Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План - конспект урока естествознания для 5 класса

Урок 5 класс Естествознание
Методическая разработка плана-конспекта урока естествознания для 5 класса
Автор: Учитель: Тикенева Винара Алхановна
Тема: Естествознание как система наук о природе
Цель:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процессов.
- Обогащение словарного запаса, развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать убеждения о непрерывности развития физико-географических объектов, формировать коммуникабельность и умение работать в группах.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: учебник, физическая карта мира
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
1. Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями. Этим обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Предметом и целями Естествознания являются естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.
Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль в мировоззренческом плане и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:
1. естественные (физика, химия, биология и т.д.)
2. технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)
3. социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

2. Естествознание – наука о природе
Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов — “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”
История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук
Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).
Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания
Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз н ообраз н ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр и вело к неудержимой дифферен ц иации (разделе н ию, расчле н ению, дробле н ию) соответствующих наук.

3. Наука География – как самостоятельный раздел естествознания
Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология
География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей
Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который , к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор.
Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты
Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы
Именно в этом тонком слое умещается весь мир , который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного
Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи : разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам
Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей
Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира
Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров
Исследованием атмосферы и климата занимается климатология , а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии . Льды изучает гляциология , почвы – почвоведение , а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология . Живых обитателей планеты изучает биогеография , а человека и его деятельность – социально-экономическая география . Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта , географию торговли, географию культуры, географию религии … . Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви
Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных , например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.)
В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой , “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ
Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи : познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции
Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер

Ганнон
505г. до н.э.
Карфаген (Африка)
Открытие и исследование островов Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залива Рио-де-Оро

Геродот
484г. до н.э.
Малоазиатский г. Галикарнас
Исследование Египта путешествие вдоль берегов Африки

Клавдий Птолемей
90-160 до н.э.
Греция
Карты Птолемея, с нанесенными на них линий широты и долготы


Страбон
63г. до н.э.
Каппадокия (юго-восточная часть пол-ва Малая Азия)
Сочинение “География”, состоящее из 17 книг
Большая часть этого сочинения сохранилась до нашего времени
8
Павсаний
174г.
Рим (Италия)
Посещение и изучение Эллады
Косма Индикоплов
547г.
Египет
Исследование Эфиопии, Индии и Западной Азии

Сулейман
851г.
Басра (Арабия)
Обозревает Оманский залив, Сиамский залив и Южно-Китайское море

Марко Поло
1254 – 1324г.г.
Италия, Китай
1271-1295гг – путешествие в Китай

Христофор Колумб
1436-1506г.г.
Испания, Португалия
1) 1492г. - официальное открытие Америки (открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)
2) 1500г. – открытие берегов Гвианы и Карибского побережья.

Америго Веспуччи
1454-1512г.г.
Италия
1500-1506гг – официальное открытие Америки

3. Закрепление изученного материала
4. Домашнее задание: параграф 1, ответить на вопросы 1,2 письменно.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для старшеклассников по естествознанию Конспект нестандартного урока по естествознанию для 10 класса. Охрана окружающей среды

Похожие статьи:

