Методическая разработкаТеоретическая викторина по предмету «Сольфеджио» для 5 класса школы искусств
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину по предмету «Сольфеджио» для обучающихся пятого класса школы искусств. Материал будет полезен преподавателям теоретических дисциплин ДШИ, заинтересованным родителям и увлекающимся предметом «Сольфеджио» обучающимся. Так же материал викторины можно использовать при проведении музыкальных КВНов, конкурсов, соревнований, викторин для обучающихся от одиннадцати до пятнадцати лет.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися пятого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал: тесты теоретической викторины для пятого класса ДШИ по числу участников мероприятия, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцем по числу участников викторины, простые карандаши, ластики.
Викторина составлена для обучающихся, полностью освоивших материал пятого класса ДШИ.
Ход мероприятия
Приветствие участников теоретической викторины, разъяснение требований к выполнению тестов.
Требования
1. Написать вверху бланка викторины свои фамилию, имя, класс.
2. Выбрать правильные ответы в каждом задании и обвести кружком букву правильного варианта ответа (подчеркнуть правильный ответ).
Ведущий объявляет о времени выполнения заданий. Материал тестов викторины раздаётся каждому участнику. На столах у каждого обучающегося должны быть карточки с нотной клавиатурой и нотоносцем. По окончанию времени, отведённого на выполнение заданий, тесты сдаются ведущему мероприятия. После проверки правильности выполнения тестовых заданий объявляется победитель(ли), который(ые) награждается(ются) Дипломом(ами) Победителя(ей) теоретической викторины (дипломы I, II, III степени, дипломы участников).
Вопросы
1. Найди правильный порядок написания бемолей при ключе:
а) фа - до - соль - ми - ля - ре - си
б) фа - до - соль - ре - ля - ми - си
в) си - ми - ля - ре - соль - до - фа
г) си - ми - ля - до - соль - ре - фа
2. Найди правильный порядок написания диезов при ключе:
а) фа - до -соль - ми - ля - ре - си
б) си - ми - ля - ре - соль - до - фа
в) си - ми - ре - ля - соль - до - фа
г) фа - до - соль - ре - ля - ми - си
3. М.3 относится:
а) к несовершенным консонансам
б) к весьма совершенным консонансам
в) к совершенным консонансам
г) к диссонансам
4. К совершенным консонансам относятся интервалы:
а) ч.4, ч.5, ч1, ч.8
б) ч.4, ч.5
в) м.3, б.3, м.6, б.6
г) ч1, ч.8
5. К диссонансам относятся интервалы:
а) м.2, б.2, м7, б.7
б) ум.5,ув.4, ув.2, ум.7
в) м.2, б.2, м7, б.7, ув.2, ум.7, ум.5,ув.4
г) ч1, ч.8
6. Найди ув.4 в gis-moll гармоническом:
а) до - фа
б) до# - фа-дубль диез
в) до# - фа-дубль диез и ми - ля#
г) ми - ля#
7. В b-moll натуральном ум.5 состоит из звуков:
а) до и соль-бемоль
б) до и соль
в) соль-бемоль и ре-бемоль
г) си-бемоль и фа
8. Ум.7 и ув.2 в тональности cis-moll гармонический состоят из звуков:
а) си - ля и ля - си
б) ре# - до# и до# - ре#
в) ми - ре# и ре# - ми
г) си# - ля и ля - си#
9. Ум.5/3 в Des-dur состоит из звуков:
а) до, ми, соль
б) до, ми-бемоль, соль-бемоль
в) до, ми-бемоль, соль
г) до, ми, соль-бемоль
10. Ум.5/3 в gis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа-дубль диез, ля#, до
б) фа-дубль диез, ля, до#
в) фа-дубль диез, ля#, до#
г) фа-дубль диез, ля, до
11. D6/4 в d-moll гармоническом состоит из звуков:
а) ми, ля, до
б) ре, фа, ля
в) до#, ми, ля
г) ми, ля, до#
12. S6 в fis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа#, ля, до#
