Беседа—лекция на тему: «История возникновения танца «Полонез»» с викториной и презентацией
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано МБУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область Описание. Предлагаю конспект беседы-лекции с обучающимися Детской школы искусств. Материал конспекта будет полезен начинающим преподавателям дополнительного образования и учителям музыки. Беседа-лекция рассчитана на обучающихся 2—5 классов (возраст 8—11 лет). Из лекции обучающиеся узнают о возникновении танца «Полонез», о его трансформации в разные эпохи, услышат вокальное и инструментальное исполнение танца. Цель беседы-лекции: информировать обучающихся о возникновении и характеристиках танца «Полонез» посредством работы с ресурсами интернета и умения обрабатывать информацию и представлять её в личном публичном выступлении. Задачи беседы-лекции:
повышать музыкальную культуру обучающихся;
создавать ситуации для возникновения интереса к изучаемому предмету;
воспитывать умение внимательно слушать выступление своих товарищей;
воспитывать чувство ответственности за подготовку и выступление перед публикой;
воспитывать навыки самоконтроля;
воспитывать сценическую культуру поведения. Планируемые результаты. После беседы—лекции обучающиеся узнают об эпохе классицизма, творчестве К.Ф.Э.Баха, о возникновении и преображении полонеза при смене эпох, об основных движениях «польского», его фигурах, узнают интересные сопутствующие факты. Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемой теме, умение дать оценку своей деятельности, формирование умения работать с ресурсами интернета. Коммуникативные: формирование умения высказывать свои мысли, слушать и слышать речь преподавателя, своих одноклассников. Регулятивные: воспитание внимательного слушателя. Познавательные: формирование умения ставить учебную задачу, выбирать способы для её решения, умения работать с информацией, логично выстраивать свои знания. умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения. Предметные: формирование умения пользоваться информацией, её поиском и обработкой материала для представления слушателю и зрителю. Оборудование: фортепиано, стулья по числу присутствующих в зале, регулирующие высоту стула у инструмента подставки, подставка под ноги, стол преподавателя, компьютер, проектор Нотный материал и материал CD носителей, используемый на мероприятии:
1. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
2. Полонез соль минор К.Ф.Э.Баха Записи на CD носителях инструментальных и вокальных произведений:
1. Полонез О.А.Козловского и Г.Р.Державина «Гром победы, раздавайся!» (исполнитель : мужской хор института певческой культуры "Валаам", дирижёр И.В.Ушаков, 1991 г., отрывок)
2. Полонез М.Огиньского «Прощание с Родиной» (исполнитель: ВИА "Песняры" a'capрellа, отрывок)
3. Полонез из оперы Н.А.Римского—Корсакова «Ночь перед рождеством» (отрывок)
4. Полонез из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (отрывок)
Открывает лекцию—беседу иллюстрация аудиозаписи Полонеза из оперы Н.А.Римского—Корсакова «Ночь перед рождеством». Слайд № 1
Полонез
Преподаватель: Здравствуйте, ребята, преподаватели и гости. Сегодня наша беседа будет посвящена истории возникновения танца «Полонез». Участники беседы - обучающиеся нашей школы искусств X, Z, Y, G, V, Q. Иллюстратором нашего путешествия в мир музыки выступит обучающийся X. Он исполнит «Полонез» Карла Филиппа Эмануэля Баха, второго из пяти сыновей великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Слайд № 2
Карл Филипп Эмануэль Бах
Преподаватель: Карла Филиппа Эмануэля называют Берлинским и Гамбургским Бахом. Он является одним из основателей классического музыкального стиля, сочинявшего в эпоху классицизма.
Художественное направление Классицизм от французского слова classicisme, что значит образцовый — сложилось во Франции в первой половине XVII века. Слайд № 3
Дом капитан–поручика лейб-гвардии Семёновского полка П.Е.Пашкова по проекту В.И.Баженова в стиле классицизма
Преподаватель: Великие люди этой эпохи верили в разум и гармонию мира. В музыке это проявилось в балансе частей произведения, в отделке деталей, разработке музыкальной формы. В этот период сформировалась сонатная форма с разработкой и противопоставлением двух контрастных тем, было определено количество частей в сонате и симфонии.