Конспект урока по Естествознанию для 6 класса

Сценарий праздника День учителя
Опубликовано: 3724 дня назад (13 октября 2014)
Просмотров: 8661
+2
Голосов: 2
Ирина Викторовна Бестик # 13 октября 2014 в 22:39 +1
Здравствуйте, Винара Алхановна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей методической разработкой. Очень познавательный и интересный конспект урока. Материал насыщенный и доступный, поставленная вами цель и задачи были достигнуты на уроке. Есть небольшие замечания по оформлению конспекта. Вы забыли указать описание материала, кому полезен будет ваш конспект. Есть ошибки в оформлении цели и задач урока. Можете посмотреть, как правильно оформлять материал, например https://ped-kopilka.ru/blogs/galina-evgenevna-perevezenceva/konspekt-igry-viktorina-yeti-udivitelnye-pticy-dlja-detei-ot-6-do-8-let.html Это самая распространенная ошибка при оформлении работ. Цель указываете одну и начинается она именем существительным (знакомство, повторение, обобщение и т.д.), а задачи начинаются с глагола (закрепить, повторить, обобщить, развивать, воспитывать и т. д.) Желаю творческих успехов и примите голос.
Винара Алхановна Тикенева # 16 октября 2014 в 20:02 +1
Спасибо за ваш первый комментарии. Ваши замечания приму во внимание.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 октября 2014 в 20:30 +1
Добрый вечер, Винара Алхановна!
Спасибо за приглашение познакомиться с материалом, профиль мой, поэтому откровенно вам скажу, безусловно владеющий материалом для урока учитель это отлично, но я не увидела как работали ваши ученики, их активности в разработке нет, ведь даже при изучении нового материала, можно добиться различными методическими методами и приёмами активной деятельности учащихся. Что же касается закрепления, какие здесь вами были использованы подходы, вы же нам представляете разработку урока, просто слово закрепление изученного материала маловато будет. Также солидарна с замечаниями Ирины Викторовны, по поводу оформления самой публикации. Понимаю, что может мой комментарий вам неприятен, но хочется, чтобы в дальнейшем вы не допускали ошибок. В своей работе при закреплении нового материала, часто использую тестирование, после которого работа в парах для проверки, ответы на доске.
Рефлексия: Выполнить тест
ФИ:_____________________________ / 8 __ кл.
1.
Если пересекать линию перемены дат с востока на запад, то сутки… а) приобретаются б) теряются
2.
На территории России Новый год (с 2011 г.) можно встретить… а) 9 раз б)10 раз в) 12 раз г) 13 раз
3.
Время на меридиане данной местности называется __________________________
4.
Каждый час Земля поворачивается вокруг своей оси на: а) 60° б) 30° в) 15°
5.
Когда в Красноярске (V часовой пояс) 20 часов, в Москве (II часовой пояс): / новая карта /
а) 8 часов б) 17 часов в) 20 часов г) 12 часов д) 16 часов
6.
Сколько времени в Иркутске, если в Москве 6 ч утра? ____ ч.
7.
На сколько и куда (вперед / назад) нужно перевести стрелки часов туристу, если он поедет на поезде из Новосибирска в Москву? _______________________
8.
Который час в Мурманске, если в Красноярске 2 ч ночи? _______ ч.
9.
Земной шар разделен на ____ часовых пояса.
ФИ:_____________________________ / 8 __ кл.
1.
Территория России расположена в … часовых поясах (зонах): а) 12 б )11 в) 10 г) 9
2.
Если пересекать линию перемены дат с запада на восток, то сутки… а) приобретаются б) теряются
3.
Декретное время на территории России было принято в… а) 1900 г. б) 1930 г. в) 1881 г. г) 1981 г.
4.
Когда в Калининграде (I часовой пояс) 15 часов, в Москве (II часовой пояс)…
а) 17 часов б) 3 часа в)15 часов г)16 часов
5.
Когда в Иркутске полдень, в городе … 13 часов: а) Чите б) Новосибирске в) Красноярске г) Омске
6.
Время населенного пункта отличается от московского на 4 часа, он находится в…
а.) IV часовом поясе б) V часовом поясе в) VI часовом поясе г) VIII часовом поясе
7.
Новые сутки начинаются на планете в: а) 0-м часовом поясе б) 1-ом часовом поясе в) 12 часовом поясе
8.
Сколько времени будет в Якутске, если в Москве 13 ч.- ____ ч.
9.
Самая большая разница во времени между городами: а) Калининградом и Читой б) Мурманском и Волгоградом
в) Санкт-Петербургом и Екатеринбургом г) Воронежем и Архангельском

ФИ:_____________________________ / 8 __ кл.
1.
Когда в Якутске (VII часовой пояс) 22 часа, в Москве (II часовой пояс)… а) 4 часа б) 16 часов в) 17 часов г) 2 часа
2.
Когда в Чите полдень, в городе … 13 часов: а) Иркутске б) Хабаровске в) Магадане г) Красноярске
3.
Время населенного пункта отличается от московского на 6 часов, он находится в…
а) IV часовом поясе б) V часовом поясе в) VI часовом поясе г) VIII часовом поясе
4.
Решением астрономического конгресса весь земной шар был поделен на … пояса: а) 32 б)15 в) 12 г)24
5.
Линия перемены дат находится на: а) 0° долготы б) 180° долготы в) 90° долготы
6.
Поясное время на территории России было принято в… а) 1919 г. б) 1881 г. в) 1981 г. г) 1900 г.
7.
По декрету Совнаркома в 1930 г. стрелки часов в нашей стране были переведены на:
а) 1 час вперед б) 1,5 часа вперед в) 1 час назад г) 0,5 часа назад
8.
Самолет вылетел из Москвы в 20 ч, во сколько он приземлится в Магадане ? ____ ч.
9.
В одном часовом поясе с Москвой находятся города:
а) Мурманск и Белгород б) Красноярск и Новосибирск в) Челябинск и Оренбург г) Магадан и Владивосток
Желаю вам только успехов!
С уважением, Т.Н.
Наталья Александровна Власова # 29 января 2016 в 14:00 0
Уважаемая Винара Алхановна. Большое спасибо вам за интересную разработку урока. Вы используете разнообразные методы, формы и приему обучения повышающиеся степень активности учащихся. Голос.