.)

• Математика любит смелых. (М. Ядрены.)

Ведущий. А вот как качества математиков описаны в стихотворении.

Математик - обязательно трудяга,

Силы воли для него не занимать,

Характерны смелость и отвага,

Чтоб свои идеи отстоять.

 

На своем он говорит наречьи,

Сей язык из формул, не из слов,

Потому он понят каждым встречным,

Даже если тот с проблемой не знаком.

 

Математик ценит стройность мысли,

Лаконичен, он не любит болтовни.

Он всегда найдет свои ошибки.

Математик, несомненно, эрудит.

 

В математике всегда живет художник,

Архитектор, а быть может, и поэт.

Убеждая, только факты вам изложит

И научный проведет эксперимент.

 

Терпелив, настойчив, скрупулезен,

Аккуратен, мудрый даст совет.

Он по-настоящему свободен,

Ведь политике в науке места нет.

 

Иногда рассеян, непонятен,

Говорите: «на своей волне».

Ум его всегда в порядке, он опрятен,

Создает узоры из идей.

 

Любознательность ведет его по жизни,

Вера в то, что он ответ найдет.

Он настойчиво решенье ищет,

От задачи до задачи он живет.

 

Он всегда какой-то ключик подбирает,

Чтоб проблему нужную решить.

В остальном, скажу вам, математик –

Он такой же человек, как я и ты.

О. Панишева

Ведущий. Наверное, всеми этими качествами обладали математики разных времен, если они смогли стать знаменитыми и увековечить свои имена. Именно с их именами и связан следующий конкурс.

Конкурс 4 «И это все о них». Имена авторов прозвучавших высказываний, вы, скорее всего, слышали впервые. Но среди них встречались и те, которые знакомы каждому ученику: Фалес, Пифагор, Евклид, Декарт, Виет, Гаусс (командам дается список с этими именами, записанными в столбик; во вторую колонку нужно вписывать те факты, которые будет называть ведущий). Установить, что говорили о них другие ученые, - задача этого конкурса.

1. Выберите из предложенного списка математика, которого называли королем математики даже его современники. (К. Гаусс.)

2. Кого из оставшихся в списке математиков назвали отцом алгебры? (Ф. Виет.)

3. М. Ломоносов писал, что этот ученый за изобретение одного геометрического правила принес в жертву 100 волов. Но если бы так поступали в настоящее время, то в целом свете не нашлось бы такого количество рогатого скота. (Пифагор.)

4. Диоген Лаэртский сообщает нам, что на памятнике его написано: «Взирай на эту действительно малую могилу весьма мудрого ученого (слава же его достигает небес)». (Фалес.)

5. Д. Пойа считал, что главное достижение этого ученого заключается в умелом расположении теорем, а их логическая система - главное достоинство «Начал». (Евклид.)

6. А. Крылов писал, что этот ученый преобразовал геометрию введением в нее алгебры и ее вычислительных методов, которые были совершенно чужды древним. (Р. Декарт.)

Конкурс 5 «Все об одном». Ведущий читает три высказывания об одном и том же: математическом понятии, разделе математики, фигуре, ученом и т. д. После прочтения каждого из высказываний каждая команда пишет свой вариант ответа на листочке. По окончании этого конкурса на листе будут написаны четыре слова: одинаковые или разные. Если команда угадала слово после прочтения первого высказывания, она получает 5 баллов, второго - 4, третьего - 3, четвертого - 2. Если правильная версия была на одном из этапов, а потом ее заменили на неправильную - 1 балл. Если все версии обеих команд окажутся неправильными, зрители получают возможность отгадать слово, за что отгадавшему вручается небольшой приз. В этом конкурсе нужно будет отгадать 3 разных слова, каждое - с четырех попыток.

Первое слово.

1. Ж. Бертран писал, что она «занимается сокращением, упрощением и, в особенности, обобщением различных вопросов относительно чисел».