Все мы знаем великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Слайд № 4
Балтазар Деннер. Портрет семьи И.С.Баха
Преподаватель: Но его сын Карл Филипп Эмануэль был также очень известен во второй половине XVIII века. Вольфганг Моцарт говорил о нём : «Он отец, мы — дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. Послушайте историю из жизни семьи Баха, а расскажет нам её обучающийся Y. Слайд № 5
Т.Э.Розенталь. Семья И.С.Баха
Обучающийся Y: Все мы получаем подарки и дарим их дорогим нам людям. И в семье композитора Иоганна Себастьяна Баха было принято дарить подарки на дни рождения. Однажды муж подарил своей жене, певице Анне Магдалине, красивый альбом для записи нотных сочинений. В него от руки были записаны произведения известных в эпоху барокко и раннего классицизма мастеров: Франсуа Куперена, Кристиана Петцольда, Готфрида Генриха Штёльцеля, Иоганна Адольфа Хосе, Джованнини, Георга Бёма. Слайды № № 6, 7
Титульные листы Нотной тетради Анны Магдалены Бах
Обучающийся Y: Полонез Карла Филиппа тоже попал в Нотную тетрадь Анны Магдалены, которая дошла до наших дней. (показ сборника) Преподаватель: Давайте послушаем его в исполнении обучающегося Х. Звучит полонез G — moll К.Ф.Э.Баха в исполнении обучающегося Х.Слайд № 8
Преподаватель: Ребята, что же такое Полонез? (Ответ детей : Польский танец)
Об истории возникновения этого танца нам расскажет обучающийся Z. Обучающийся Z: Полонез по - французски значит «польский». Этот торжественный танец - шествие появился в XV веке. Слайд № 9
Полонез в XV веке
Обучающийся Z:Поначалу он был четырёхдольным и назывался «ходзоный», что значит, «ходимый, вышагиваемый». Слайд № 10
Обучающийся Z: В то время он так нравился крестьянам, что без него не обходилось ни одно народное гулянье, в том числе и свадьбы. Танцевали ходзоный с припевками. Тот, чьё пение было наиболее удачным, получал право на ведение танца. Ещё этот танец танцевали с венками, которые девушки потом дарили своим женихам. В Польше танцевали ходзоный со свечами, с саблями, с платками, с факелами. Слайд № 11
Мартин Пепейн. Свадебный бал
Преподаватель: Сохранились и другие названия этого танца. Я их буду называть, а вы попробуйте объяснить, почему полонез так называли: «пеший» (ответ : танцуя, ходили), «гусиный» (шли друг за другом гуськом), «стародавный» (танцевали в прежние времена), «округлый, плавный» (танцевали кругами, не спеша), «хмелёвый» (танцевали с хмелем в руках), «ходзоный со свечами» (танцевали, вышагивая, со свечами). Слайд № 12
С XVI века полонез становится трёхдольным танцем
Обучающийся V: В конце XVI века полонез становится пышным дворцовым танцем с размером три четверти, и называть его стали «польский танец» или просто «польский», что значит полонез. Исполнялся «польский» на ассамблеях, маскарадах, собраниях «малого Эрмитажа» в Зимнем дворце, свадьбах, открывал балы. свечами). Слайд № 13
Станислав Рейхан. Полонез
Преподаватель: Ребята, а кто знает, что означает слово «ассамблея?» (ответы детей) Послушайте, как Пётр I пишет об ассамблее в своем Указе от 26 ноября 1718 года: Ассамблея — это собрание, съезд, который «делается не только для забавы, но и для дела; друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слушать, что где делается, притом же и забава».). Танец очень изменился: он стал церемониальным. Ребята, а знаете ли вы, что такое «церемония»? Церемония - это торжественное мероприятие, которое проводится по установленным правилам. Польский стал первым европейским танцем в боярской Руси при дворце царя Алексея Михайловича в XVII веке. Это был также первый танец, которому научился Пётр I. Как танцевали полонез на ассамблеях и балах? Послушайте рассказ обучающегося G. Слайд № 14
