Проект совместной деятельности логопеда и родителей в коррекционно-развивающей работе
Описание. Данный материал будет интересен учителям-логопедам, работающим на логопункте общеобразовательного учреждения с детьми младшего школьного возраста, а также логопедам дошкольных учреждений при планировании работы с родителями.
Задачи логопедической коррекционной работы заключаются в социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевые нарушения, в среду нормально развивающихся сверстников. Успех коррекционного обучения во многом зависит от взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей. Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Только при активном участии родителей в коррекционном процессе ребенок демонстрирует успехи. Поэтому очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своих детей.
Актуальность данного проекта определяется реальными потребностями коррекционного образования, ростом количества детей с различными речевыми нарушениями и необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Участники проекта: учитель-логопед, дети, их родители.
Цель проекта: обеспечение взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей через различные виды деятельности, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• разработать систему поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс в условиях логопункта, выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
• разъяснить важность коррекционно-развивающего обучения;
• повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, используя информационно-методический стенд «Советы логопеда»;
• согласовать воспитательное воздействие на ребенка и принять общий подход к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно участвуют в коррекционно-развивающем процессе.
2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда».
3. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
4. Родители используют знания по развитию речи детей в домашних условиях.
5. Положительная динамика речевого развития и социальная адаптация детей в ОУ и семье.
Описание проекта
1 этап — подготовительный
Задачи:
• Обсуждение взаимодействия логопеда и родителей и постановка проблемных вопросов.
• Сбор анамнестических данных, социальный статус семьи (анкетирование).
• Выявление уровня речевого развития детей (диагностика)
2 этап — основной
Задачи:
• Разработать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей (групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, практические открытые занятия, «круглые столы», публикации на сайте ОУ, стендовые консультации, выставки, речевые утренники);
• Оформить информационный стенд «Советы логопеда» с рекомендациями по вопросам адаптации, обучения, воспитания, развития детей с речевыми нарушениями ;
• Подобрать развивающие игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы, создать домашнюю игротеку.
3 этап — заключительный
Задачи:
• Оценить эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Мониторинг эффективности корекционной работы с детьми.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями
1 этап (подготовительный) сентябрь
Формы и содержание работы
1. Анкетирование. (Изучение социального статуса семьи и уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития, сбор анамнестических данных)
2. Обследование речи ( Выявление уровня речевого развития детей, комплектование групп в соответствии со структурой дефекта)
3. Составление коррекционно-развивающих программ (Составление индивидуальных коррекционных маршрутов).
2 этап (основной) октябрь
1. Тематическая консультация (групповая) «Создание благоприятного речевого окружения в семье. Итоги обследования»
2. Оформление стенда «Советы логопеда» ( Методические рекомендации по темам: «Значение речи в повседневной жизни», «Как развивается речь ребенка в норме», «Причины речевых нарушений»)
3. Индивидуальные консультации (беседы). (Проблемы адаптации ребенка к режиму логопедической группы).
4. Ведение индивидуальных тетрадей (планирование домашней работы).
Ноябрь
1. Семинар-практикум «Играем, речь развиваем» (Знакомство родителей с игровыми приемами развития речи. Презентация РР.)
2. Стендовые консультации (Методические листовки по темам: «Развитие мелкой моторики», «Леворукость у детей», «Виды речевых нарушений»).
3. Тренинг «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения». (Обучение родителей артикуляционным упражнениям для поставновки звуков: показ, рекомендации к выполнению)
4. Индивидуальные консультации (создание домашней игротеки, ход коррекционной работы).
Декабрь
1. Круглый стол «Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников» (Рекомендации по подбору развивающих игр, о чем беседовать с детьми, какие сказки прочитать, как активизировать словарь детей и т.д.)
2. Стендовые консультации ( Методические рекомендации по темам: «Возрастные нарушения звукопроизношения у детей 3-4 лет», «Внимание. Как его развивать?», «Учимся говорить выразительно»)
3. Публикация на сайте ОУ статьи «Профилактика речевых нарушений»
4. Индивидуальные консультации, практикумы (обучение родителей приемам и методам коррекционной работы с детьми).
Январь
1. Мастер-класс «Формирование звукового анализа и синтеза на этапе дифференциации звуков» ( Презентация РР)
2. Стендовые консультации (Методические листовки и памятки: «Развитие зрительного и слухового восприятия», «Родителям на заметку», «Пальчиковые игры»)
3. Промежуточный мониторинг речи детей ( Анализ эффективности коррекционной работы за 1 полугодие).
4. Индивидуальные консультации (выбор приёмов закрепления результатов коррекционного обучения)
Февраль
1. Семинар-практикум «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Основные критерии готовности к школьному обучению. Презентация РР.)
2. Стендовые консультации ( Методические листовки по темам: «Развитие словаря и связной речи», «Дислалия. Ее формы, причины», «Признаки нарушения речевого развития ребенка»)
3. Публикация на сайте ОУ статьи «От дошкольника к школьнику»
4. Речевой утренник «В гостях у Зимы» ( Показ детьми умений и навыков, приобретенных на занятиях)
Март
1. Тематическая консультация (групповая) «Психологические особенности детей с нарушениями речи»
2. Стендовые консультации (Методические рекомендации по темам: «Дизартрия, ее причины», « Общее недоразвитие речи», «Развиваемся, играя!»)
3. Открытые занятия для родителей.
4. Индивидуальные консультации-беседы, практические занятия.
Апрель
1. Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда»
2. Публикация статьи на сайте «Газета для родителей»
3. Стендовые консультации (Методические листовки: «Воспитание звуковой культуры речи», «10 правил красивой речи», «Музыкотерапия в коррекционной работе»)
4. Индивидуальные консультации-беседы, ведение тетрадей.
3 этап (заключительный) Май
1. Мониторинг речевого развития детей ( итоговая диагностика)
2. Родительское собрание «Итоги коррекционной работы за учебный год» (анализ эффетивности коррекционной работы и рекомендации по развитию речи детей в летний период)
3. Стендовые консультации ( «Что делать летом тем, кто идет в школу», «Речевая подготовка детей к школе»)
4. Речевой утренник «Праздник красивой речи» (демонстрация умений и навыков, полученных на занятиях)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, осознать родителями роль семьи в обучении и воспитании детей. Только совместными усилиями учитель-логопед и родители помогут ребенку преодолеть возможные в будущем школьные трудности.
Рекомендуем посмотреть:
Тест для родителей. Правильно ли развивается речь ребёнка
Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи
Конспект НОД по развитию речи по сказке "Дюймовочка"
Как развивается речь ребенка
Похожие статьи:
Речевое развитие ребенка до 3 лет