Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Что делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?

Что делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?
Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:
• Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи.
• Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии.
• Коррекция недостатков просодической, выразительной стороны речи.
• Успешная социализация детей с дефектами речи.
Человек представляет собой единство социального и биологического, поэтому хорошее здоровье и работоспособность являются результатом правильной адаптации организма к окружающей социальной и природной среде. Задачи логопедической работы заключаются в социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
У большинства детей подготовительных к школе групп наблюдается:
- нарушение звукопроизношения (55%);
- дизартрия (15%);
- нарушение дыхания;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- повышенная утомляемость;
- расторможенность или заторможенность мышечного напряжения;
- трудности формирования саморегуляции и самоконтроля;
- нарушение пространственных представлений, зрительного восприятия.
Цель применения технологий здоровьесбережения в логопедической работе - оптимизация коррекционного процесса и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Для логопедических занятий с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие моменты:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, артикуляционные, дыхательные и физические упражнения;
- в занятии ведется работа над совершенствованием фонематических процессов, звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи;
- в каждое занятие включаются динамические паузы и физминутки, логоритмика, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, которые несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
- в занятии используются задания на коррекцию психофизических функций.
А что же делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?
1. Рациональная организация коррекционо-развивающего обучения.
Большое значение в соблюдении психогигиены имеет профилактика переутомлений: соблюдение учебной нагрузки, оптимальное её распределение, создание условий, охраняющих нервную систему от чрезмерного переутомления, комплектование групп по возрасту и по сходному дефекту. Учитывая индивидуальные особенности развития школьников и структуру речевого дефекта, разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты, соответствующие особенностям памяти, мышления, речевым возможностям, работоспособности каждого обучающегося.
2. Охрана нервнопсихического здоровья детей.
Психофизический комфорт детей на занятии – это важнейшее условие предупреждения их утомления. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Вся система коррекционной работы, фактически, состоит из большого количества различных игр, стимулирующих речевую активность. Благодаря непринужденной игровой атмосфере в детях пробуждается активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии на их здоровье.
3. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности.
В структуре логопедических занятий используются следующие здоровьесберегающие технологии:
* Развитие мелкой моторики рук и самомассаж пальцев рук
Чем лучше развивается мелкая моторика, тем успешнее коррекция. Использование массажных мячей для пальчиковой гимнастики в течение 2-3 минут во время занятия значительно улучшает кровоток в мышцах, психоэмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками и стихами;
- самомассаж кистей и пальцев рук, «сухой бассейн»;
- пальчиковый алфавит; пальчиковый театр.
Пальчиковая гимнастика с элементами массажа эффективно лечит многие заболевания, стимулируя работу всех внутренних органов. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж способствует повышению работоспособности и оказывает общее профилактическое действие.
*Релаксация (релаксирующие упражнения снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата). Для снятия эмоционального возбуждения у детей во время занятий проводится мышечная релаксация. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений.
*Музыкотерапия (целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека). Правильно подобранная музыка способна исцелять слушателя от различных заболеваний. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.
* Психогимнастика (помогает детям эмоционально раскрепоститься, снять напряжение мышц, улучшает психоэмоциональное состояние, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности).
* Сказкотерапия (направлена на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии).
*Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, стимулируют работу мозга, регулируют нервно-психические процессы). В момент плавного диафрагмального выдоха снижается активность коры головного мозга, снижается тонус периферических сосудов, происходит нормализация процессов торможения и возбуждения, снижение пульса, а, значит, отдыхает сердце, т.е. профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
*Зрительная гимнастика (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, профилактике остроты зрения). Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Движение наглядно–дидактического материала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность.
*Мимическая гимнастика (способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости).
* Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
* Ароматерапия. (Снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессию, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)
* Цветотерапия. Использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (т.е. созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Например, голубой (облако) – оказывает успокаивающее действие на нервную систему, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы, укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию.
*Биоэнергопластика (содружественное взаимодействие руки и языка).
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти рук. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
*Алфавит телодвижений (Показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний и приседаний). Методика способствует выработке устойчивой, правильной осанки, развитию и сохранению гибкости позвоночника, предотвращению его деформации, укреплению мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата. Улучшаются у детей показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.
*Логоритмика. Логоритмические упражнения нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. «Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышая эмоциональный тонус. Логопедическая ритмика воздействует на психологическую и сенсомоторную сферу ребенка.
*Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Они позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как “Кольцо-кулак”, “Кулак-ребро-кулак”, “Ухо-нос” и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок стимулируется интеллектуальное развитие и моторика ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
* Развитие общей моторики. Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей. Динамические паузы как переключение на новую деятельность обеспечивают активный отдых, повышают работоспособность, предупреждают переутомление, способствуют развитию подвижности нервных процессов, создают у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы у детей с нарушениями речи развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, улучшается звукопроизношение, создаются условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышаются адаптивные возможности детского организма, значительно улучшается состояние здоровья в целом. А, значит, применение педагогики оздоровления в коррекционной работе логопеда является достаточно эффективным.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи

Похожие статьи:

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ. Прогулка по зоопарку | Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей младших школьников
Опубликовано: 3351 день назад (22 сентября 2015)
Просмотров: 1582
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!