О математика! Тобою восхищен!
И низкий я дарю тебе поклон!
И забываю я порой покой и сон,
Когда задачами твоими увлечен.
Как не любить тебя, наука милая,
Как строги формулы, какая сила в них!
Прекрасны графики, изящны линии,
Я не встречал наук тебя красивее.
И лишних ты на ветер не бросаешь слов.
Здесь все доказано, все обосновано.
И можешь в жизни все ты упорядочить,
Порядку этому меня ты научи!
Ты мудрость нам несешь из глубины веков!
И мысли вдаль летят, лишившись всех оков.
Открытий радость даришь вновь и вновь.
Ты утешение, и ты - моя любовь!
О. Панишева
Давайте же помнить о тех,
Кто нам математику дал,
Кто двигал науки прогресс,
Горизонты ее расширял.
Они нас к открытьям зовут
И к ним сквозь века направляют.
И свой титанический труд
Нам, нынешним, посвящают.
О. Панишева
Всегда так считали на нашей планете:
Нельзя математику выразить в цвете.
Бесцветны и алгебра, и геометрия,
Издревле были они черно-белые.
Они черно-белы. В них «да» или «нет».
На все однозначный найдется ответ.
И это прекрасно, что все черно-бело.
Все строго и ясно. Но слишком уж... серо.
А что, коль добавим немного фантазии
И всю математику мы разукрасим.
Она ведь незримо в мире цветном
Присутствует всюду и ночью, и днем.
Вот уравненья. Они ведь повсюду.
Задачи решают с их помощью люди.
Они вездесущи. Почти что всесильны.
Поэтому мы разукрасим их... синим.
А вот, словно полк образцовых солдат,
Модели древнейшие - числа - стоят.
Мы их уважаем и помним. При этом
Раскрасим мы числа оранжевым цветом.
Вот графиков функций изгибы и линии.
О как изящны они и красивы!
Есть среди них в самом деле прекрасные.
Поэтому графики сделаем красными.
Вот аксиомы. Им тысячи лет.
В геометрию вносят и ясность, и свет.
Свет аксиом пускай будет теплым.
Поэтому мы разукрасим их желтым.
Недавно сей штрих в математике есть,
Но уже заработал и славу, и честь.
Совсем молодая наша знакомая,
Поэтому быть производной зеленою.
В тождествах, честно, души мы не чаем,
Ведь как вычисления нам облегчают!
Поэтому добрые, милые тождества
Цветом наделим, пожалуй, мы розовым.
А вот показалась вдали вероятность,
Добавит она всем событиям яркость.
Чем более шансов, тем ярче сей свет.
Он меркнет, бледнеет, коль надежды уж нет.
Сбылась мечта заветная:
Все ж стала разноцветная
Наука наша милая.
Какая ж ты красивая!
Вот вышивает девица красная
Графиков функций узоры прекрасные.
И максимум пользы от лип и от кленов
Под силу найти производной зеленой.
И числа все так же, как 100 лет назад,
По осени рыжих считают цыплят.
И в розовом цвете нам жизнь представляют
Тождества. Так все они упрощают.
Для путешествия к синим галактикам
Уравненья решенья дают математикам.
Повсюду сверкают, как самоцветы.
Краше моей математики нету!
О. Панишева
Найдите к математике любовь.
Она - науки движущая сила!
Она и впрямь основа из основ,
Ведь так проста, логична и красива.
И каждый раз выходим на дуэль мы.
Задачу победить - вот наслажденье.
Ты и задача. В секундантах - время.
А за периметром остались все сомненья.
И с каждым мною сделанным открытием
Таланты открываются во мне.
И на ее волнах хочу уплыть я,
Отречься от рутинных дел земных.
Как жил я без нее - не представляю.
Благодарю за все, что есть во мне.
За трудности и даже за усталость,
Их преодолевать люблю вдвойне!
За ясный ум, за точность и терпенье –
За это все тебя я славлю вновь и вновь!
Коль вас в науке манят достиженья,
То сберегите к математике любовь.
О. Панишева
Они напоминают о себе
И в мир глядят сквозь строчки теоремы.
Без их открытий, право, невозможен был прогресс
И не решались сложные проблемы.
Берет пример с них каждый ученик.
Настойчивости, смелости решений,
Патриотизму, честности мы учимся у них
И логикой все проверять сомненья.
Быть скромными, как Ньютон иль Ферма,
И бескорыстными, как Лука Пачоли,
Как Ломоносов, делать ту гимнастику ума,
Которая доступна в средней школе.
Их интересы очень широки,
Здесь и да Винчи, и Хайям, и Эйлер!
В науку же дороги многих были нелегки,
Но их преодолеть они сумели.
Настойчиво к своей мечте идя,
Науку они сами изучили,
Мы знаем, так Тарталья жил, Магницкий, Блез Паскаль,
Добились все того, к чему стремились.
Пусть гениев не сразу признают,
Но это их остановить не в силах,
Известно, Лобачевский, Абель, Грин и Галуа
Признания при жизни не добились.
И Родину любя, как Архимед,
Отчизне свой талант мы посвящаем,
Как Эйлер, мы хотим оставить в жизни яркий след,
И всем друзьям мы этого желаем.
О. Панишева
(на мотив «Песни царевны Забавы» из мультфильма «Летучий корабль» студии «Союзмультфильм» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина))
- Нам, несчастным, жить приходится в сомненьях,
Свои силы мы растрачиваем зря.
Есть у функций вот такой порядок древний –
По расчету аргументы выбирать.
А я не хочу, не хочу по расчету,
Я с числами всеми хочу дружить.
Свободу, свободу, мне дайте свободу,
Без правил вы дайте мне жить.
- Как ты можешь быть беспечною такою?
И сейчас же прекрати эксперимент!
Ты исчезнешь, как снежинка на ладони,
Лишь допустишь к себе лишний аргумент.
Никто никогда о тебе не узнает,
Не сможет значенье твое отыскать.
Никто никогда не построит твой график!
Ты всех в заблужденье ввела!
- Да, порядок очень важен, без сомненья,
Без порядка нас бы было не узнать.
Но завидую я функции линейной,
Ей не нужно аргументы выбирать.
Я тоже стараюсь гордиться собою,
Вот график, к примеру, мой взять.
Линейная мчится дорогой прямою,
А я прижимаюсь к осям.
Каждый вправе своей личностью гордиться,
Свойств немало есть у каждого из нас.
И сумеешь ты в науке пригодиться,
Коль не будешь свои свойства изменять.
Есть функций немало хороших и важных,
Без функций в науке вам не обойтись,
Узоры из линий на плоскости вяжем
И тем украшаем вам жизнь!
О. Панишева
Ко мне в гости брат приехал!
Подарил мне - вот потеха –
Как будто мысли прочитал –
Старенький морской штурвал!
Я крепко сжал в руках штурвал,
А впереди - девятый вал
И брызг соленых целый пуд,
Но с курса все ж я не свернул!
Я - капитан морских дорог!
Скорей бы подрасти я смог!
Тогда бы прямо с братом я
Помчался покорять моря!
На это брат мой так сказал:
-Ты лучше б, братец, не мечтал,
Учебник школьный в руки б взял,
Побольше знаний добывал!
- Учебник? В море? Что за штука?
Нужна ль какая-то наука
Для капитана корабля,
Что покоряет все моря?
- Ну, нет, дружочек, ты не прав.
Для капитана нужно знать
И курс как в море узнавать,
Морские карты как читать...
Вот что ты в школе изучал?
Круг и окружность?
Я молчал...
Про них еще я не читал
И ничегошеньки не знал.
Тогда мне рассказал мой брат,
Про очень нужный аппарат:
- Его радаром, друг, зовут,
И в нем используется круг!
По кругу стрелочка гуляет
И все радисту сообщает.
Вот этот радиус, дружок,
Не раз в тумане нас нашел...
Какой-то радиус, диаметр,
Их в круге так легко найти,
Не знал, что судьбы он спасает
Всех заблудившихся в пути.
Я снова глянул на штурвал,
Его я сразу не узнал.
Я вдруг увидел, что теперь
Вдруг превратился он в модель.
Модель окружности. На ней
Найти я радиус сумел.
И отыскал центральный угол,
По-новому взглянул на круг я!
