Конспект урока биологии в 7 классе на тему: «Класс млекопитающие, отряд Хищные».
Автор: Усольцева Вера Васильевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 2, г. Новочеркасск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по биологии в 7 классе по теме:
«Класс млекопитающие, отряд Хищные».
Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме, педагогам дополнительного образования, классным руководителям на внеклассных занятиях.
Урок по биологии в 7 классе на тему: « Класс млекопитающие, отряд Хищные».
Цели урока:
Образовательные:
-Ознакомление с внешним видом, поведением и местообитанием класса Млекопитающих, отряда Хищных животных.
Развивающие:
-Развитие у учащихся познавательных способностей;
-Формирование умений сравнивать, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Определение семейства по конкретным признакам животных;
-Расширение представлений учащихся об особенностях и многообразии хищных животных.
Метапредметные:
Развитие навыков анализа и синтеза изучаемых сведений о животных.
Личностные:
Формирование готовности к восприятию нового материала;
Развитие речи у учащихся.
Задачи урока:
-Продолжать учить делать выводы об особенностях взаимосвязи внешнего строения животных с их поведением, средой обитания;
- расширять знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни,
-определять роль млекопитающих в природе и практическое значение для человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: слайды с изображением животных, карточки с задание, карточки разного цвета.
Методические приемы: демонстрация слайдов с изображением животных, беседа, игровые ситуации, подведение итогов.
Продолжительность урока – 45 минут.
Этапы урока:
1 этап:
Организация урока- (1 мин.)
2 этап:
Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин.)
3 этап:
Изучение нового материала (25 мин.)
4 этап:
Первичное закрепление знаний (10 мин.)
5 этап:
Рефлексия занятия. Домашнее задание ( 4 мин.)
Ход урока:
1этап: Организация урока. (1 мин.)
Учитель:
Ребята, я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем путешествовать. Но в путешествие с нами отправятся только те ребята, у которых хорошее настроение. Итак, улыбнитесь, ребята, друг другу. Мы совершим путешествие в необычную страну!
2этап:Систематизация и актуализация опорных знаний (5 мин)
Учитель:
Ребята, прочитайте цитату, написанную на доске.
« Мы в ответе не только за тех, кого приручили!»
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
( Ответы детей.) Идет диалог между учителем и учащимися.
Дети:
В этой фразе говорится о диких животных, за которых люди несут ответственность. Во многих местах построены заповедники, в которых живут животные.
Учитель:
Как вы понимаете фразу: « Люди несут ответственность?»
Дети:
В настоящее время многие виды животных находятся под угрозой вымирания. Там, где человек построил города, провел железные дороги, распахал поля, раньше были леса и луга. Там обитали дикие животные. Теперь им стало негде жить и нечем питаться. Численность многих животных уменьшилась, потому что на них охотятся люди. Мало на Земле осталось белых медведей, амурских тигров. Долг каждого человека, не губить животных, а помочь исчезающим видам снова жить на нашей планете. Для этого редкие виды животных занесены в Красную книгу и находятся под защитой государства.
Учитель:
Скажите, почему нельзя забирать от родителей маленьких детенышей?
Дети:
Родители с детства учат своих детенышей определенным навыкам. Эти навыки, в дальнейшем помогают зверям выжить, прокормить себя и свою будущую семью. А если забрать малыша от матери, а потом взрослого снова вернуть в лес, то он, лишенный этих навыков, быстро погибнет.
Учитель:
Молодцы, ребята!
Итак, тема нашего урока:
« Класс млекопитающие, отряд Хищные».
Учитель:
Прочитайте на доске, какие задачи сегодня мы должны решить.
(На доске запись.)
Тема:
« Класс млекопитающие, отряд Хищные».
Задачи урока:
- Познакомиться с образом жизни хищников.
-Познакомиться с особенностями внешнего строения животных, с их поведением, местообитанием;
-определить роль млекопитающих в природе и практическое значение для человека.
Учитель:
Чтобы усвоить задачи нашего урока, вы должны внимательно слушать объяснения учителя и принимать активное участие в процессе урока.
3 этап:Изучение нового материала (25 мин.)
Учитель:
Сегодня мы совершим путешествие в мир дикой природы.
Учитель:
У вас было задание подготовить небольшие доклады на тему: « Общая характеристика Млекопитающих».
1 ученик:
Млекопитающие, или Звери, - это высокоорганизованные позвоночные животные, которые появились на свет, примерно 160-170 млн. лет назад. Это единственные живые существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Первые млекопитающие были величиной с крысу. Они питались в основном насекомыми. Относятся они к теплокровным животным, так имеют постоянную температуру тела. Для млекопитающих характерен волосяной покров.