б) ре, фа, си
в) ре, фа#, си
г) ре#, фа#, си
13. D4/3 в Des-dur состоит из звуков:
а) ми, соль, ля, до
б) ля-бемоль, до, ми-бемоль, соль-бемоль
в) ми бемоль, соль, ля, до
г) ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль, до
14. D6/5 в As-dur состоит из звуков:
а) ля бемоль, до, ми бемоль, соль бемоль
б) соль, си-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль
в) ми-бемоль, соль, си-бемоль, ре-бемоль
г) соль, си, ре, ми
15. D2 в cis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа#, соль#, си, ре#
б) фа#, соль#, си#, ре#
в) соль#, си#, ре#, фа#
г) до#, ми, соль#, си
16. Выбери правильный вариант гармонической гаммы, в которой звук соль# является пятой ступенью:
а) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля# - си# - до#
б) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля - си - до#
в) до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до
г) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля - си# - до#
17. Верхний тетрахорд мелодической гаммы cis-moll состоит из звуков:
а) соль# - ля - си# - до#
б) соль - ля - си - до
в) соль# - ля - си - до#
г) соль# - ля# - си# - до#
18. Звуки до# - ре - ми# - фа# гармонической гаммы fis-moll при транспонировании в тональность g-moll гармонический будут записаны:
а) ре - ми - фа# - соль
б) ре - ми-бемоль - фа# - соль
в) ре - ми-бекар - фа# - соль
г) ре - ми - фа - соль
19. Выбери правильный вариант ответа, построив от звука ре вверх чистые квинты:
а) ре - ля - ми - си - фа - до - соль
б) ре - ля - ми - си - фа# - до# - соль#
в) ре - ля - ми - си - фа# -до -соль#
г) ре - ля - ми - си - фа# -до# -соль
20. Выбери правильный вариант ответа с энгармонически равными интервалами:
а)фа - соль# и фа - cоль-бемоль
б) фа - до и фа# - до#
в) ре - ля-бемоль и ля-бемоль - ре
г) до-бемоль - фа-бемоль и до# - фа#
Ответы
1. Найди правильный порядок написания бемолей при ключе:
а) фа - до - соль - ми - ля - ре - си
б) фа - до - соль - ре - ля - ми - си
в) си - ми - ля - ре - соль - до - фа
г) си - ми - ля - до - соль - ре - фа
2. Найди правильный порядок написания диезов при ключе:
а) фа - до - соль - ми - ля - ре - си
б) си - ми - ля - ре - соль - до - фа
в) си - ми - ре - ля - соль - до - фа
г) фа - до - соль - ре - ля - ми - си
3. М.3 относится:
а) к несовершенным консонансам
б) к весьма совершенным консонансам
в) к совершенным консонансам
г) к диссонансам
4. К совершенным консонансам относятся интервалы:
а) ч.4, ч.5, ч1, ч.8
б) ч.4, ч.5
в) м.3, б.3, м.6, б.6
г) ч1, ч.8
5. К диссонансам относятся интервалы:
а) м.2, б.2, м7, б.7
б) ум.5,ув.4, ув.2, ум.7
в) м.2, б.2, м7, б.7, ув.2, ум.7, ум.5,ув.4
г) ч1, ч.8
6. Найди ув.4 в gis-moll гармоническом:
а) до - фа
б) до# - фа-дубль диез
в) до# - фа-дубль диез и ми - ля#
г) ми - ля#
7. В b-moll натуральном ум.5 состоит из звуков:
а) до и соль-бемоль
б) до и соль
в) соль-бемоль и ре-бемоль
г) си-бемоль и фа
8. Ум.7 и ув.2 в тональности cis-moll гармонический состоят из звуков:
а) си - ля и ля - си
б) ре# - до# и до# - ре#
в) ми - ре# и ре# - ми
г) си# - ля и ля - си#
9. Ум.5/3 в Des-dur состоит из звуков:
а) до - ми - соль
б) до, ми-бемоль, соль-бемоль
в) до, ми-бемоль, соль
г) до, ми, соль-бемоль
10. Ум.5/3 в gis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа-дубль диез, ля#, до
б) фа-дубль диез, ля, до#
в) фа-дубль диез, ля#, до#
г) фа-дубль диез, ля, до
11. D6/4 в d-moll гармоническом состоит из звуков:
а) ми, ля, до
б) ре, фа, ля
в) до#, ми, ля
г) ми, ля, до#
12. S6 в fis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа#, ля, до#
б) ре, фа, си
в) ре, фа#, си
г) ре#, фа#, си
13. D4/3 в Des-dur состоит из звуков:
а) ми, соль, ля, до
б) ля-бемоль, до, ми-бемоль, соль-бемоль
в) ми-бемоль, соль, ля, до
г) ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль, до
14. D6/5 в As-dur состоит из звуков:
а) ля-бемоль, до, ми-бемоль, соль-бемоль
б) соль, си-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль
в) ми-бемоль, соль, си-бемоль, ре-бемоль
г) соль, си, ре, ми
15. D2 в cis-moll гармоническом состоит из звуков:
а) фа#, соль#, си, ре#
б) фа#, соль#, си#, ре#
в) соль#, си#, ре#, фа#
г) до#, ми, соль#, си
16. Выбери правильный вариант гармонической гаммы, в которой звук соль# является пятой ступенью:
а) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля# - си# - до#
б) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля - си - до#
в) до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до
г) до# - ре# - ми - фа# - соль# - ля - си# - до#
17. Верхний тетрахорд мелодической гаммы cis-moll состоит из звуков:
а) соль# - ля - си# - до#
б) соль - ля - си - до
в) соль# - ля - си - до#
г) соль# - ля# - си# - до#
18. Звуки до# - ре - ми# - фа# гармонической гаммы fis-moll при транспонировании в тональность g-moll гармонический будут записаны:
а) ре - ми - фа# - соль
б) ре - ми-бемоль - фа# - соль
в) ре - ми-бекар - фа# - соль
г) ре - ми - фа - соль
19. Выбери правильный вариант ответа, построив от звука ре вверх чистые квинты:
а) ре - ля - ми - си - фа - до - соль
б) ре - ля - ми -си - фа# - до# - соль#
в) ре - ля - ми - си - фа# - до - соль#
г) ре - ля - ми - си - фа# - до# - соль
20. Выбери правильный вариант ответа с энгармонически равными интервалами:
а)фа - соль # и фа - cоль-бемоль
б) фа - до и фа# - до#
в) ре - ля-бемоль и ля-бемоль - ре
г) до-бемоль - фа-бемоль и до# - фа#
Заключение. Теоретическую викторину можно провести среди обучающихся пятых классов музыкальных школ города, района или области в конце учебного года или в начале учебного года среди шестых классов. Важно предварительно обговорить с обучающимися планируемые задания викторины, дать подобные задания для самостоятельной работы дома. Если обучающимся какие-либо задания непонятны, они могут около них поставить вопросительные знаки с тем, чтобы на уроке по предмету «Сольфеджио» или во внеурочное время разобрать вопросы с преподавателем. Викторина, проведённая в шестом классе школы искусств в начале учебного года, даст преподавателю возможность проверить качество знаний обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях и скорректировать индивидуальные задания в новом учебном году.
Приложение.
1.Карточка с фортепианной клавиатурой (по количеству участников викторины).
2.Карточка с нотоносцами (по количеству участников викторины).
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами для 5 класса
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 1 класс
Викторина сответами по предмету «Сольфеджио» для 7 класса ДШИ
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 6 класс
Похожие статьи:
Викторина с ответами для 5-6 класса по теме «Русский народ о языке»
Викторина по русскому языку c ответами для школьников 5-6 классов по теме «Фразеологизмы»
Викторины для детей 10-12 лет с ответами
Викторина «Цветные вопросы» с ответами для детей школьного возраста
Викторины с ответами на тему «Легенды и мифы Древней Греции», 5-7 класс