Методическая разработкаВикторина по предмету «Сольфеджио» в 6 классе школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся шестого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимся предметом «Сольфеджио» обучающимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для детей от двенадцати до шестнадцати лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися шестого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для шестого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, простые карандаши, ластики.
Викторина составлена для обучающихся, полностью освоивших материал шестого года обучения в ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильный ответ в каждом задании и отметить галкой (или подчеркнуть правильный ответ).
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого обучающегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины (дипломы I, II, III степени, дипломы участников).
Викторина по предмету «Сольфеджио», 6 класс
Вопросы
1. Аs-moll — это тональность:
а) ля# минор
б) ля-бемоль минор
в) Ля-бемоль мажор
г) Ля# мажор
2. Тональность, параллельная gis-moll:
а) E-dur
б) H-dur
в) B-dur
г) Gis-dur
3. Из 4-х полутонов состоят:
а) б.3 и ув.2
б) б.3 и ч.4
в) б.3 и ум.4
г) б.3 и м.3
4. Диссонансы — это:
а) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.5, ум.4
б) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.2, ум.7
в) м.2, б.2, м.7, б.7
г) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.4. ум.5
5. К несовершенным консонансам относятся:
а) м.3, б.3, м.6, б.6, ч.4, ч.5, ч.1, ч.8
б) ч.1, ч.8
в) ч.4, ч.5
г) м.3, б.3, м.6, б.6
6. Ре-бемоль — соль и соль - ре-бемоль — это ув.4 и ум.5:
а) в as-moll гармоническом
б) в As-dur
в) в F-dur натуральном
г) в f-moll гармоническом
7. Ля — си# и си#-ля — это:
а) ув.2 и ум.7 в cis-moll натуральном
б) ув.2 и ум.7 в Cis-dur натуральном
в) ув.2 и ум.7 в cis-moll гармоническом
г) ув.2 и ум.7 в Cis-dur гармоническом
18. D6/5 в H-dur записывается нотами:
а) си, ре#, фа#, ля
б) си, ре, фа, ля
в) ля, до#, ми, фа#
г) ля#, до#, ми, фа#
9. D4/3 в b-moll записывается нотами:
а) фа - ля-бекар - до - ми-бемоль
б) до - ми - бемоль - фа - ля-бекар
в) до - ми - фа - ля-бекар
г) ми-бемоль - фа - ля-бекар - до
10. D2 в Des-dur записывается нотами:
а) ре-бемоль - ми-бемоль - соль-бекар - си-бемоль
б) соль-бемоль - ля-бемоль - до - ми-бемоль
в) ля-бемоль - до - ми-бемоль - соль-бемоль
г) ля-бемоль - до - ми-бемоль - соль
11. Ум.5/3 в Fis-dur гармоническом записывается нотами:
а) соль — си - ре
б) соль диез - си - ре-бекар
в) соль# - си - ре
г) соль# - си - ре#
12. Ум.5/3 в e-moll гармоническом состоит из нот:
а) ре#-фа#-ля
б) ре# — фа - ля
в) ми — соль - си
г) ре — фа - ля
13. Ув.5/3 в As-dur гармоническом состоит из нот:
а) фа — ля - до
б) фа-бемоль - ля-бемоль - до
в) ми-бекар - ля-бемоль - до
г) ми - ля-бемоль - до
.14. Ув.5/3 в fis-moll гармоническом состоит из нот:
а) ля-до-ми
б) ля - до# - фа-бекар
в) ля - до# - ми#
г) ля - до - ми#
15. МVII7 в Es-dur натуральном состоит из нот:
а) ре — фа — ля - до
б) ре бекар - фа - ля - до
в) ре - фа - ля-бемоль - до-бемоль
г) ре - фа - ля-бемоль - до
16.Ум.VII7 в cis-moll гармоническом состоит из нот:
а) си# - ре# - фа# - ля-бекар
б) си# - ре# - фа# - ля
в) си — ре — фа - ля
г) си — ре# - фа# - ля
17. Тональность, параллельная gis-moll:
а) Gis-dur
б) H-dur
в) E-dur
г) Es-dur
18. Гамма gis-moll гармонический состоит из нот:
а) соль# - ля# - си – до# - ре# - ми# - фа-дубль диез - соль#
б) соль# - ля# - си – до# - ре# - ми - фа# - соль#
в) соль# - ля# - си – до# - ре# - ми – фа-дубль диез - соль#
г) соль - ля - си - до - ре - ми - фа-дубль диез - соль
19. В тональности Fis-dur знаки располагаются в следующем порядке:
а) фа - до - соль - ми - ля - ре
б) фа - до - соль - ре - ля - ми
в) фа - до - соль - ми - си - ля
г) фа - соль - до - ми - ля - ре
20. В тональности es-moll знаки располагаются в следующем порядке:
а) си - ми - ля - соль - ре - до
б) си - ми - соль - ля - ре - до
в) си - ля - ми - соль - ре - до
г) си - ми - ля - ре - соль - до
Ответы
1. Аs-moll — это тональность:
а) ля# минор
б) ля-бемоль минор
в) Ля-бемоль мажор
г) Ля# мажор
2. Тональность, параллельная gis-moll:
а) E-dur
б) H-dur
в) B-dur
г) Gis-dur
3. Из 4-х полутонов состоят:
а) б.3 и ув.2
б) б.3 и ч.4
в) б.3 и ум.4
г) б.3 и м.3
4. Диссонансы — это:
а) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.5, ум.4
б) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.2, ум.7
в) м.2, б.2, м.7, б.7
г) м.2, б.2, м.7, б.7, ув.4. ум.5
5. К несовершенным консонансам относятся:
а) м.3, б.3, м.6, б.6, ч.4, ч.5, ч.1, ч.8
б) ч.1, ч.8
в) ч.4, ч.5
г) м.3, б.3, м.6, б.6
6. Ре-бемоль — соль и соль - ре-бемоль — это ув.4 и ум.5:
а) в as-moll гармоническом
б) в As-dur
в) в F-dur натуральном
г) в f-moll гармоническом
7. Ля — си# и си#-ля — это:
а) ув.2 и ум.7 в cis-moll натуральном
б) ув.2 и ум.7 в Cis-dur натуральном
в) ув.2 и ум.7 в cis-moll гармоническом
г) ув.2 и ум.7 в Cis-dur гармоническом
8. D6/5 в H-dur записывается нотами:
а) си, ре#, фа#, ля
б) си, ре, фа, ля
в) ля, до#, ми, фа#
г) ля#, до#, ми, фа#
9. D4/3 в b-moll записывается нотами:
а) фа - ля-бекар - до - ми-бемоль
б) до - ми - бемоль - фа - ля-бекар
в) до - ми - фа - ля-бекар
г) ми-бемоль - фа - ля-бекар - до
10. D2 в Des-dur записывается нотами:
а) ре-бемоль - ми-бемоль - соль-бекар - си-бемоль
б) соль-бемоль - ля-бемоль - до - ми-бемоль
в) ля-бемоль - до - ми-бемоль - соль-бемоль
г) ля-бемоль - до - ми-бемоль - соль
11. Ум.5/3 в Fis-dur гармоническом записывается нотами:
а) соль-си-ре
б) соль диез - си - ре-бекар
в) соль# - си - ре
г) соль# - си - ре#
12. Ум.5/3 в e-moll гармоническом состоит из нот:
а) ре# - фа# - ля
б) ре# - фа - ля
в) ми - соль - си
г) ре - фа - ля
13. Ув.5/3 в As-dur гармоническом состоит из нот:
а) фа - ля - до
б) фа-бемоль - ля-бемоль - до
в) ми-бекар - ля-бемоль - до
г) ми - ля-бемоль - до
.14. Ув.5/3 в fis-moll гармоническом состоит из нот:
а) ля - до - ми
б) ля - до# - фа-бекар
в) ля - до# - ми#
г) ля - до - ми#
15. МVII7 в Es-dur натуральном состоит из нот:
а) ре - фа - ля - до
б) ре бекар - фа - ля - до
в) ре - фа - ля-бемоль - до-бемоль
г) ре - фа - ля-бемоль - до
16.Ум.VII7 в cis-moll гармоническом состоит из нот:
а) си# - ре# - фа# - ля-бекар
б) си# - ре# - фа# - ля
в) си - ре - фа - ля
г) си - ре# - фа# - ля
17. Тональность, параллельная gis-moll:
а) Gis-dur
б) H-dur
в) E-dur
г) Es-dur
18. Гамма gis-moll гармонический состоит из нот:
а) соль# - ля# - си - до# - ре# - ми# - фа-дубль диез - соль#
б) соль# - ля# - си - до# - ре# - ми - фа# - соль#
в) соль# - ля# - си - до# - ре# - ми - фа-дубль диез - соль#
г) соль - ля - си - до - ре - ми - фа-дубль диез - соль
19. В тональности Fis-dur знаки располагаются в следующем порядке:
а) фа - до - соль - ми - ля - ре
б) фа - до - соль - ре - ля - ми
в) фа - до - соль - ми - си - ля
г) фа-соль - до - ми - ля - ре
20. В тональности es-moll знаки располагаются в следующем порядке:
а) си - ми - ля - соль - ре - до
б) си - ми - соль - ля - ре - до
в) си - ля - ми - соль - ре - до
г) си - ми - ля - ре - соль - до
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся шестых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди седьмых классов. Важно предварительно обговорить с обучающимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если детям какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем. Викторина, проведённая в седьмом классе школы искусств в начале учебного года, даст преподавателю возможность проверить качество знаний обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях и скорректировать индивидуальные задания в новом учебном году.
Приложение.
1.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины).
2.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины).
Рекомендуем посмотреть:
Игра-викторина по литературе для 5-7 классов
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 1 класс
Викторина сответами по предмету «Сольфеджио» для 7 класса ДШИ
Музыкальная викторина по предмету «Сольфеджио» для 5 класса ДШИ
Похожие статьи:
Викторина «Своя игра» для школьников 6 класс
Викторина по английскому языку для учащихся 5 – 6 классов
Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин
Спортивная викторина для школьников 5-6 класса с ответами
Викторина по истории с ответами, 6-7 класс