2. Д. Пойя считал, что «это язык, не пользующийся словами, а только математическими символами. Если этот язык символов нам знаком, то на него можно перевести интересующие нас выражения повседневного языка».

3. Это стенография математики. (У. Сойер.)

4. Она есть часть математики весьма трудная, но и преполезная, понеже служит в решении труднейших задач всея математики. Наука сия, сказывают, в Европу пришла от арап, ее имя самое есть арапское, которые ее называют Алджабр Валмукабала, то есть наверстать или соравнять. (А. Кантемир.)

Ответ: алгебра.

Второе слово.

1. Они обладают наивысшей степенью общности и представляют начала всего. (Аристотель.)

2. Это истина, на которую не хватило доказательств. (В. Хмурый.)

3. Это теорема, доказавшая свое алиби. (Бр. Дабужский.)

4. Это те немногие мыслительные определения, которые необходимы в математике в качестве исходного пункта. (Ф. Энгельс.)

Ответ: аксиомы.

Третье слово.

1. Они «думают» за нас. Это не просто фигуральное выражение, в нем содержится глубокая и важная истина: математические символы и правила преобразований не только сокращают записи и упрощают выкладки - они берут на себя значительную часть умственной деятельности человека. (М. Швец.)

2. Это золотой ключ, открывающий все математические сезамы. (С. Коваль.)

3. Его решение иногда аналогично интерпретации иероглифа или переводу фразы на понятный язык. (О. Лодж.)

4. Это равенство, которое еще не является истинным, но которое стремятся сделать истинным, не будучи уверенным, что этого можно достичь. (А. Фуше.)

Ответ: уравнения.

Ведущий. Что-то наши команды засиделись и заслушались. Для выполнения заданий шестого конкурса им придется немного подвигаться.

Конкурс 6 «Пазл». Игрокам нужно отыскать отдельные слова, из которых, как картинку из пазлов, составить 5 высказываний. Слова эти надежно спрятаны и могут быть представлены в разных формах: в виде картинок или ребусов, написаны задом наперед или в зеркальном отображении. Все эти высказывания начинаются со слова «математика», поэтому его искать не нужно. Чтобы получить подсказку, надо выполнить определенное задание.

Ведущий. Итак, вам предстоит отыскать 15 слов в форме единственного числа именительного падежа. Предлоги можно добавлять по своему усмотрению, их искать не надо.

1. В результате выполнения этого задания вы получите двузначное число. Первая его цифра указывает на номер ряда в зрительном зале, вторая - на номер места. Задание: количество богатырей, которые выходили из моря под руководством Черномора, разделите на первое нечетное простое число и прибавьте число нот. (33 : 3 + 7 = 18 — 1-й ряд, 8-е место; у этого игрока изображение барометра ши барометр.)

2. Перед вами стопка учебников. В ответе к заданию вы получите трехназначное число. Первая цифра - номер учебника (считая снизу вверх), вторая - номер страницы, третья - номер нужного слова на этой странице.

Задание: вычислите: 272 - 132 + 5 (слово «жрица».) (Так как программы и учебники различаются, можно заменить книги на карточки или изменить выражение, чтобы слово «жрица» осталось без изменений.)

3. Некоторые математические фигуры вы использовали для записи своих наблюдений за погодой. Какую погоду означает изображенная в дневнике наблюдений окружность? (Ясно.)

4. В начале следующего утверждения можно вставить одно из двух слов - «все» или «некоторые». Выберите то, при подстановке которого утверждение будет ложным.

Утверждение: «Параллелограммы имеют равные диагонали». (Все.)

5. Демонстрируются портреты царицы Тамары, царицы Савской, царицы Елены. Этих женщин объединяет титул, который они носили. Какой? (Царица.)

6. Название этого слова написано на кегле с номером 5. Если сможете сбить ее, бросив мяч по одному разу, - подсказка ваша.

