Как сохранить зрение у школьников
Автор: Якушина Вера Васильевна, учитель математики МБОУ "Заринская СОШ" Омская область, Марьяновский район, с.Заря Свободы
В статье представлен опыт работы учителя по здоровьесбережению современных школьников. Материал может быть полезен коллегам, работающим в этом направлении.
Цель: формирование ответственного отношения к профилактике и сохранению острого зрения учащихся.
За последнее время значительно увеличилось число страдающих нарушениями зрения. Закономерно, что заметно увеличилось и число школьников с такими формами нарушения зрения, как дальнозоркость, близорукость, астигматизм, спазм аккомодации. Сегодня школьному учителю нужно быть особенно внимательным в этом вопросе. Так как не все дети, имеющие проблемы со зрением, носят очки. Многие, особенно старшеклассники, заменяют их контактными линзами.
В рамках подготовки и проведения конференции старшеклассников «Мы выбираем здоровье!» был проведен опрос среди учащихся школы. Результаты опроса : « Уже 4 - 5% детей имели проблемы со зрением до начала периода обучения». В школе же, как правило, ребенок попадает в особые условия: значительно возрастает нагрузка на глаза, редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен. Объем зрительной нагрузки у младших школьников составляет 5 - 7 ч. в день, у школьников среднего и старшего возраста - 8 - 10 ч. в день.
Убеждена, что профилактика нарушений зрения очень важна для каждого школьного учителя. Придаю этому вопросу огромное значение при построении и организации уроков и перемен, организации занятий во внеурочное время.
В 2014-15 учебном году в нашей школе, как уже говорилось выше, была подготовлена и проведена конференция. Учащиеся 9 – 11классов выступали с докладами, которые они подготовили под руководством учителей естественно-научного цикла. Обсуждались темы: «Компьютер и зрение», «Линзы или очки», «Как сохранить хорошее зрение».
Особый интерес у ребят вызвала тема: «Гимнастика для глаз по методике Э.С. Аветисова». Аветисов Эдуард Сергеевич - офтальмолог, профессор, один из создателей службы охраны зрения детей в России. Это методика профилактики зрительных расстройств у детей школьного возраста. Комплекс упражнений состоит из трех групп: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости; для укрепления мышц; для улучшения аккомодации.
Учителя школы распечатали комплекс упражнений и повесили его на видном месте.
Теперь упражнения делаем не от случая к случаю, а каждый день на уроке математики, в том числе.
Всем хорошо известно, что плохая освещенность школьных кабинетов резко снижает зрительные функции. Освещение должно быть достаточным и равномерным, на рабочей поверхности должны отсутствовать резкие тени и блеск. Таким же требованиям должно отвечать рабочее место ребенка дома, где он выполняет домашние задание
Любой учитель знает, какой должна быть посадка школьника во время чтения, письма:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стола должна равняться длине голеней; голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и твоей грудной клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине твоей кисти; книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии не менее 33 см от глаз.
В начале учебного года у учителя возникает вопрос: « За какой партой и в каком ряду лучше посадить ребенка?» Для здорового ребенка это не играет существенной роли. Если близорукость начала развиваться, и ребенок не пользуется очками, в этом случае первая парта менее вредна, чем последняя. Но если школьник пользуется очками, то он может сидеть за любой партой.
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У школьников сейчас распространена SMS-мания. Электронные средства –это непосредственная работа на близком расстоянии; это прямой свет, с которым наш глаз работать не привык; это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз. Непосредственное дело учителя объяснить все это школьникам, а если в этом есть необходимость, родителям.
Обучение в современной школе немыслимо без компьютерных технологий. И здесь опять огромную разъяснительную роль играет учитель. Оказалось, что зрение человека мало приспособлено к работе с компьютером. Мерцание дисплея утомляет глаза. Глаза устают и от пульсации светящихся знаков. Появляются боли в области глаз и лба. Даже один день работы за компьютером ухудшает зрение. На стенде в кабинете математике есть:
«Памятка работы за компьютером!»
-Длительность безопасной работы школьника за компьютером: (1 класс -15 минут в день; 2—5 класс - 15-20 минут в день; 6 - 7 класс – 20 - 25 минут в день; 8-9 класс - 25 минут в день; 10—11 класс — 30 минут на первом часу занятий и 20 на втором).
- Правильно подобранный стул и стол помогают сохранить правильную осанку.
- Через каждые 15-20 минут необходимо отводить глаза от монитора и смотреть вдаль.
- При работе за компьютером пользователю с плохим зрением надо обязательно надевать очки или контактные линзы.
- После работы с компьютером или другой зрительной нагрузки в течение нескольких минут необходимо выполнять гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение.
Еще одно важное требование: правильный режим дня. Каждый школьник должен учиться распределять свое время так, чтобы труд чередовался с отдыхом; нужно чередовать различные виды деятельности; учеба должна чередоваться с прогулками, играми и занятием спортом ; сон должен быть достаточно продолжительным и глубоким.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Очень важно воспитывать у школьников полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И пусть каждый школьник запомнит: « Мы хотим предостеречь! Нужно всем глаза беречь! Соблюдай все правила, рассказывай другим, и тогда ты будешь дружен со зрением своим! Оно тебе поможет познать весь мир вокруг! Как тебе помог бы самый лучший друг!»
Рекомендуем посмотреть:
Анкета для родителей на тему: ЗОЖ
Формирование ЗОЖ у студентов техникума
Школьная газета на тему: Правильное питание
Внеклассное мероприятие по ЗОЖ для 5-9 классов
Похожие статьи:
Застенчивость и как с ней бороться
Генеалогическое древо семьи
Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс
Внеклассное мероприятие, 10-11 класс. Диалог о долгой и счастливой жизни
Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы