Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Простые и ценные камни в природе»

Занятие по экологическому развитию в ДОУ. Подготовительная группа

Программное содержание. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.). Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, — поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать детям изделия из драгоценных камней (женские украшения: броши, браслеты, бусы и т.п.).

Материалы к занятию. Речные и морские камни, куски мрамора и гранита; иллюстрации с изображением городских зданий, мостов, станций метрополитена, памятников; сувениры; женские украшения из драгоценных камней; кусок дерева; гвозди; банка с водой; мелкие кусочки янтаря. Тонированный картон в раме с изображением дерева без листьев.

Подготовка к занятию.

1. Сбор коллекции камней вместе с детьми.

2. Чтение сказки П.П. Бажова «Каменный цветок».

3. Закрепленные на ковре или паласе группы толстые нитки, образующие два контура домов.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель (в кокошнике и русском сарафане). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Я недаром надела такой красивый наряд, потому что сегодня я для вас — Хозяйка Медной горы, а вы — мои гости. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела — «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»? (Ответы детей.) В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывают камни и умеют их обрабатывать. Но так было в старину. В наше время поиском необходимых камней занимаются геологи, а их обработкой — ювелиры.

Посмотрите, как много камней я собрала для вас. Как вы думаете, откуда взялись эти камни? (Ответы детей.) Верно. Это обломки гор (показ иллюстраций), их можно встретить на земле и под землей, в морях и реках.

Посмотрите, вот передо мной две горсти камней: в одной - речные, в другой — морские. Пожалуйста, подойдите сюда и возьмите по одному камню из каждой. (Дети берут камни и садятся на свои места.) Что вы можете сказать об этих камнях? Какие они? Чтобы определить это, давайте сначала попробуем сжать камни. Что с ними произошло? (Ответы детей.) Теперь попробуйте приложить камни к щеке или к тыльной стороне ладони. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) А камни тяжелые или легкие? (Ответы детей.) Давайте это проверим, и для начала попробуем сравнить камень и кусок дерева, например, вбивая в них гвоздь. (Показывает.) Смотрите, гвоздь легко забит мною в дерево, а в камень — нет. Это говорит о его твердости и прочности. А чтобы определить тяжесть камней, давайте опустим их в воду. (Показывает.) Что произошло с камнями? (Они тонут!) Сравним с древесиной, что тяжелее? (Камень тяжелее дерева.) Итак, теперь мы можем сказать, что камень — это очень прочный природный материал. Эти свойства камней - тяжесть, прочность, водонепроницаемость - очень важны для человека, желающего их использовать для своих нужд.

Физкультминутка. Дети делятся на 2 команды — девочки и мальчики. Каждая выстраивается перед контуром одного из домиков на ковре. По команде воспитателя дети начинают выкладывать по контуру камни, заранее собранные ими на территории детского сада и принесенные из дома, выбирая их из общей кучи. Побеждает команда, выложившая контур домика камнями первая. В конце воспитатель хвалит детей, обращает их внимание на аккуратность выполнения задания.

II часть.

Воспитатель. Я - хозяйка всех земных недр. Я очень богата. Если бы не мои камни, люди никогда не смогли бы построить прочные крепости и дворцы, которые стоят, не разрушаясь, много-много лет и по-прежнему прочны. Камнями мостят дороги. Из них строят мосты и башни. Камни окружают нас повсюду. В моих горах находятся особые камни — руды, из которых люди получают металлы, — например, железо. Так что этот гвоздь когда-то, быть может, был небольшой частицей камня. После добычи руду специально обрабатывают, дробят, чтобы получить металлы. А камни, в которых нет металлов, используют для строительства зданий, мостов, отделки станций метрополитена. Кто из вас был в метро? (Ответы детей.) Вы заметили, что стены там отделаны вот такими камнями? (Показывает куски гранита и мрамора.) Это тоже мое богатство. А еще из таких камней делают памятники, постаменты для памятников великим людям. Вот они, посмотрите. (Показывает иллюстрации. Дети рассматривают.)