О. Панишева
Эйлеров талант Бернулли увидал,
Юного математика он развивал.
В 16 тот магистра получил,
Но этим никого не удивил.
В Петербурге - академия наук,
Узнав об этом, оживился Эйлер вдруг.
Отправился в холодную страну
За счастьем, непонятным никому.
Вот Леонард - завкафедрой физиологии,
Чему завидовали очень многие.
Науки естественные России нужны,
Для Эйлера стимулом стали они.
Посыпались работы, как звездопад,
Академия идеями зацвела, как сад!
Математика работы журнал издает
Так часто, что порой теряет им счет.
По навигации, математике, физике,
Даже по музыке работы написаны.
Вот он работает над картой России,
Развивается, растет Эйлера сила!
Работы Европа его оценила,
Слава ученого их ошеломила.
Но вот беда - он зрение теряет.
Климат не тот, или кто его знает.
Россию покинул. В Берлин уехал.
И там он все также добился успеха.
Печатаются новые труды –
Творческого разума плоды.
О движении планет и комет,
Кажется, на все он знает ответ.
По Кенигсбергу гуляя,
Задачу о мостах решает.
Вновь академия в России.
Как пруд зимой, она застыла.
Эйлер жизнь в ней возродил,
Почти из пепла воскресил.
Ах, как мешает слепота,
Затмила очи темнота.
Но Эйлер руки не опускал,
Работы, идеи друзьям диктовал.
Как у Бетховена, потерявшего слух,
У Леонарда Эйлера не падает дух.
В науку все силы свои вложив,
Достойную жизнь ученый прожил.
С. Брюховецкая
Как чудесно в летнем лесу!
Птицы очень звонко поют.
Неужель все окончится тут?
Неужели я смерть здесь найду?
Вот в росинках играют лучи,
Муравьи на работу спешат.
Но все звонче цокот копыт,
Нет, дуэли не избежать.
Вот уже пистолеты в руках,
Секундант отсчитал шаги.
Как не хочется умирать!
Господи, помоги!
Я прожил всего 20 лет,
Я почти ничего не успел.
Может, выбросить пистолет
И окончить эту дуэль?
Ах, дуэль. Ты нелепица, бред!
Голос разума ты не слышишь.
И противника пистолет
Поднимается выше и выше.
Может, он оглянется вокруг,
Птиц услышит он щебетанье?
Остановит его солнца луч,
Сквозь листвы покров пробираясь?
Мы друг другу руки пожмем,
Пусть нелепо, пусть вкривь и вкось,
Улыбнемся. С облегченьем вздохнем...
Выстрел... Падаю... Не обошлось...
Вдаль уносится цокот копыт.
Ах, какая жгучая боль!
Ты меня, родная, прости,
Не успел попрощаться с тобой.
Лихорадочно мысли летят,
Все смешалось в моей голове.
На траве капли крови блестят.
Будь же проклята эта дуль!
В этой жизни так много всего,
Не хочу расставаться с ней!
Борьба с насильем и злом,
Математика и... любовь.
Сколько счастливых мгновений
Перечеркнуто выстрелом вмиг.
Молодой математик-гений,
Как трава сухая, поник.
Никто не услышал в городе
Этого выстрела звуки.
Того выстрела, от которого
Осиротела наука.
В лесу замирает стон,
И уже не слышны слова.
В бессмертье уходит он –
Эварист Галуа.
О. Панишева
1-й чтец. Как много нужно книжек написать,
Чтоб стать известным, знаменитым стать?
Об этом Галуа не рассуждал,
Он лишь свои раздумья записал.
Писал он кратко, сжато, не боясь,
Что не поймут, не смогут разобраться.
Страницы скромно на столе лежат.
Пересчитали - вышло лишь 13.
13 - это странное число,
Одни его до ужаса боятся.
Другим оно бессмертие дало,
Загадочное древнее 13.
2-й чтец.
13 скромных страниц
Никто не хотел читать.
- Нет смысла, пожалуй, в них,
Ничего здесь не разобрать!
А когда разобраться смогли,
Не стали скрывать восхищенья:
- Какая глубокая мысль!
Глобальные здесь идеи!
13 великих страниц,
Написанных перед дуэлью.
Пред ними падают ниц
Тома иных сочинений!
Эти 13 страниц,
В них каждая мысль - золотая.
Эти 13 страниц
В будущее шагают.
Эти 13 страниц –
Мощный в науке след.
Гениальных раздумий венец.
А гению - 20 лет.
Гениальные живы идеи
На страницах учебных книг.
Галуа подарили бессмертье
Эти 13 страниц.
О. Панишева
Как мир разделен на добро и зло,
Так луч числовой разделен нулем.
И справа, и слева - чисел немерено.
Лишь ноль между ними стоит уверенно.
Положителен? Нет! Отрицателен? Нет!
Он твердо держит нейтралитет!
О. Панишева
(на мотив песни «Морячка» (муз. и сл. О. Газманова).)
Нули функции найду,
Все их вместе соберу,
За собою на прямую
Я тихонько уведу.
На прямой их отмечал,
Точки я разрисовал,
Постепенно вместо точек
Интервалы получал.
В интервалах ставил знак –
В этом деле я мастак.
Эти знаки в интервалах
Ставил я и так и сяк.
После просто выбирал
С нужным знаком интервал,
На рисунок точки глядя,
Я в ответ его писал.
О. Панишева
Вы слыхали, у людей
Красоты какой критерий!
90 - 60 - 90.
Как нелепо! Невозможно просто!
На красоту у нас особый взгляд.
Это 30 - 90 - 60!
Еще, пожалуй, сможем мы принять
90 - 45 - 45.
О. Панишева
Хвалилась Точка, что в Окружности жила,
Пытаясь доказать свои заслуги.
Рассказ о путешествиях вела,
О том, как изменяла чьи-то судьбы.
- Из центра я любуюсь на дугу,
Известен вам, друзья, мой угол зрения.
А если на окружность убегу,
Он вдвое меньше станет, без сомнения!
О. Панишева
Материальный мир един.
Нам уравненье это подтвердит.
Ведь выражает разные явления
Порой одно и то же уравнение.
О. Панишева
Как ни верти, как ни смотри –
Координат в пространстве три.
Называются «оси координат»:
Ось абсцисс, ординат и аппликат.
О. Панишева
Из бесконечности в бесконечность
Я ходила целую вечность.
По пути своему упрямо
Шла я прямо и только прямо.
Никого я не замечала,
Хоть не раз на пути встречала.
И от этого было мне больно,
Одиноко и беспокойно.
Но возник на пути моем вдруг
Совершенный, прекрасный Круг.
Красотой он меня покорил,
Как и я, бесконечен он был.
Не смогла я с ним разминуться,
Захотелось к нему прикоснуться.
Но у Круга всегда охрана:
С ним и Радиус, и Диаметр.
Как же с ними договориться?
Не заметить их, притвориться?
Задержаться нигде не могу я,
Ведь пожизненно в вечность теку я.
И тогда я к Круга охране
Стала строго перпендикулярно.
Круг взглянул на меня внимательно
И назвал... своею касательной!
Я отличаюсь теперь от подруг:
У меня появился друг!
Что нас с Кругом объединяет?
Одна точка, точка касания.
О. Панишева
Множитель перед корнем стоял,
Внутрь, под корень, проникнуть мечтал,
Он пел серенады, охал, вздыхал,
Но корень пройти ему все ж не давал.
Под корнем жила одна цифра-принцесса,
Красива, умна, одним словом, невеста.
Корень невесту ту охранял,
К ней посторонних не пропускал.
Множитель чего только ни предпринимал,
Вставал вверх ногами, делил, умножал.
Так и остался б наш друг у ворот,
Если б ученый не встретился кот.
- Хочешь к принцессе? - кот вопрошал.
И ценный совет он влюбленному дал:
-Ты возвелись, дружочек, в квадрат,
Этот прием очень древний, мой брат.
Множитель быстро возвелся в квадрат –
Корень его пропустить теперь рад.
Рядом с принцессой множитель стал,
Сбылось, наконец, то, о чем он мечтал!
О. Панишева
3 яблока мне подарила Маша,
А я в ответ ей - круглый апельсин.
4 сливы мне дала Наташа,
Я - мандарин, но тоже лишь один.
5 помидоров, 9 штук редиса,
Черешни две и вишенок 6 штук.
Все это подарила мне Лариса.
Все круглой формы. Но причем здесь круг?
О. Панишева
Стою, как витязь на распутье,
Боюсь накликать я беду.
Пойду направо - с плюсом буду,
Налево - минус обрету.
Пойти куда-то не решусь,
Скажите, где я нахожусь?
(Ответ: в начале координат.)
О. Панишева
Прямых-друзей хватает у прямой,
Встречаются прямые в точках разных.
Их интересы в плоскости одной,
Но вы, увы, не дружите со мной,
И я, увы, дружу совсем не с вами,
И не лежим мы в плоскости одной,
И мы бежим вперед дорогой разной.
О. Панишева
Рассказать могу я много
О фигуре этой строгой.
Могу заметить, чтобы сразу вы узнали, -
Биссектрисы у нее диагонали. (Ромб.)
Изменяю я наряды,
Имена меняю,
Но от этого себе
Я не изменяю.
Меня то ромбом назовут,
То прямоугольником,
Даже правильной фигурой
Представляют школьникам. (Квадрат.)
В лесу кукушка снова
Года мои считает.
Впиши «кукушье слово»
Плюс орган обоняния.
Когда в словах сих гласные
Местами поменяешь,
Фигуры ты прекрасное
Названье прочитаешь. (Конус.)
Его не рубят, коль на нем сидят.
Другим же слогом - лошадь погонять.
Названье ткани прочитал?
Теперь в нем буквы переставь –
И ты получишь непременно
Геометрическое тело. (Сук-но, сукно - конус.)
- Тихонечко я выйду из вершины
И угол разделю наполовину.
Такая уж моя по жизни миссия,
Нелегкая задача биссектрисья...
- Я стороны делить не перестану, -
Тут гордо отозвалась медиана.
И тоже мне положено по чину
Делить не как-нибудь - наполовину!
-Ты делишь стороны, а я - углы,
Выходит, совпадать мы не должны...
Но в жизни ведь по-всякому бывает,
Бывает, мы с тобою совпадаем...
Когда такое совпадение бывает,
У нас и семиклассник даже знает.
(В равностороннем треугольнике.)
О. Панишева
3, 14, 15...
Но не буду продолжать,
Ты и так уж догадался,
Как число это назвать.
Если бога солнца знаешь,
Его имя назовешь,
После - ноту, знак согласья,
То... в Египет попадешь.
Там, среди песков зыбучих,
Возвышаются они,
Ну и в школе мы их учим.
Что же это, ученик? (Пи-ра-ми-да.)
К ноте, в октаве четвертой,
Много деревьев прибавь
И узнаешь ты, кто из ученых
Нам доказательство дал. (Фа-лес.)
Меру площади, смешок и сладость
В ряд запиши и имя назови.
Ученый древний нес покой и радость
И беззаветно родине служил. (Ар-хи-мед.)
На охоте без нее не обойтись,
Ее же громко барабанщик выбивает,
А математика не может жить без них,
Их вычитают, умножают, сокращают. (Дробь.)
Нестрогими бываем мы,
Невежливыми - нет.
И уравнений правила
Мы взяли на заметку,
Но их в отдельных случаях
Мы применяем, братцы.
Нас в школьном курсе учите.
Кто мы? Уж догадался? (Неравенства.)
Они - ключи, что открывают все сезамы,
С их помощью задачи мы решаем.
К ним математик уж давным-давно привык,
Они - не что-нибудь, а алгебры язык!
Они бывают разными на вид,
Но что-то ведь их все-таки роднит.
В них равенство увидишь непременно,
И не обходятся они без переменной.
Я думаю, отбросив все сомненья,
Ты скажешь: «Речь идет об... (уравнении)».
Есть знак невзрачный, небольшой,
Но как ведет себя, как будто он король!
Всех постоянных обращает в ноль,
Степенные все трепещут от него,
Ведь им понизить степень сможет вмиг,
Лишь только рядом встанет, этот штрих. (Знак производной.)
Этот знак стремится ввысь,
Он над точкою завис.
Может всем он приказать
Вычисленья начинать.
И по его по строгому приказу
Все перемножить нам придется сразу,
Все-все, что от числа до единицы,
В произведенье этом пригодится.
Надеюсь, знак ты этот угадал?
То знак особенный... (факториал).
Некий лазутчик
В стан неприятеля
Пытался проникнуть.
Он слушал внимательно,
Что говорят проходящие мимо, -
Пароль ему знать было необходимо.
Часовой произносит число «26»
И отзыв «13» слышит в ответ.
Вот «22» говорит часовой.
«11» - слышит шпион из кустов.
- Ага, - догадался лазутчик, -
Все просто!
Походкой вальяжной
Подходит на пост он.
- 100, - говорит ему часовой.
- 50, - не моргнув, отвечает герой.
И тут же охрана его раскусила:
- Неправильно, братец,
Неправильно, милый.
Кто ты, откуда?
А ну, говори!
Ведь ясно людям,
Что отзыв твой «3»!
Подумай немного
И дай свой ответ:
В чем же пароля
Скрывался секрет?
(Нужно было не делить число пополам, а говорить число букв в слове, сказанном часовым.)
У Васи в кармане две монетки лежат.
Одна из них - точно не 50.
И вот объявил всему нашему классу
Загадку свою предприимчивый Вася:
- Имею сейчас 60 я копеек,
Кто сомневается - сможет проверить.
Какие монеты в кармане лежат,
За переменку попробуй узнать.
Кто отгадает, тому булку куплю,
А если не сможешь - отдашь мне свою.
На парте у Васи к началу урока
Булок лежала целая горка...
А ларчик просто открывался.
Как? Ты, надеюсь, догадался.
(50 и 10 копеек. В условии говорится, что одна монета не 50, зато вторая может быть 50.)
Археологи копали,
Все реликвии искали.
Наконец, блеснуло где-то.
Присмотрелись: то монета.
Да монета не простая –
Старинная и золотая!
Разглядеть смогли и дату:
«До нашей эры год двадцатый»!
- Мы отнесем ее в музей
На обозренье всех людей!
И лишь один речам не внял,
А снова он лопату взял:
- Монете вашей - грош цена!
Не имеет ценности она!
Без экспертизы, без растворов
Как смог узнать об этом всем он?
(До нашей эры не могли знать, что будет «наша эра», и такой надписи на монете быть не могло.)
У Ньютона - флюксии и флюенты.
В определеньях были скользкие моменты,
Пока за дело смело от души
Француз не взялся - Огюстен Коши.
Определенье строгое предела
И к этим двум он применил умело.
(Функции и их производные.)
Семь стожков стоят на поле
И еще десяток рядом.
Молчаливый мальчик Коля
Навести решил порядок.
Все стожки сложил он вместе.
Сколько стало их - ответьте.
(Один большой стог.)
У цифр, что от нуля до девяти,
Закономерности решили мы найти.
Мы умножали их, делили
И что-то все ж определили.
Ответь мне, умный ученик,
Отбросив все сомнения:
Что больше: сумма этих цифр
Иль их произведение?
(Сумма.)
Мчится тройка, мчится тройка,
Мчится тройка лошадей.
И звенят, звенят раздольно
Колокольчики на ней.
К вечеру усталый кучер
Объявляет всем друзьям,
Что на тройке он промчался
Верст, пожалуй, 60.
- Если тройка столько может
Проскакать к исходу дня,
Сколько ж каждая лошадка
Пробежала у меня? (60 верст.)
Корабль у берега стоит,
И с борта лестница висит.
Меж ступенек расстоянье
Достигает 8 пядей.
Нижняя ступенечка
Касается воды,
Чтобы по веревочке
На борт забрался ты.
И все бы хорошо. Но вот
Прилив идет из бездны вод.
За каждый час на дюйм вода
Корабль поднимет без труда.
Хочу задать вопрос такой:
Когда закроется водой
Ступенька пятая, к примеру?
Все рассчитай, дружок, примерно...
(Никогда. Лестница поднимается вместе с кораблем и водой.)
Вот дела так дела!
Есть такие два числа,
Что всегда одно и то же
(Умножаешь их иль делишь)
Получается в ответе.
Что за числа, ты ответь-ка.
(0,5 и 1.)
Вы вертите, как хотите,
Три числа мне назовите,
Натуральных, небольших,
Интересно свойство их:
Их сложить иль перемножить,
А ответ - один и тот же.
(1, 2, 3.)
К однозначному числу
Его же припишите,
Во сколько выросло оно,
Вы определите.
(В 11 раз.)
Отца начальника зовут
Николай Иванович,
Ну а сына он назвал
Алексей Степанычем.
Кто нам сможет подсказать,
Как нам шефа величать?
(Степан Николаевич.)
Старуха обед собралась приготовить,
Рядом - криница с прозрачной водою.
- Нужно 3 литра водицы для щей,
Ты уж точно отмерить, любимый, сумей,
Задача, казалась бы, очень легка,
Но емкости в доме - 7 литров и 2.
Однако недолго старик размышлял,
Он набирал что-то, переливал,
Ровно 3 литра любимой принес,
А на обед вкусный пробовал борщ.
Как же сумел он, с двумя и семью,
3 литра воды принести на семью?
(Из 7-литровой емкости отлил в 2-литровую, вылил, из оставшихся 5 литров отлил 2. Таким образом, 3 л.)
Есть у Точки мечта заветная.
Она ее в сердце носит:
Путешествие кругосветное
Совершить по просторам плоскости.
Стала Точка просить друзей:
- Помогите мечте моей!
Отозвалась одна подруга –
Окружность, невеста Круга.
Да еще один меценат -
Центр, Окружности младший брат.
Он заверил: «Я буду рад
Стать в начале координат.
Из начала идут все пути,
Куда хочешь, туда и иди!
Ну а если уйдешь в бесконечность,
То идти будешь целую вечность».
- Вечно я бродить не могу,
Вновь хочу оказаться тут.
- Тогда я тебе помогу
И составлю тебе маршрут.
Ты же много уже в жизни видела,
Так иди по Окружности, милая.
Окружность, подругу в поход провожая,
Сказала: «Ты знаешь, я разной бываю.
И чтоб мечте твоей осуществиться,
Я стану с радиусом, равным единице.
А за это тебя с Центром просим:
Изучи числовые ты оси!»
- Я бы с радостью, милые люди,
Но от осей далеко я буду.
К тому же известны они много лет,
Ничего на них интересного нет!
- Ничего, дорогая подруга, -
В разговор их вмешался Угол, -
Чтоб тебе было все понятно,
Тебе дарим бинокль мы и якорь.
Что в бинокль на оси увидишь,
Это, милая, будет синус,
Ну а место, где якорь бросишь,
То не что иное, как косинус.
Уплыла по окружности точка.
Сообщение шлет на листочке:
«На якоре вижу «ноль-пять» (0,5),
Что в бинокле - не разобрать».
Через час сообщенье иное:
«Я плыла, но вот дело какое -
И в бинокле моем, и на якоре
Числа уж совсем одинаковы».
Путешествие Точки длится,
Пишет письма она, не ленится.
«В бинокле – ½,
Что на якоре - не понимаю».
Сообщает ближе к обеду:
«Вижу ось, скоро к ней приеду.
Единицу на ней различаю,
А на якоре ноль отмечаю».
Сообщил всем наутро Угол,
Что он проследил за маршрутом
И ему остановки Точки
Отныне известны точно.
И скажу вам, любимые братья,
Что она во втором уж квадрате.
Путь ее проследить легко.
Угол смог, ну а вам не слабо?
Я вроде бы не изменилась,
Возник лишь предо мною минус.
А так я все такой же синус.
Ответь, коль знаешь ты, какое
Такое действие со мною
Неоднократно выполнялось?
При нем я как-то изменялась.
Пришла все ж к виду своему.
Откуда минус, не пойму.
(Функцию дважды продифференцировали.)
Внеклассное мероприятие по математике 8 класс к неделе математики
Внеклассное мероприятие по математике, 7-8 класс
Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы на неделю математики
Внеклассное мероприятие по математике 7 класс к неделе математики
Внеклассное мероприятие по математике 9 классы на неделю математики
Нет комментариев. Ваш будет первым!