2 ученик:
Самки рождают живых детенышей и выкармливают их молоком. Поэтому мы называем этих животных «млекопитающие», а не «млекопитающиеся». Молоко вырабатывается у самок млечными железами, которые образовались из потовых желез. Мать вынашивает своего детеныша. Млекопитающим присуще живорождение. Родители проявляют заботу о своем потомстве.
3 ученик:
Современных млекопитающих насчитывают свыше 5.5 тысяч видов. Они широко распространены по земному шару. Живут в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде, некоторые приспособились к полету в воздухе.
Учитель:
Хорошо. Скажите, пожалуйста, какой внешний облик у этих животных?
Дети:
Внешний облик и размеры очень разнообразны – от 4 сантиметров (карликовая белозубка) до 33 метров ( голубой кит.)
Учитель:
Ребята, роль млекопитающих в природе велика. Как вы считаете, какую пользу для человека могут оказать эти животные?
Дети:
1. Млекопитающие участвуют в распространении семян. Это влияет на естественное возобновление растительности.
2. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом. органическими и минеральными веществами.
3. Растительноядные зверьки, питаясь растительной пищей, оказывают влияние на рост и развитие растений.
Учитель:
Молодцы, ребята! Вы напомнили друг другу об общей характеристике млекопитающих, об их роли в жизни человека и окружающей среде. Но у нас с вами, сегодня, какая задача?
Дети:
Мы сегодня будем знакомиться с отрядом хищных животных.
Учитель:
Правильно! Но, чтобы вам было веселее путешествовать, вы распределитесь по группам. У каждого из вас на столе лежит карточка определенного цвета. Итак, внимание!
-Первая группа - Лев ( карточки зеленого цвета.)
-Вторая группа – Тигр ( карточки желтого цвета.)
- Третья группа – Леопард (карточки коричневого цвета.)
-Четвертая группа – Рысь (карточки красного цвета. )
-Пятая группа – Медведь ( карточки черного цвета.)
-Шестая группа – Волк ( карточки белого цвета. )
Ребята, рассаживайте, пожалуйста, на свои места. У вас на столах лежат инструкции для дальнейшей работы.
Инструкция:
1. Придумать название команды;
2. Выбрать капитана команды;
3. Используя учебники и дополнительную информацию,( которая находится в энциклопедиях), описать животное по плану:
План:
-Интересные факты.
-Где обитает животное.
-Внешний вид.
-Как живет.
4.Капитанам распределить обязанности между учениками своей команды.
Учитель:
Ребята, приступайте к работе. Работаем быстро, организованно!
(Группы работают 10-15 минут)
Учитель:
Предоставляем слово первой команде.
Капитан 1 команды:
Название нашей команды – «Львы». Мы подготовили материал об этих изумительных млекопитающих.
1Слайд -
«Лев»
1 ученик:
Интересные факты:
Лев, хищник. Он относится к семейству кошачьих. Лев является родственником современных милых и добродушных домашних кошек. Львы не похожи друг на друга внешне. Не найдется в мире двух львов с одинаковыми мордами, потому что морда льва – это все равно, что отпечаток пальца у человека. Ночью лев видит очень хорошо. Он в 6 раз видит лучше, чем человек. Льва называют царем зверей.
2 ученик:
Где обитает:
Территория льва ( ареал) сузился за счет вмешательства людей в жизнь царя зверей. Львы живут в Африке, но раньше они обитали еще и на Ближнем Востоке, встречались даже на юге России. Сегодня львов можно встретить лишь в определенных областях Африки и Индии.
3 ученик:
Внешний вид:
Льва никогда не спутаешь ни с одним из известных живых существ! Самцы крупнее львиц, обладают шикарной гривой. Окрас –различных оттенков желтого, серого и кремового, грива может отличаться по цвету от основного окраса и варьироваться у разных особей от оттенков жёлтого до чёрного цвета. У львов большие и сильные лапы, ударом одной они могут свалить на землю такое животное, как бык. Тело самцов вместе с хвостом может достигать в длину более 3 метров, длина самого хвоста 105 см. Высота в холке – 110 см.
4 ученик:
Как живет:
Львы живут большими семьями, которые называются прайдами. В них обычно входят от 12 до 40 особей. Основа прайда – это 5 или 6 львиц с их львятами и несколько львов. Львицы являются родственницами друг другу, а самцы – так называемые чужаки, то есть не родственники по крови. Царит в прайде самец. Он охраняет территорию, которую занимает его стая. Добычу он делит между членами семьи.
Во время приготовлений к нападению львы общаются между собой. Их звуки человеку понять очень сложно, но похожи они на ворчание. Львы никогда не убивают добычу просто так. Они охотятся, чтобы прокормить себя и свой прайд, своих детей. Сытого льва не боится даже его потенциальная добыча. На домашний скот и людей львы обычно не нападают.
Продолжительность жизни льва в естественной среде около 20 лет, в неволе львы могут доживать 30 – 35 лет.
Учитель:
Следующая команда– « Тигры»
Слайд 2-
«Тигр»
Капитан 2 команды:
Название нашей команды – «Тигры».
1 ученик:
Интересные факты:
Тигры обладают способностью издавать инфразвук, не слышимый человеком, но жертву тигра этот звук приводит в состояние оцепенения.
Тигры - очень большие кошки. Наблюдения за ними показали, что эти животные любят воду. И много времени могут проводить в водоемах, охлаждаясь жарким днем.
2 ученик:
Где обитает:
Тигр – представитель животных Азии, он обитает в Юго – Восточной Азии, Индии, Китае, Афганистане, Иране, на островах Суматра и Ява, на Дальнем Востоке России.
3 ученик:
Внешний вид:
Тигр – очень крупный хищник, лишь медведь больше него. Разные виды тигров отличаются по внешним признакам. Высота тигра в холке – более 1 метра. Самки намного меньше самцов. Основные цвета окраса рыже – красный, рыже – коричневый. Светлый цвет на животе и на внутренней стороне лап.
4 ученик:
Как живет:
Тигры охотятся в одиночку, изредка могут охотиться парами. У каждого животного своя территория. На этой территории тигр живет и добывает пищу. Эту территорию он тщательно оберегает от других тигров.
Учитель:
Следующая команда – « Леопарды»
Слайд 3-«Леопард»
Капитан 3 команды:
Название нашей команды – «Леопарды».
1 ученик:
Интересные факты:
Леопард, это та же пантера, только цвет у леопарда не пятнистый, а черный.
Добычу, которая весит в несколько раз больше хищника, леопард может поднять на высоту более 5 метров.
2 ученик:
Где обитает:
Встречаются леопарды в Азии и на Среднем Востоке. Но в основном они обитают в Африке. Больше всего по нраву леопардам горы, но могут они жить и в лесу и в пустыне. Леопарды в основном обитают в Уссурийском крае, в России их осталось очень мало.
3 ученик:
Внешний вид:
Леопард – это опасный хищник. Он очень красивый зверь. Самцы достигают длины до 250 см. Хвост примерно 100см. В холке высота леопарда 70 см. Самки – мельче самцов. Тело леопарда покрыто пятнами, включая конечности. Этот окрас защищает зверя , так как пятнистый окрас менее заметен в естественной среде. Это важно во время охоты. Леопард весит примерно 50 кг.
4 ученик:
Как живет:
Леопард имеет свою собственную территорию. Это одиночное животное. Леопарды очень любят проводить время отдыха на деревьях. Добычу они легко могут затащить на дерево. Во время охоты жертву поджидают на земле в засаде. Легким, внезапным прыжком настигают они свою добычу. Леопарды с большим удовольствием поедают рептилий, рыбу. Кабаны, антилопы, различные грызуны, зайцы легко могут стать добычей леопарда. Котята рождаются беспомощными, слепыми. Мать опекает детенышей примерно года.
Учитель:
Следующая команда – « Рысь»
Слайд 4 –
«Рысь»
Капитан 4 команды:
Название нашей команды – «Рысь».
1 ученик:
Интересные факты:
-Одно из созвездий названо в честь рыси.
-Рысь никогда не спрыгивает на свою жертву с дерева. Это не верно. Она никогда так не делает.
2 ученик:
Где обитает:
Евразиатский вид – самый распространенный. Эта рысь живет в разных местах. Это северные леса Евразии, Западная Европа, вся таежная зона России, горы Кавказа и Средняя Азия.
3 ученик:
Внешний вид:
Рысь относится к семейству кошачьих. Она обладает всеми присущими кошкам повадками. Это хищный зверь. У рыси длинная шерсть, уши имеют кисточки, которые помогают слышать самые тихие звуки. Самец обычно около 100см, высота в холке – около 70 см. Самки немного меньше. У рыси короткий хвост. Окрас зависит от места обитания животного: от рыжеватого до дымчатого, спина и бока – пятнистые.
4 ученик:
Как живет:
Рыси любят плавать. Они хорошие пловцы. Ловко лазают по деревьям, далеко прыгают. Они очень осторожные охотники. В основном ведут оседлый образ жизни, но при необходимости могут кочевать. У самцов и у самок свои личные территории. Охотятся рыси на зайцев, небольших кабанчиков, лосей, оленей, птиц, грызунов. Оба родителя ухаживают за своим детенышем. Маленькие рыси рождаются слепыми. Почти 2 месяца мать кормит их молоком. Живут рыси приблизительно 15-20 лет.