Но не только строительными материалами и металлами богата я — Хозяйка Медной горы. Я — владелица огромных залежей драгоценных камней и самоцветов. Эти камни очень дороги, красивы. Их не используют для строительства. Из них делают лишь украшения — для дома, женщин. Посмотрите, вот эта картина (показывает картину) сделана из камней. Ее рама — из малахита. Листья на деревьях — из очень мелких камешков, фон - из мрамора. Она очень тяжелая. (Дает детям по очереди картину подержать в руках.) А вот и та самая малахитовая шкатулка, похожая на цветок, над которой трудился Данила-мастер. Из моих драгоценных камней ювелиры делают бусы, серьги, браслеты, кулоны. Вот они, посмотрите. (Дети подходят к столу и рассматривают ювелирные изделия.) Ювелиры умеют красиво и правильно обработать камень, так, чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту. Между прочим, вы обратили внимание, что многие камни-самоцветы имеют узоры? Это мелкие вкрапления металлов. Но даже сегодня, когда у людей есть огромные машины, фабрики и заводы, люди не научились добывать металлы из камней-самоцветов. Да и надо ли это? Ведь такие камни ценят прежде всего за красоту. И все это мои богатства. Я неохотно делюсь ими с людьми, недаром добыть их так трудно. Но зато, добыв, люди ценят мои камни очень дорого. Это блестящие сказочным цветом алмазы, становящиеся бриллиантами в умелых руках ювелира, зеленые изумруды, небесного цвета бирюза, молочно-прозрачный горный хрусталь, красный рубин, бордовый гранат (показывает изделия с этими камнями) и много других камней.

Одно огорчает меня. Не все камни подвластны мне. Есть камни, хозяйка которым не я, а Вода. Она очень сильна. Я тверда и стараюсь бороться с ней. Но она непокорна, самовольна. Если мои камни попадают к ней, она делает их острые края гладкими, сами же камни — овальными, округлыми. Хуже того, она сама принимает участие в образовании камней. Представьте себе, на морском дне лежит ракушка, и в нее через крохотную щелочку попадает маленькая песчинка. На этой песчинке образуется особый блестящий перламутровый нарост. Люди добывают эти ракушки, достают из них разросшиеся песчинки. Это — жемчуг. Вода и мне подарила жемчужное ожерелье. Вот оно. (Показывает бусы из жемчуга.)

А еще в морях и океанах есть большие коралловые рифы. Вот один из отмерших кусков коралла. (Показывает детям коралл.) Он тоже камень. Из него тоже можно выточить бусы, серьги, другие изделия. Он бывает разного цвета - белый, розовый, красный, реже - черный, как и жемчуг. Он очень красив.

Но все же не одна Вода помогает образовывать камни. Смола хвойных деревьев, попадая в воду, еще в древние времена застывала, образовывая прозрачные камни желтоватого цвета. Это янтарь. Он отличается от других камней тем, что не холоден. Если вы приложите его к щеке, то не почувствуете холода, как от всех других камней. Этим он отличается от них. (Показывает янтарь, дает рассмотреть изделия из него.) Бывает, что внутри капли смолы, ставшей янтарем, видны завязшие в ней комар, жук или муха. Такой камень с насекомым внутри ценится очень дорого.

И хотя Вода подарила мне эти чудесные камни — жемчуг, коралл и янтарь — признаюсь вам, что все равно немного побаиваюсь ее: ведь она изменяет формы моих камней.

III часть.

У меня есть к вам просьба: на память о нашей осенней встрече, сделайте мне подарок из камней - картину, на которой изображено осеннее дерево. Ведь у меня в горе нет деревьев, а, признаюсь вам, они мне очень понравились. Я — волшебница. Каждому из вас я дарю горсть янтаря. Вот перед вами картина, на которой нарисовано дерево без листьев. Кусочки янтаря, которые вы сейчас сюда приклеите, будут изображать желтую осеннюю листву. Ваша картина станет для меня прекрасным напоминанием о нашей встрече. (Дети идут к столам, где для каждого приготовлена небольшая горсть янтарной крошки.)

Воспитатель наносит кистью канцелярский клей вокруг веток нарисованного на- картине дерева и кладет ее по середине столов, сдвинутых таким образом, чтобы каждый из детей мог дотянуться до середины. Дети берут пальчиками немного янтарной крошки и посыпают дерево. В конце воспитатель поднимает картину, стряхивая лишнюю янтарную крошку.

Все любуются картиной осеннего дерева с янтарными листьями.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!