Обучающийся G: Сопровождались такие мероприятия игрой на духовых инструментах: фаготах, кларнетах, трубах и тубах, литаврах, валторнах. А начинались они полонезом, торжественным шествием, открывавшим любое торжество. Ференц Лист считал, что полонез — сугубо мужской танец и призван подчеркнуть «мужчину, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку...». Мужские костюмы были не менее богаты, чем женские: из золочёной парчи, бархата и атласа, украшенные соболями, обувь блестела золотом или была красного цвета. Непременным атрибутом танца были сабли с золотыми насечками. Подтверждением слов великого композитора является польский XVI столетия, сопровождавший торжественное шествие воинов — победителей. Поначалу полонез танцевали только мужчины, но со временем к ним присоединились и женщины. Полонез показывал много умений танцующих пар: умение поклониться партнёру, величественно нести себя в танце, умение расстаться и встретиться с дамой. Можно сказать, что полонез был похож на мерную, строгую прогулку под трёхдольный ритм танца, но при этом требовавший горделивой осанки дам и кавалеров. Это была демонстрация богатства и знатности, светских манер и благородства. Вёл полонез сам хозяин с самой богатой и влиятельной дамой, все приглашённые выстраивались следом и повторяли танец за первой парой. Шеренга танцующих была похожа на длинную змею, во главе которой шёл распорядитель бала, или маршал. Все проходили из зала в сад, а потом возвращались обратно в зал. Слайд № 15
Обучающийся G: В полонезе всего три шага: шаг внешней ноги на носок, шаг внутренней к партнёру ноги на носок, шаг внешней ноги на стопу. На первом шаге партнёры приседали. Помимо шагов в полонезе были реверансы. Как вы думаете, что означает слово «реверанс?» (Реверанс - это жест приветствия в Западной культуре, при котором женщина приседает с одновременным наклоном головы.) Преподаватель: Само шествие было бы довольно скучным, если бы танец не украсили геометрические фигуры, о которых нам поведует обучающийся Q. Обучающийся Q: Давайте поговорим о фигурах полонеза. Одной из них является «Променад». Когда французский язык был общеупотребительный, то говорили: «Давайте совершим променад», что значит в переводе с французского, «прогулка по городу». «Променад» делали парами по кругу против часовой стрелки. «Траверс», или поперечина — ещё одна фигура полонеза, означающая движение, перпендикулярное основному. Слайд № 16
«Траверс»
Обучающийся Q: Две колонны идут навстречу друг другу, пропуская между собой дам и кавалеров, наподобие «расчёски». В «Фонтане» дама и кавалер расходятся в разные стороны, последующие пары, дойдя до места расхождения, повторяют движение первой пары. Слайд № 17
«Фонтан»
Обучающийся Q: После «Фонтана» исполняется «Веер», когда дама и кавалер соединяются вместе и расходятся парами: чётные пары идут влево, нечётные — вправо. Слайд № 18
«Веер»
Обучающийся Q: Есть ещё «Линии» или «Четвёрки»,Слайд № 19
Обучающийся Q: А при Петре I появилась фигура «Отбивание дам», когда одинокий кавалер, хлопнув перед первой парой в ладоши, отбивал даму, оставляя её напарника в одиночестве. Тот, в свою очередь, отбивал даму у следующей пары и так до бесконечности. Это вносило в размеренный и чопорный танец оживление, смех, толкотню. Обучающийся Y: XVIII век называют «золотым» для полонеза в России. Это связано с политическими победами России, которые сопровождались пышными торжествами с танцами. А полонез Осипа Козловского на текст Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!» стал неофициальным гимном России конца XVIII - начала XIX века. Слайд № 21 Иллюстрация аудиозаписи Полонеза О. Козловского и Г. Державина «Гром победы, раздавайся!»
Россия конца XVIII - начала XIX века
Обучающийся Y: В 70—е годы XVIII века появилась мода на платья «Полонез». Слайд № 22
Платье «Полонез» XVIII века
Обучающийся Y: В России были популярны «польские» графа Михаила Огиньского. Слайды № № 23, 24
М. А. Зичи. Полонез в Николаевском зале Зимнего дворца 1860–х
Елена Доведова. Николай I с женой на балу
Обучающийся Y: Один из них - «Прощание с Родиной» - мы сейчас услышим в исполнении вокально—инструментального ансамбля "Песняры" - «a'capрellа». Ребята, а что значит «a'capрellа»? (пение без сопровождения) Иллюстрация записи «Полонеза» М.Огиньского «Прощание с Родиной» в исполнении ВИА "Песняры", 1974 г. (отрывок) Преподаватель: Ребята, многие композиторы обращались к жанру полонеза. Слайд № 25 Иллюстрация записи «Полонеза» П.И.Чайковского из оперы «Евгений Онегин» (отрывок)
Преподаватель: Это И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен, К.М.Вебер, Ф.Шуберт, М.К.Огиньский, О.А.Козловский, М.И.Глинка, Н.А.Римский — Корсаков, П.И.Чайковский, А.Н.Скрябин. Вершиной развития полонеза являются произведения Ф.Шопена.