(Слово «остальной».)

7. Что объединяет слова: «живопись», «архитектура», «поэзия», «музыка»? (Искусство.)

8. Следующее слово написано мелом с внутренней стороны одного из стульев, на которых вы сидите. (Цивилизация.)

9. Записку со следующим словом вам вручит ученик - обладатель самой длинной фамилии. (Воображение.)

10. Игрок становится в обозначенном ведущим месте, выполняя его указания: «Повернись на 180°. Сделай шаг вперед. Поверни налево. Сделай 4 четыре шага назад». (В результате приходит к одной из кулис, на которой укреплена записка со словом «определенность».)

11. Найдите общую часть слов: «завидовать», «видимость», «свидетель», «свидание». (Вид.)

12. Разгадайте ребус.

(Наука.)

13. Вычеркните лишний повторяющийся слог и прочитаете слово «лонигиникани». (Логика.)

14. Это слово - число, которые получается, если возвести 1 в пятую степень. (Один.)

15. Сосчитав, сколько на рисунке треугольников, узнайте номер листочка со словами, который нужно открыть. (5.)

Высказывания, которые должны получиться:

• Математика - барометр цивилизации. (Н. Еругин.)

• Математика - жрица определенности и ясности. (И. Гер- барт.)

• Математика - один из видов искусства. (Н. Винер.)

• Математика - царица и служанка всех остальных наук. (С. Соболев.)

• Математика - логика воображения. (Г. Лейбниц.)

Ведущий. Математику славили не только те, кто ею занимались, но и другие ученые, в том числе литераторы и поэты.

Конкурс 7 «Автора!».

Команды должны назвать автора строк (не математика).

Даются перечень высказываний и перечень авторов, имена которых написаны на плакате. По одному человеку от команды, взяв в руки маркер, должны установить соответствие, соединив высказывание с его автором.

• Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (А. Пушкин.)

• Полет - это математика. (В. Чкалов.)

• Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль. (С. Маршак.)

• Какой-то математик сказал, что наслаждение не в открытии истины, но в искании ее. (Л. Толстой.)

• Процветание и совершенство математики тесно связаны с благосостоянием государства. (Наполеон.)

Конкурс 8 «Подскажи, что делать».

Ведущий. В этом конкурсе высказывания будут своеобразными подсказками, направляющими на выполнение некоторых математических действий.

1) «Формула - сжатое выражение законов природы», - пишет Я. Черняк. В первом задании вам нужно вспомнить формулу площади круга.

2) «Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы», - говорил С. Коваль. Поэтому далее командам предстоит решить уравнение. Кто быстрее?

3 + 16 = 0. (-2.)

3) Понятие функции Ф. Хаусдорф считал таким же основным и первоначальным, как и понятие множества. Задайте аналитически функцию, график которой представлен на рисунке (на рисунке в системе координат - прямая, заданная уравнением у = 2-х).

4) Авиценна считал, что часто доказательство от противного более уместно и сокращает рассуждение. Докажите методом от противного, что в треугольнике не может быть более одного прямого угла.

Если обе команды дают неправильный ответ, возможность ответить предоставляется болельщикам.

Конкурс 9.

Ведущий. Игрокам предстоит выполнить то, с чего, возможно, нужно было начинать наше соревнование - полистать книгу с математическими высказываниями. Я прочитаю стихотворение, которое затем получит каждая команда. Оно написано по мотивам высказываний известных математиков. Задание состоит в том, чтобы за 3 минуты отыскать (сделать закладки) как можно больше этих высказываний. Затем я прочитаю стихотворение еще раз, и команды сообщат нам, какие высказывания они услышали в нем. Победит тот, кто отыщет больше высказываний. А пока команды будут в творческом поиске, зрители выскажут свое мнение на тему: «В чем красота математики?». За самое оригинальное высказывание вручается приз.