Учитель:
Следующая команда – « Медведь»
Слайд 5 –
«Медведь»
Капитан 5 команды:
Название нашей команды – «Медведи».
1 ученик:
Интересные факты:
- Бурого медведя считают хозяином леса.
- За время зимней спячки медведь теряет в весе до 80 кг, так ничего не ест.
2 ученик:
Где обитает:
Медведь занимает всю лесную и лесотундровую зону Евразии и Северной Америки. Ареал его распространения огромен. В России медведь не встречается в южных районах лесной зоны. Много медведей в лесах Сибири, Дальнего Востока.
3 ученик:
Внешний вид:
Бурый медведь крупный и опасный хищник. В среднем медведи весят 400-600 кг, но есть особи, которые весят больше тонны. Самки веся меньше. Медведь достигает в длину 2 метра, высота в холке около 1 метра. Зверь легко встает на задние лапы. Тело у медведя мощное, крупная голова. Длина когтей около 10 см. Окрас в основном бурый, но встречаются почти черные особи.
4 ученик:
Как живет:
Живут медведи в лесу, поодиночке. Самка ухаживает за медвежатами. Территория у самца и у самки своя. Причем территория самца намного больше, чем у самки. В основном медведи ведут оседлый образ жизни. Кочуют исключительно в поисках пищи.
Бурые медведи всеядны. Питаются как растительной пищей, так и насекомыми, грызунами, рыбой.
У медведей хорошее обоняние, но слух слабый, а зрение и того хуже.
С осени медведи залегают в спячку на 5-6 месяцев. Спит медведь в берлоге. Самки спят вместе с детенышами, самки спят поодиночке. Если медведь перед зимней спячкой накопил мало жира, то он не сможет спать зимой. Тогда он выходит в поисках пропитания и становится опасен для любого животного или человека. Такого медведя называют шатуном.
Медвежата рождаются слепыми. Они ничего не слышат, совершенно беспомощны. Видеть начинают через месяц. Первые 3 месяца мать кормит детей своим молоком. К пище малышей приучают постепенно, начиная с растительной. Воспитывает детей только медведица. Живут медведи примерно около 30 лет.
Учитель:
Следующая команда – «Волки»
Слайд 6 –
«Волк»
Капитан 6 команды:
Название нашей команды – «Волки».
1 ученик:
Интересные факты:
- Это очень преданные и честные животные. Они никогда не предадут семью. Многие годы защищают свою семью и заботятся о ней.
- Долгое время волк может голодать, но силу при этом не теряет.
2 ученик:
Где обитает:
Почти на всей территории России можно встретить волка. Так же волков можно встретить в Азии, Северной Америке, в Финляндии, Польше, Италии.
3 ученик:
Внешний вид:
Окраска зависит от мест обитания волка, от того, к какому подвиду относится. Волки бывают серого оттенка, черные, и, наоборот светлые и рыжие. Волки в длину достигают – до 160 см, высота в холке – до 100 см. Вес может достигать 60 кг. Волк является представителем псовых. Он напоминает крупную собаку.
4 ученик:
Как живет:
У волков настоящие дружные семьи. Несколько семей сбиваются в стаю. Каждая семья имеет свою личную территорию. Волки
селятся под корягами деревьев. Норы они роют редко. Могут занимать чужие жилища. Волк- хищник. Волчата рождаются слепыми и несамостоятельными. Волчица кормит их молоком около 1,5 месяцев. Волк –отец добывает пищу для волчицы и для подросших детенышей. Живут волки примерно 20 лет.
4 этап. Первичное закрепление знаний (10 мин.)
Вопросы для закрепления:
1.Какие семейства объединяют в отряд Хищные?
2.Каких представителей этих семейств вы знаете?
3.Чем кошачьи отличаются от волчьих?
4.Почему кошачьи относятся к хищникам?
5.Какие хищные животные обитают в нашей местности?
6 Какую роль выполняют хищники в природе?
5 этап:Рефлексия занятия. Домашнее задание ( 4 мин.)
Учитель:
Молодцы, ребята! Сегодня вы все плодотворно потрудились. Капитаны команд на отдельном листке проставят оценки участникам своих команд. Я оцениваю работу капитанов на оценку- отлично.
А сейчас прослушайте домашнее задание.
Подготовить рефераты на тему: « Волк – кто он: враг или санитар природы?», « Жизнь хищников в национальных парках России».
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 7 класса
Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники
Конспект урока биологии, 7 класс. Розоцветные
Тесты по биологии для 7 класса. Растения
Похожие статьи:
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса
Урок – конференция по биологии в 7 классе
Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса