Конспект урока-конференции по фортепиано в школе искусств с презентацией
Методическая разработка
Конспект урока-конференции по специальности «Фортепиано» по теме: «Средства музыкальной выразительности в произведениях Андрея Классена» для третьего и четвёртого класса школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель по специальности «Фортепиано» МБУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область
Описание. Предлагаю конспект урока по специальности «Фортепиано» с обучающимися Детской школы искусств (3, 4 классы). Материал конспекта будет полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» Детской школы искусств, учителям музыки по проведению классных занятий и внеклассных мероприятий с детьми 7-9 лет.
На занятии обучающиеся выступают с докладами, а также представляют пьесы нашего современника, немецкого композитора Андрея Классена. Тема: «Средства музыкальной выразительности в произведениях Андрея Классена» Предмет: "Фортепиано» Классы: 3, 4 Тип занятия: урок — конференция Продолжительность урока: 40 минут Форма урока: групповое занятие с обучающимися Цель урока: ознакомление обучающихся с жанром «Музыкальный эскиз» через средства музыкальной выразительности. Задачи урока: образовательные:
1) дать представление о средствах музыкальной выразительности и учить пользоваться ими в кантиленных произведениях;
2) учить рационально использовать работу рук, пальцев, тела для достижения оптимального звучания пьес; развивающие:
1) развивать мелодический и гармонический слух;
2) развивать ощущение свободы (rubato) при исполнении произведений романтического склада, люфтов (фразировочных логических пауз);
3) развивать исполнительскую инициативу в творческой трактовке произведений;
4) развивать самостоятельность при выполнении учебных задач;
5) развивать образное мышление, умение быть выразительным, интересным для слушателей и зрителей; воспитательные:
1) воспитывать музыкальную культуру обучающихся через поиск информации, её обработку и представление в публичных докладах;
2) воспитывать умение слушать и выполнять задачи преподавателя;
3) воспитывать навык контроля исполнительского и ораторского выступления;
4) воспитывать культуру поведения за инструментом. Планируемые результаты: после урока—конференции обучающиеся будут иметь чёткое представление о средствах музыкальной выразительности в произведениях. Личностные: обучающиеся приобретут навык самостоятельной работы с информацией, её обработкой и представлением на аудитории, научаться справляться со сценическим волнением, приобретут уверенность в своих возможностях, благодаря поддержке зрителей и одобрению преподавателя получат стимул к дальнейшему творческому развитию. Коммуникативные: обучающиеся закрепят навык высказывания своих мыслей, умение внимательно слушать информацию, которую хочет донести до них преподаватель. Регулятивные: обучающиеся приобретут умения по планированию своих действий в соответствии с целью и задачами урока. Познавательные: через самостоятельно подготовленные доклады обучающиеся узнают о творчестве немецкого композитора Андрея Классена, приобретут навык выступления перед зрителем в качестве оратора и исполнителя музыкального произведения. Предметные: обучающиеся приобретут умения пользоваться средствами художественной выразительности в произведениях кантиленного склада. Оборудование: фортепиано, стулья по числу присутствующих в классе, регулирующие высоту стула подставки, стол, компьютер, диапроектор, мяч для проведения рефлексии. Материалы, используемые на занятии: 1. Нотный материал
1) Андрей Классен. Музыкальные эскизы № 5, № 9, тетрадь 1 (Приложение) 2. Дидактические материалы
1) Сигнальные карты в виде скрипичного ключа для всех зрителей, желающих участвовать в викторине,
2) Таблица вопросов викторины «Средства музыкальной выразительности»,
3) Грамота знатока Викторины «Средства музыкальной выразительности»,
4) Доклады обучающихся по творчеству А. Классена, по средствам музыкальной выразительности,
5) Таблица вопросов по рефлексии учебной деятельности,
6) Грамота(ты) активного(ых) участника(ков) конференции,
7) Мяч для проведения рефлексии. 3. Упражнения на устранение мышечного напряжения из сборников А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» и А.А.Шмидт—Шкловской «О воспитании пианистических навыков», гимнастика Мирзакарима Норбекова для позвоночника и суставов. Структура урока: I. Организационный момент: 3 минуты
1) Гимнастика на освобождение мышц тела — 1 минута
2) Игра упражнений и гамм - 2 минуты II. Основная часть урока: 34 минуты
1) Сообщение темы урока и цели — 1 минута.
2) Конференция с выступлениями обучающихся, работа с музыкальным материалом — 26 минут.
3) Проверка выполнения домашнего задания (по ходу лекции) — 5 минут.
4) Закрепление изученного материала — 2 минуты. III. Заключение: 3 минуты
1) Подведение итогов, домашнее задание — 1 минута
2) Рефлексия учебной деятельности — 2 минуты Приёмы и методы работы на уроке:
словесный,
практический, иллюстративный (слушание музыки, игра на инструменте, решение исполнительских и художественных задач),
творческий (поиск средств выразительности для решения исполнительских задач),
репродуктивный (осмысленное исполнение пьес через призму понимания),
метод игры,
метод музыкального наблюдения,
метод самостоятельной работы,
метод анализа и синтеза. Предварительная подготовка к мероприятию
1. Написание плана и сценария урока — конференции.
2. Назначение ответственных обучающихся за поиск теоретической информации на ресурсах интернета, в библиотеках по темам: «Средства музыкальной выразительности», «Творчество немецкого композитора Андрея Классена», «Музыкальный эскиз».
3. Разучивание пьес А. Классена с обучающимися класса на инструменте.
4. Организация работы членов жюри мероприятия, определение фронта работы. Ход урока I. Организационный момент
Обучающиеся самостоятельно делают гимнастику на освобождение мышц тела и разыгрываются перед занятием на гаммах и упражнениях. II. Основная часть
Приветствие преподавателем обучающихся, жюри и зрителей. Сообщение темы и цели мероприятия. Преподаватель: Наше мероприятие будет не просто уроком, а уроком-конференцией, где вы услышите инструментальные выступления обучающихся, которые также попробуют себя в роли докладчиков: выступят с сообщениями по теме. Вы, дорогие зрители, тоже примите участие в нашей конференции. Как правило, творчество композиторов опирается на традиции и культуру той страны, в которой они родились и живут или жили. Послушайте сообщение учениц L и F о творческом пути немецкого композитора Андрея Классена. (На экран проецируется фото композитора А.Классена, слайд № 2)
Обучающаяся F: Андрей Классен наш современник, родился в 1955 году, в настоящее время живёт в Германии, но большую часть жизни прожил в России. Его семью можно назвать музыкально образованной: отец сам научился играть на баяне, а мама владела игрой на семиструнной гитаре и прекрасно пела. (На экран проецируется фото композитора А.Классена, слайд № 3)
Обучающаяся F: Сёстры композитора Елена и Елизавета также получили музыкальное образование и занимаются преподавательской работой в музыкальных школах Германии. Композитор закончил Темиртаусское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию им. Михаила Ивановича Глинки по классу фортепиано. Обучающаяся L: Андрей Классен был упорным в достижении своих целей, о чём свидетельствует один случай из творческой жизни композитора. Однажды, будучи студентом, он не сдал экзамен по истории, так как был увлечён занятиями музыкой, из-за этого лишился необходимой для жизни стипендии. Будущий композитор не растерялся и поступил на работу в Большой Зал консерватории гардеробщиком и уборщиком. В свободное от занятий и работы время — обычно поздним вечером или ночью - он занимался на сцене консерватории на рояле или органе. После окончания консерватории Андрей Классен ездил по Алтаю и Сибири с ансамблем песни и пляски, в котором пел в хоре и аккомпанировал ансамблю скрипачей. Во Владивостоке и в Новосибирске преподавал фортепиано студентам. Во время перестройки в России Андрей Классен вместе с семьёй уезжает на постоянное место жительства в Германию, где активно занимается дирижёрско–хоровой деятельностью, пишет для хоров песни и делает аранжировки.
Также он выступает как пианист-солист и играет в ансамбле. У Андрея Классена есть частное музыкальное издательство, в котором он печатает свои произведения. Композитор написал и издал четыре сборника пьес для фортепиано. (На экран проецируется фото сборников композитора, слайд № 4)
Преподаватель: А теперь прозвучат два «Музыкальных эскиза» в исполнении учащихся фортепианного отдела. «Музыкальный эскиз» № 9 С-dur (До мажор) исполнит ученица G. (исполнение) (На экран проецируется фото природы, слайд № 5)
Преподаватель: А теперь внимание, вопросы к обучающейся G. Если у неё возникнут затруднения с ответами, прошу зрителей - учащихся нашей школы - активно ей помогать. Вопросы
1) Что означает определение «Музыкальный эскиз»? (Ответ: Слово «эскиз» происходит от французского esquiss — предварительный набросок художника, музыканта, не являющийся законченной художественной работой, но пьеса Андрея Классена — это законченное музыкальное произведение, имеющее трёхчастную форму.)
2) В каком жанре написан «Музыкальный эскиз»? (Ответ: в жанре вальса, в размере три четверти)
3) Какой у пьесы характер? (Ответ: плавный, танцевальный, светлый, мажорный) Преподаватель: Тональность До мажор выбрана А.Классеном не случайно и очень точно передаёт светлый, прозрачный, нежный, беспечный характер произведения. Композиторы знали об особенностях звучания той или иной тональности и пользовались этим: есть тональности пасторальные (Фа мажор), передающие трагизм (ми бемоль минор), есть радостные.
Послушаем ещё один «Эскиз» композитора в исполнении ученицы L (звучит «Музыкальный эскиз» № 5 Фа мажор) (На экран проецируется фото природы, слайд № 6)
Преподаватель: В этой пьесе более длинные музыкальные фразы, гармоническая сетка представлена в виде широко расположенных звуков арпеджио в левой руке, что требует от исполнителя выполнения определённых музыкальных задач, профессионализма в исполнении, характера, хорошей технической подготовки. Вопросы по исполнению к зрителям или к обучающейся
1) Сколько частей в пьесе, как они отличаются? (Ответ: три части. Первая и третья контрастируют со второй частью по тональности, динамике, характеру, фактуре аккомпанемента и мелодии)
2) Какие тональности вы услышали? (Ответ: Фа мажор в первой и третьей частях, ре минор — во второй части)
3) Как различаются части по характеру и динамике? (Ответ: первая часть светлая, взволнованная, вторая — пасторальная, минорная, с элементами полифонии в правой руке и аккордовым проведением в левой, третья часть, как правило, повторяет первую, но характер её меняется. Он жизнеутверждающий после минорного эпизода пьесы, в нем слышится надежда. Есть также кода — заключение, в котором тоже есть волна и спад, символизирующий умиротворение, успокоение. Сама мелодия изменением высоты звуков подсказывает местоположение кульминационной ноты.) Преподаватель: Ребята, музыка не способна изображать явления и предметы, как живопись, но она очень тонко передаёт различные чувства и эмоциональное состояние человека. Какими же средствами выразительности пользуется музыкант? Перед вами выступит ученица S с сообщением. Обучающаяся S: С помощью чего исполнитель передаёт чувства, заложенные в музыкальном произведении композитором? (Ответы детей: с помощью мелодии, ритма, лада, темпа, тембра, фактуры, динамики). Давайте с вами поиграем, а жюри, состоящее из наших преподавателей, оценит ваши знания и отметит самых активных детей в конце нашего мероприятия. (Слайд № 7)
Обучающаяся S: Для того, чтобы победители не затерялись, при желании ответить на вопрос поднимайте в качестве сигнала скрипичный ключ и отвечая, называйте свою фамилию и имя (Обучающимся из зрителей раздаются сигнальные карты в виде скрипичного ключа).
Обучающаяся S: А жюри ваши ответы будет фиксировать в таблице, после чего будет объявлен победитель викторины. (Жюри получает таблицу с вопросами викторины «Средства музыкальной выразительности», в которую заносит фамилии правильно ответивших на вопросы викторины, и баллы).
Преподаватель: Итак, первый вопрос. Слайд № 8
1. Это средство выразительности определяет скорость исполнения музыкального произведения. (Ответ: темп)
На экран последовательно проецируются вопрос викторины и ответ. Слайд № 9
2. Звукоряд, в котором звуки ладят между собой, называется... (Ответ: лад) Слайд № 10
3. Это средство музыкальной выразительности организует музыку во времени. (Ответ: ритм) Слайд № 11
4. Данное средство музыкальной выразительности окрашивает звук голоса или инструмента. (Ответ: тембр) Слайд № 12
5.Это средство музыкальной выразительности представляет собой законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. (Ответ: мелодия) Слайд № 13
6.Это способ обработки музыкального материала. Бывает аккордовой, арпеджированной. (Ответ: фактура) Слайд № 14
7.Это средство музыкальной выразительности является способом извлечения звуков и бывает отрывистым или связным. (Ответ: штрихи) Слайд № 15
8.Данное средство музыкальной выразительности определяет силу звучания: forte (форте), piano (пиано). (Ответ: динамика) Жюри подводит итоги в таблице и объявляет победителя музыкальной викторины. Ему вручается Грамота знатока Викторины «Средства музыкальной выразительности».
III. Заключение
Рефлексия учебной деятельности (Слайд № 16) Преподаватель: А теперь подведём итоги нашей совместной деятельности на конференции-уроке с помощью вот этого мяча среди наших участников. Я даю мяч одному из участников конференции с вопросом, на который он отвечает. В случае затруднения он передаёт мяч тому, кто может ответить. В этом случае ответивший получает балл от жюри за интересный и полный ответ. (Ответивших на каждый вопрос может быть несколько, жюри выбирает наиболее полный и интересный ответ.) В конце нашего мероприятия жюри подведёт итоги и вручит Грамоту (грамоты) активному(ым) участнику(кам) урока-конференции. Жюри работает с таблицей по рефлексии учебной деятельности.
Преподаватель: Итак, первый вопрос.
1.Что нового вы узнали из нашего занятия — конференции? Слайд № 17 (Ответ: о творчестве немецкого композитора Андрея Классена. О средствах художественной выразительности о произведениях кантиленного склада)
2.Каких результатов вы добились на занятии? Слайд № 18 (Ответ: чётче стали понимать, что такое средства художественной выразительности, и привнесли свои знания в исполнение пьес Классена)
3.Какие задания вам понравились и почему? Слайд № 19 (Ответ: самостоятельный поиск материала на интернет—ресурсах о творчестве композитора, публичное исполнение пьес, публичное выступление с докладами, реакция зрителей на выступление, поиск средств художественной изобразительности в музыке. Задания понравились, потому что было интересно их готовить: узнали много нового из урока, научились пользоваться средствами раскрашивания пьес динамикой, штрихами, внутренним чувствованием, убедились, что можем без помощи преподавателя и родителей успешно выполнять задания с пользой для своего общего развития.)
4.Как вы выполняли задания на занятии и дома, что вы при этом чувствовали? Слайд № 20 (Ответ: слушали музыкальные эскизы в исполнении автора. Пытались понять, какими средствами пользовался исполнитель , осмыслить и привнести знание в своё исполнение, искали материал теоретической части конференции, с помощью подсказок родителей родителей написали доклад, оформили его и подготовились к публичному выступлению. Мы чувствовали при этом ответственность за выполнение задания, потому что не хотелось подводить своего преподавателя.)
5.С какими трудностями вы столкнулись и как их преодолевали? Слайд № 21 (Ответ: было трудно удерживать постоянное внимание и выполнять задачи преподавателя по внесению нюансов динамики, штрихов и фразировки в исполнение пьес, так как привыкли к определённому стилю исполнения, который приходилось менять в соответствии с задачами урока. Было трудно выполнять задачи по очищению педали от лишних звуков в пьесах. В решении этих задач помог с подсказками преподаватель, а дома полученные знания были отработаны. В поиске и обработке теоретического материала помогали родители, для преодоления волнения публичного выступления по рекомендации преподавателя мы читали тексты перед зеркалом)
6.Какие замечания и предложения у вас к себе, преподавателю на будущее открытое занятие? Слайд № 22 (Ответ: хотим пожелать себе быть самостоятельными при отработке домашнего задания, обязательно контролировать своё выступление с помощью записывающих устройств: диктофона или синтезатора, чтобы возможные исполнительские недочёты слышать и исправлять, учится искать на ресурсах интернета полезную информацию для саморазвития, прослушивать и анализировать произведения композиторов разных столетий в исполнении профессиональных музыкантов. Преподавателям пожелание проводить интересные, познавательные для нас уроки с видео материалом и материалом репродукций картин на экране для лучшего усвоения знаний по культуре и искусству.) Вручение Грамот активным участникам конференции. Преподаватель: Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо слушателям за активное участие, жюри — за строгое и справедливое судейство. Благодаря вашей помощи, вниманию и терпению наши пианисты и ораторы успешно выступили в проекте урока-конференции по теме «Средства музыкальной выразительности в произведениях Андрея Классена». Методическая литература
B. В. Кpaeвcкий. Рефлексия в практике обучения Нотная литература
Андрей Классен. Музыкальные эскизы, тетрадь 1 Приложение
Презентация на тему: Средства музыкальной выразительности в произведениях Андрея Классена
Вера Олеговна! С удовольствием погрузилась в мир музыки Андрея Классена.Как виртуозно Вы ведете учеников от практических упражнений к исполнительскому мастерству! Разнообразие методов и приемов,сведения о жизни композитора развивает в детях не только музыкальность,но и интеллектуальность.Здорово!
Здравствуйте! Хорошая разработка, очень понравилась. Материал подается логично, последовательно, задания различные. Думаю, материал будет усвоен качественно.
Да, когда я, как говорит моя младшая дочь, еще в прошлом веке занималась в музыкальной школе,у нас не было вот таких вот интересных и познавательных конференций, а только бесконечные занятия, на которых мы по полгода разучивали этюды, сонаты и пьесы.
Такие мероприятия прививают любовь к музыкальным занятиям.
Очень хороший материал. Так подробно описаны все его части.
Голос!
Вера Олеговна!
Не перестаю удивляться Вашему трудолюбию и фантазии!Благодаря таким педагогам, как Вы, детки будут учиться в музыкальной школе с удовольствием!
+1!