Учебно-методическая разработка. Олимпиада по теории музыки «Проверь свои знания» для обучающихся второго класса детской школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель по специальности «Фортепиано», концертмейстер МБУДО ДДШИ, отделение в г.Дмитрове
Описание. Вопросы олимпиады составлены к началу учебного года в 3-м классе инструментального отдела детской школы искусств с целью проверки знаний обучающихся за прошедший учебный год. Сценарий может быть использован преподавателями предметов «Сольфеджио», «Фортепиано», «Слушание музыки», «Музыка» детских школ искусств и средних образовательных школ, музыкальными руководителями творческих коллективов детей и подростков, при проведении музыкальных конкурсов, КВНов, викторин, соревнований, и олимпиад для обучающихся от семи до одиннадцати лет, а также родителями, занимающимися музыкальным воспитанием своих детей.
Цель: проверка знаний обучающихся
Задачи:
1) развивать память, внимание, находчивость, логическое мышление;
2) воспитывать терпение, волю, желане помочь другу;
3) создать учебный настрой у участников олимпиалы
Форма проведения мероприятия:
олимпиада, музыкальное развлечение
Возраст детей, участвующих в олимпиаде:
9-11 лет
Методические приёмы и методы
Объяснение, самостоятельная работа, анализ результатов
Оборудование
Фортепиано, столы и стулья по числу участников мероприятия, доска, мел
Методические и дидактические материалы к олимпиаде
Сценарный план мероприятия, задания для участников, каарандаши и ластики
План мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя
2. Олимпиада
3. Подсчёт баллов преподавателем, объявление победителя, вручение приза
Вопросы
1. Сколько полутонов в:
ч.4 -________________________
б.2 -________________________
м.3 -________________________
м.6 -________________________
б.7 -________________________
ч.1 - _______________________
ч.5 - _______________________
б.6 - _______________________
м.7 - _______________________
б.3 - _______________________
м.2 - _______________________
ч.8 - _______________________
2. Напиши гамму ре минор гармонический:
3. Напиши гамму Ре мажор и подпиши неустойчивые ступени:
4. Напиши гамму си минор мелодический:
5. Напиши гамму ля минор гармонический и подпиши вводные ступени:
6. Напиши гамму Си бемоль мажор:
7. Напиши интервалы вверх от нот:
8. Напиши интервалы вниз от нот:
9. Как обозначается медленный темп в музыке? (любой вариант или несколько)____________________________________________________
10. Диез — это...____________________________________________
11. Бекар — это...___________________________________________
12. Напиши строение минорной гаммы:__________________________
13. Назови знаки в ми миноре натуральном:_____________________
14. Назови знаки в ля миноре натуральном:_____________________
15. Назови знаки в Си бемоль мажоре:__________________________
16. Напиши строение мажорной гаммы: __________________________
17. Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие?___________
18. Из каких интервалов состоит минорное трезвучие?___________
19. Устойчивые ступени — это:_________________________________
20. Неустойчивые ступени — это:_______________________________
21. Вводные ступени — это...__________________________________
22. Посчитай четверть:________________________________________
23. Посчитай четверть с точкой:_______________________________
24. Посчитай половинную с точкой:_____________________________
25. Запиши ритмический рисунок к скороговорке четвертями и восьмыми длительностями:
На дворе — трава, ____________________________________________
На траве — дрова. ____________________________________________
Не руби дрова ____________________________________________
На траве двора. ____________________________________________
Ответы
1.Сколько полутонов в:
ч.4 -
5 полутонов
б.2 -
2 полутона
м.3 -
3 полутона
м.6 -
8 полутонов
б.7 -
11 полутонов
ч.1 -
0 полутонов
ч.5 -
7 полутонов
б.6 -
9 полутонов
м.7 -
10 полутонов
б.3 -
4 полутона
м.2 -
1 полутон
ч.8 -
12 полутонов
2.Напиши гамму ре минор гармонический:
3.Напиши гамму Ре мажор и подпиши неустойчивые ступени:
4.Напиши гамму си минор мелодический:
5.Напиши гамму ля минор гармонический и подпиши вводные ступени:
6.Напиши гамму Си бемоль мажор:
7.Напиши интервалы вверх от нот:
8.Напиши интервалы вниз от нот:
9.Как обозначается медленный темп в музыке (один из вариантов или несколько)?
(adagio, andante, sostenuto)
10.Диез —
это знак повышения звука на полутон.
11.Бекар —
это знак отмены диеза и бемоля.
12. Напиши строение минорной гаммы:
Т — 1/2Т — Т — Т — 1/2Т — Т - Т
13.Назови знаки в ми миноре натуральном:
фа диез
14.Назови знаки в ля миноре натуральном:
нет знаков
15.Назови знаки в Си бемоль мажоре:
си бемоль, ми бемоль
16.Напиши строение мажорной гаммы:
Т — Т — 1/2Т — Т — Т — Т — 1/2Т
17.Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие?
б.3 и м.3
18.Из каких интервалов состоит минорное трезвучие?
м.3 и б.3
19.Устойчивые ступени — это
I, III, V
20.Неустойчивые ступени — это
II, IV, VI, VII
21.Вводные ступени — это
VII и II
22.Посчитай четверть:
1 - и
23.Посчитай четверть с точкой:
1- и - 2
24.Посчитай половинную с точкой:
1 - и - 2 - и - 3 - и
25.Запиши ритмический рисунок к скороговорке с помощью четвертей и восьмых:
После проверки работ преподавателем обучающиеся проводят работу над ошибками, а преподаватель проводит анализ часто встречающихся ошибок, выявляет их причины, разрабатывает приёмы и методы по их устранению.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы
Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения
Биография Гнесиной
Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