Литературная викторина для обучающихся 5 класса
Автор: Загвоздина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ ШР "СОШ № 5" города Шелехова Иркутской области.
Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа.
Цель: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь внимание детей к произведениям литературы, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам.
Вопросы.
1.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.
2.Вставьте пропущенные слова: «Там чудеса: там __________ бродит, ___________ на ветвях сидит».
3.Что такое басня?
4.Приведите 2 примера волшебной сказки.
5.Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого.
6.С армией какого государства сражались русские солдаты на Бородинском поле?
7.Кто раскрыл Елисею местоположение царевны?
9.Какой писатель родился в местечке Большие Сорочинцы?
10.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»
11.Герой какого произведения В.А.Жуковского видел в чёрной пучине уродливого ската, водяного млата, ненасытного мокоя и морскую гиену?
12.Перечислите виды сказок.
13.Назовите известного русского баснописца.
14.Какие два русских поэта написали сказки о спящей царевне?
15.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
16.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
17.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?
18.Назовите 3 рода (большие группы) литературы.
19.Вспомните русских писателей – сказочников.
20.Заполните пробелы в названиях произведений:«Ворона и ____», «Волк и ____», «____ и очки», «Слон и _____».
21.Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную природу.
22.Какой национальности девочка Дина из рассказа «Кавказский пленник»?
23.Перечислите псевдонимы А.П.Чехова.
24.Назовите имя, отчество писателя Тургенева.
25.Что такое фольклор?
26.Продолжите ряд жанров фольклора: пестушка, потешка, закличка, ...
27.Назовите 3 сказки о животных.
28.Вставьте слова на месте пропусков: «Это не сказка, а ___________, сказка будет впереди», «___________ старик со старухой», «В некотором ________________», «Тут и сказке _____________, а кто слушал молодец», «И я там был, ____________ пил, по усам текло, а в рот ________________».
Ответы.
1. Михаил Юрьевич.
2. «Там чудеса: там
леший бродит,
русалка на ветвях сидит».
3. Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
4. "Царевна-лягушка", "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" и др.
5. Жилин и Костылин.
6. Франция.
7. Ветер.
9. Николай Васильевич Гоголь.
10. Дворник Герасим.
11. Баллада "Кубок".
12. Волшебные, бытовые, о животных.
13. Иван Андреевич Крылов.
14. Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
15. "Лебедь, Щука и Рак"
16. Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях" Пушкина.
17. Дуб.
18. Эпос, лирика, драма.
19. Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним — Антоний Погорельский), Сергей Тимофеевич Аксаков, Владимир Иванович Даль и др.
20. «Ворона и
Лисица», «Волк и
Ягнёнок», «
Мартышка и очки», «Слон и
Моська».
21. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков и др.
22. Татарка (во времена Толстого "татарами называли горцев Северного Кавказа, которые подчинялись законам мусульманской веры (религии)» – такая ссылка дана в самом произведении. А горцы Северного Кавказа – это аварцы, лезгины, чеченцы, ингуши и др. народы.)
23. Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др.
24. Иван Сергеевич.
25. Фольклор (англ. folk - народ, lore - мудрость) - устное народное творчество.
26. Пестушка, потешка, закличка, приговорка,
считалка, скороговорка, загадка, колыбельная песня и др.
27. "Теремок", "Волк и лиса", "Лиса и заяц", "Зимовьё зверей" и др.
28. «Это не сказка, а
присказка, сказка будет впереди», «
Жили-были старик со старухой», «В некотором
царстве», «Тут и сказке
конец, а кто слушал молодец», «И я там был,
мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот
не попало».
Если остаётся время, можно предложить школьникам
дополнительные задания:
ответить(устно или письменно) на вопросы, направленные на развитие коммуникативных УУД. Например, "Почему рассказ Толстого о двух героях назван "Кавказский пленник" (в единственном числе)? или "Почему Тургенев изменил финал реальной истории о немом дворнике Андрее?"
написать синквейн(при условии, что дети знакомы с данным видом работы) на любую из тем: "Литература", "Сказка", "Басня", "Пушкин", "Бородино" и др.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной
Викторина с ответами для 5-6 класса по теме «Русский народ о языке»
Викторина по русскому языку c ответами для школьников 5-6 классов по теме «Фразеологизмы»
Викторины для детей 10-12 лет с ответами
Викторина «Цветные вопросы» с ответами для детей школьного возраста