Конспект занятия ознакомления со звуками в старшей группе: «Путешествие в сказочный лес»
Автор: Камышенкова Вера Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Тамбовская область г. Рассказово.
Описание: Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа.
Представленный материал будет полезен и интересен как педагогам, так и родителям.
Цель: развивать активность ребёнка при знакомстве детей со звуками родного языка.
Задачи:
Учить детей ориентироваться в группе по стрелкам.
Развивать фонематический слух детей.
Знакомить детей со звуками: гласными, согласными и их обозначениями.
Воспитывать внимание, самостоятельность.
Материал: декорации леса, запись «Звуки леса», колокольчик, бубен, бумага, свисток, камешек, стеклянная посуда и т.д., массажные коврики или дорожки, предметные картинки, стрелки синего и красного цвета.
Ход
Группа оформлена в виде сказочного леса. Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, куда мы с вами попали? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, ребята, мы оказались с вами в сказочном лесу. А как вы догадались? Какие звуки вы слышали? Ответы детей. Давайте мы сейчас повторим эти звуки. Каждый произносит любой звук, услышанный в записи.
Воспитатель. Всё, что нас окружает, звучит. И в этом мы сейчас с вами убедимся.
Игра: «Что звучит?»
Для этого надо закрыть честно глаза и слушать звуки. Воспитатель шуршит бумагой, свистит в свисток, бросает камешек и т.д., дети называют, что звучит.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Наш лес необычный. В нём живут Звуковички. Посмотрите у каждого из них свой домик. Какого они цвета? Дети отвечают (красный, синий, зелёный). А знаете, почему они все разные? Ответы детей.
Воспитатель. Потому что одни звуки поют и живут в красном домике и называются гласными. Сначала послушайте их, а потом споём их вместе. Молодцы, дети, все правильно повторили за мной. Мы их будем обозначать красным квадратом.
А другие звуки невозможно спеть, при их произнесении всё время что-то мешает, либо зубы или губы и язык. Давайте их произнесём. Убедились? Эти звуки живут в синих домиках и обозначать мы их будем синим квадратом. А вот про жителей зелёного домика я расскажу в следующий раз, чтобы был повод вернуться ещё раз в звуковой лес.
Воспитатель. А сейчас послушайте стихотворение. И вместе со мной выполняйте движения.
Много звуков есть на свете
Дети стоят около воспитателя и выполняют движения,
Шелест листьев, плеск волны…
соответствующие началу стиха.
А бывают звуки речи-
Мы их точно знать должны!
Клохчет, гогочет,
Затем дети машут крыльями, гогочут, смеются,
Хохочет, рычит,
рычат, чихают, стучат кулачками и т.д.
Чихает, долбит,
Тарахтит, пыхтит,
Бубнит, ворчит,
Свистит, звенит,
Шуршит, жужжит,
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно,
Будем правильно читать и писать старательно!
Воспитатель. Вот мы и отдохнули немного. Сегодня мы познакомились со Звуковичками. Пока мы гуляли с вами по лесу и рассматривали их домики произошло несчастье, они заблудились в лесу и не могут найти дорогу домой. Давайте им поможем. Выберите себе по одному звуку (квадрату синему или красному). Теперь подойдите вот к этому камню. Идти надо по массажным коврикам или дорожкам. Для этого вам необходимо снять обувь. От него мы выберем себе направление пути по стрелкам красного и синего цвета и по тропинкам придём к домику нужного цвета.
Игра: «Найди звуковой домик».
Воспитатель. Все справились с заданием? Молодцы. Посмотрите, как красиво в домиках у Звуковичков. Сколько здесь картин. Давайте определим все вместе с какого звука начинается название предмета на картинах и проверим, правильно ли мы нашли домики.
Игра: «Определи звук, с которого начинается название предмета».
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие по звуковому лесу к концу. Но мы ещё не раз сюда вернёмся. Звучит музыка леса. Дети проходят на стулья.
Рекомендуем посмотреть:
НОД в области обучение грамоте для детей старшей группы
Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов у детей старшей группы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: Сражения Великой Отечественной Войны
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а»