Наша беседа подходит к концу. Надеюсь, вы узнали много интересного. А сейчас ответьте на наши вопросы. ВопросыСлайд № 26
1) Слайд № 27 Какое происхождение имеет танец «Полонез», в каком веке он появился и как его называли? (Полонез имеет польское происхождение. Появился он в XV веке, называли его «ходзоным», что значит, пеший, ходимый. Ещё его называли «гусиный», «стародавный», «округлый», «хмелёвый».)
2)Слайд № 28 В каком размере написан полонез? (Сначала крестьяне его танцевали в четырёхдольном размере, в трёхдольном польский стали танцевать при дворах во дворцах.)
3) Слайд № 29 На каких мероприятиях его танцевали? (на балах, маскарадах, свадьбах, ассамблеях, народных гуляньях, собраниях «малого Эрмитажа» в Зимнем дворце)
4) Слайд № 30 Объясните такие понятия, как : «ассамблея», «реверанс», «церемония», «а'capрellа». (Церемония - это торжественное мероприятие, которое проводится по установленным правилам. Реверанс - это жест приветствия в Западной культуре, при котором женщина приседает с одновременным наклоном головы. Ассамблея — это собрание, съезд, который собирался при Петре I для обсуждения политических дел. А'capрellа — пение без инструментального сопровождения.)
5) Слайд № 31 С какими предметами танцевали полонез в XV веке? (с венками, со свечами, с саблями, с платками, с факелами)
6)Слайд № 32 Как называли полонез в Польше, в Западной Европе и почему ему дали такие названия? («Польский танец», «польский», потому что появился он в Польше. Название «полонез» произошло от французского слова.)
7) Слайд № 33 Какими словами можно охарактеризовать полонез, как танец? (величественный, торжественный, плавный, танец—шествие, медленный, скользящий, пеший, традиционный, польский, народный, европейский, церемониальный, свадебный, степенный, сдержанный, парный, неспешный)
8) Слайд № 34 С какого века «польский» проник в Россию и кто его танцевал? (с XVII века, знатные люди)
9) Слайд № 35 Назовите основные элементы полонеза. (шаги, поклоны, приседания)
10) Слайд № 36 Назовите фигуры полонеза. («Променад», «Колонна», «Траверс», «Цепочка», «Звёздочки», «Коридор», «Обход дамы», «Фонтан», «Веер», «Отбивание дам»)
11) Слайд № 37 Какой полонез был неофициальным гимном России в XVIII веке и кто его написал? («Полонез» Осипа Козловского на текст Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!»)
12) Слайд № 38 Какие композиторы писали в форме полонеза и полонезы в частности? (И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен, К.М.Вебер, Ф.Шуберт, М.К.Огиньский, О.А.Козловский, Ф.Шопен, М.И.Глинка, Н.А.Римский—Корсаков, П.И.Чайковский)
Одним из способов проверки усвоения обучающимися материала беседы — лекции является викторина. Можно после беседы организовать викторину для детей, оформив её в виде таблицы № 1. В ней только номера вопросов, которые зачитывает преподаватель, а обучающиеся вписывают ответы в графу «Ответы». Для скорости проверки ответов можно предложить преподавателям таблицу № 2 с ответами. Таким образом, время на проверку ответов обучающихся сократится. При подведении итогов можно отметить наиболее внимательных обучающихся заранее подготовленными дисками с записью полонезов композиторов разных столетий, памятными книгами с репродукциями картин художников, нотными тетрадями, сладкими призами (по возможности). Таблицы № 1 и № 2
Литература
1. Бах Иоганн Себастьян. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах (1725) для фортепиано. Мастер—класс Александра Майкапара
2. Т.Б.Нарская. Историко—бытовой танец. Учебно — методическое пособие. Челябинск 2009
3. В.Н.Брянцева. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва «Музыка» 2007
4. И.Ф.Бэлза. История польской музыкальной культуры. М. 1954
5. Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Издательство «Большая советская энциклопедия» 2006
6. В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Издательство «Локид-Пресс» 2003
Презентация на тему: История возникновения танца «Полонез»