Ведущий (после подведения итогов конкурса команд). Несколько минут назад мы услышали мнение болельщиков о красоте математики. А вот в чем видели красоту этой науки известные математики (высказывания зачитывают несколько заранее подготовленных учеников):

• Разумеется, хорошая математика красива. (П. Коэн.)

• В математике не меньше логики и красоты, чем в шахматах. И есть преимущество: математики не разыгрывают между собой звание абсолютного чемпиона. (М. Эйве.)

• Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. (А. Александров.)

• В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе кое-что недосказанное, но многообещающее. (Н. Жуковский.)

• Красоту математики (ее простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. (Д. Юнг.)

• Могущество и красота математической мысли - в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций. (Б. Кордемский.)

• Как и в других искусствах, красота в математике включает упорядочение хаоса, достижение целей наименьшими средствами, открытие неожиданной взаимозависимости понятий, казалось бы, не имеющих ничего общего. Восприятие красоты в математике приносит то же самое ощущение полноты самовыражения, что и правильное понимание музыки, живописи и любого другого искусства. (Р. Розенблум.)

• Наиболее чарует математика безупречной, неопровержимой логикой своих глубоко продуманных теорий, стройность и утонченность которых дают ее любителям большое эстетическое удовлетворение. Именно в этой особенности математики кроется ее привлекательность. (А. Смогоржевский.)

• Красота в математике идет рука об руку с целесообразностью: мы редко называем изящными рассуждения, не приводящие к законченной цели или более длинные, чем это представляется необходимым. (Я. Чеботарев.)

• Красота математической теоремы в существенной степени зависит от ее серьезности, так же как в поэзии красота строки часто в какой-то мере зависит от значительности заключенных в ней мыслей. Содержание влияет на форму даже в поэзии, а тем более - в математике... (Г. Харди.)

Ведущий. А вот как описана красота математики поэтическим словом.

Красивая математика

Кто сказал, что математика скучна,

Что она сложна, суха, тосклива?

В этом вы не правы, господа,

Знайте: математика - красива!

 

Может быть прекрасной, как поэма,

Слух лаская, как ноктюрн, звучит.

Совершеннейшая теорема,

Доказательства ажурнейшая нить.

 

Метко, точно, словно эпиграмма,

Это доказательство звучит.

Здесь преувеличений нет ни грамма,

Четкий музыки здесь слышен ритм.

 

Вам приятно жить в опрятном доме,

Где у каждой вещи место есть?

Математика создать такой порядок может,

И за это ей хвала и честь!

 

Какой бы ни была задача сложной,

Математика решение найдет.

Все она по полочкам разложит,

Все она в систему приведет.

 

Логикой проверит рассужденье,

Не допустит глупой болтовни.

Чувства отыскавшего решенье

Чувствам победителя сродни.

 

Если что-то математик доказал вам,

Это на века, поверьте нам!

И воззрений он не поменяет

Времени в угоду иль царям.

 

Сколько в ней самой изящных линий,

Мощных формул, строгих теорем,

Тот не назовет ее красивой,

Кто с наукой не знаком совсем.

 

Нет неблагодарнее занятья,

Чем красоту словами объяснять.

Не любить ее нельзя, я точно знаю:

Можно только знать или не знать.

О. Панишева

Ведущий. Пока жюри подсчитывает набранные командами баллы, пришла пора подвести итоги оформительского конкурса (награждаются лучшие оформители стенгазеты).

А командам, которые озвучивали для нас крупицы мудрости, наши благодарные аплодисменты. Лучшей из них оказалась... (называет).

Далее следует вручение призов.

Рекомендуем посмотреть:

Стихи о математике, 5-9 класс

Внеклассное мероприятие по математике, 7-8 класс

Внеклассное мероприятие по математике 8 класс к неделе математики

Внеклассное мероприятие по математике 9 классы на неделю математики

Научно-практическая конференция, посвященная С. В. Ковалевской. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!