Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе

Занятие по экологии в подготовительной группе детского сада «Ветерок, ветер, ветрище»

Автор: Камышенкова Вера Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» г. Рассказово Тамбовская область.
Описание: летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир природы.

Цель: закрепить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.
Задачи:
1.Дать детям представление о пользе и вреде ветра в жизни человека.
2. Расширить кругозор детей, представление о разновидностях ветра: ураган, буря, смерч, тайфун, шквал, бриз.
3. Развивать умение логически мыслить, делать элементарные выводы, применять рассуждения.
4. Пополнять и активизировать словарный запас детей; учить подбирать определения ветру, продолжать словосочетание, составлять предложения.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: тазики с водой, листы бумаги, краски, салфетки, вода, бумажные самолётики, вертушки, бумажные змеи, музыка ветра, картинки с изображением ветреной погоды.

Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Послушайте загадку и попробуйте ответить, о чём мы сегодня будем с вами разговаривать.
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку.
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой на ветках...
Ну, конечно, это - ...
(Ветер)
Воспитатель. Правильно. А знаете ли вы откуда прилетает ветер? Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята, ветер – это природное явление. Ветер представляет собой поток воздуха, движущийся в определенном направлении. Причина образования ветра – это неравномерное нагревание земной поверхности:
тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит более тяжелый и плотный холодный воздух.

Скорость ветра может зависеть от различных погодных условий. На других планетах он представляет собой массу свойственных их поверхности газов. На Земле ветер движется преимущественно горизонтально. Под влиянием потоков находятся различные природные явления и погода. А какой проказник ветер!
Давайте поиграем в игру: «Проделки ветра».
Дети рассказывают о том, чем играет ветер, составляя предложения со словом «ветер».
Стих читает ребёнок.
Ветер гнался за Серёжкой:
Прыгал шишкой по дорожке,
Догонял его листом,
Закружился под мостом,

Растрепал Серёжке чёлку,
Пошумел верхушкой ёлки,
Скрипнул лампой на столбе,
Спел протяжно на трубе…
Звал, шумел, толкался ветер,
Чтоб малыш его заметил.
В спину бил его мячом…
А ему всё нипочём!
Л. Огурцова
Воспитатель. Молодцы. Предложения были все разные. Скажите, пожалуйста, а каким бывает ветер в разные времена года?
Игра: «Подбери определения ветру».
Дети называют: холодный-тёплый, сильный- тихий, ласковый-злой, сердитый, медленный-быстрый, ураганный, шквалистый, северный-южный, западный-восточный, порывистый, горячий, ласкающий.
Воспитатель. Правильно, дети. Бывает ветерок, просто ветер и ветрище. Как вы себе представляете ветерок? Это шаловливый ребёнок-егоза. Послушайте стихотворение.
Есть на свете взрослый Ветер.
Есть и Ветер-Ветерок.
Он резвее, чем котёнок,
Веселее, чем щенок.

И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишки на макушке
Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватит он листок бумаги —
И гоняет по двору.

Или ласточку поймает
И подбросит в облака...
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Воспитатель.
А ветер? Это –взрослый человек.
А ветрище? Это старец. Давайте послушаем стихотворение С Михалкова «Три брата».
Три Ветра - три брата
По свету гуляли,
По свету гуляли -
Покоя не знали.
Не знали покоя
Себе на забаву,
Но разные были
По силе и нраву.
Был младший из братьев
И ласков и тих,
И был он слабее
Двух братьев своих.
У среднего брата
Работы хватало,
Упрямства и силы
В нем было немало.
Был третий, был старший
Из братьев Ветров
В своем удальстве
И жесток и суров.
Воспитатель. В первую очередь ветры характеризуют по силе, направлению и продолжительности. Порывами считаются сильные и кратковременные перемещения (до нескольких секунд) воздушных потоков. Если дует сильный ветер средней продолжительности (примерно минуту), то его называют шквалом. Более продолжительные воздушные потоки называют в соответствии с их силой. Так, к примеру, легкий ветер, дующий на побережье, - это бриз. Есть еще тайфун, ураган, шторм, буря. Продолжительность ветров может быть также различной. Некоторые длятся несколько минут, например, бриз, зависящий от перепада температур на поверхности рельефа в течение суток, может продолжаться до нескольких часов. Местная и общая циркуляция атмосферы складываются из пассатов и муссонов. Оба этих типа относятся к категории "глобальных" ветров. Муссоны вызваны сезонными изменениями в температуре и имеют продолжительность до нескольких месяцев. Пассаты – это воздушные массы, постоянно перемещающиеся. Они обусловлены разницами температур на различных широтах.
Игра: «Определи силу ветра по картинке и правильно назови».
Воспитатель. А теперь мы отдохнём. Подойдём к тазикам с водой и попробуем подуть на воду сначала тихо, а потом всё быстрее. Что мы видим? Появились волны. Как мы это сделали? Объяснения детей.
Воспитатель. Выяснив, почему ветры дуют, следует сказать о том, какое воздействие они оказывают на жизнь на Земле. Скажите, пожалуйста, ребята, какую пользу приносит ветер природе и человеку? Ответы детей.
Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли вам пироги.
С. Маршак.
Воспитатель. Ветер имеет большое значение для человеческой цивилизации. Вихревые потоки вдохновляли людей на создание мифологических произведений, воздействовали на исторические явления. Ветры также выступали в качестве поставщиков энергии для разных механизмов и агрегатов: работа мельницы к примеру. За счет движения потоков воздуха парусные суда получили возможность преодолевать значительные расстояния по океанам и морям, а воздушные шары – по небу. Для современных летательных аппаратов ветры имеют большое практическое значение – они позволяют экономить топливо и увеличивать подъемную силу. Ветер способствует переносу пыли, семян растений, способствует перемещению летающих животных.
Воспитатель. А в каких сказках ветер помогал героям?
Игра: «Назови сказку».
Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Султане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», «Цветик-семицветик», «Солнце, ветер и мороз», «Двенадцать месяцев»,
Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь расскажите о вреде ветра. Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, воздушные потоки могут приносить и вред человеку. Так, например, из-за градиентных колебаний ветра может быть потерян контроль над управлением самолета. В небольших водоемах быстрые воздушные потоки и вызванные ими волны могут разрушить постройки. Во многих случаях ветры способствуют увеличению масштаба пожара. В целом, явления, связанные с образованием воздушных потоков, различными способами воздействуют на живую природу.
Воспитатель. Ребята, оказывается ветер умеет не только играть, петь в трубах, но и рисовать. Хотите в этом убедиться? Тогда занимайте места за столами. С помощью трубочки и красок мы будем с вами рисовать. Для этого надо поставить большую кляксу краской на лист и раздувать её в разные стороны листа трубочкой, пока она вся не высохнет. Можно рисовать дерево, водоросли, куст. Подумайте, наберите цвет краски в соответствии с вашим замыслом. Приступайте к работе. Пока дети рисуют звучит музыка ветра.
Воспитатель подводит итог. Дети делятся впечатлениями о рисунках. Затем детям раздаются бумажные самолётики, вертушки, бумажные змеи, сделанные ранее детьми на занятиях, для игры на прогулке.

Рекомендуем посмотреть:

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Мастер-класс для воспитателей ДОУ Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование

Похожие статьи:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Простые и ценные камни в природе»

Участник №15 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2017 года
Спортивный праздник "Мой весёлый звонкий мяч" в детском саду. Подготовительная группа | Конспект занятия в старшей группе детского сада "Путешествие в сказочный лес"
Опубликовано: 2683 дня назад (1 июля 2017)
Просмотров: 5114
+5
Голосов: 5
Полина Николаевна Зверуго # 2 июля 2017 в 16:15 0
Вера Борисовна, ознакомилась с Вашим занятием по экологии. Очень интересный выбор тематики, грамотный подбор игровых технологий, однако теоретический материал не соответствует возрастной категории. Считаю, что для детей дошкольного возраста понятия: градиентное колебание, циркуляция, агрегаты очень сложны для понимания. Особо порадовали оригинальные стихотворения в методической разработке, детки любят такое! Голосую за Ваш материал!
Нина Николаевна # 3 июля 2017 в 13:56 +1
Очень интересная и познавательная работа, способствующая закрепить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.
Голос! Удачи!
Валентина Михайловна Скрипникова # 4 июля 2017 в 22:12 0
Очень интересный выбор тематики, грамотный подбор игровых технологий, однако теоретический материал не соответствует возрастной категории.
Ирина Викторовна Войтова # 6 июля 2017 в 10:48 +1
Вера Борисовна, с интересом изучила конспект Вашего занятия. В рамках одного занятия так много нового дети узнают! Информация дается последовательно, доступно, с ориентацией на практику, привлечением воспитанников к познавательно-исследовательской деятельности. Спасибо за Ваш опыт, беру на заметку!
Ольга # 12 июля 2017 в 09:49 +1
Вера Борисовна, спасибо за приглашение. Актуальный материал по экологическому воспитанию, беру на заметку.
Раиса Николаевна Габдрахманова # 18 июля 2017 в 03:45 0
Вера Борисовна, здравствуйте, спасибо за приглашение. Довольна интересная тема занятия. Вы большая молодец, что с детьми данного возраста разбираете такие сложные слова, это очень не плохо для их будущего. Мне очень понравился итог мероприятия, дети трудились, старались делали заранее самолетики, вертушки и змея. Осталась память. Спасибо, примите голос! Успехов Вам!