Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения и задания для работы по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Из опыта работы учителя русского языка
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описание материала. Материал будет полезен учителям начальных классов, учителям русского языка коррекционных школ как на уроках,  так и на коррекционных занятиях. Предложенные упражнения способствуют формированию умений и навыков по предложенной теме, обеспечивают более качественное  усвоение материала.
Упражнения и задания для работы по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.        (В.А. Синицын)
1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод -  ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
3. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь
4. Прочитай слова, найди  и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5. Со словами грибной, гриб, грибники  составь и запиши предложения. В предложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.

В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________
8. Замени данные словосочетания  одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________
9. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога.
10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит.     (осина)
11.   Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.
Часть суток от вечера до утра - … (ночь)
У машины мотор, у человека - …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека - ….. (одежда)
12. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг.  Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей.  ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
13. Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
14. Запиши парами  предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.        
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выдели корень в однокоренных словах.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Викторина по сказке Ершова "Конек-горбунок" | Сценарий последнего звонка для выпускников детского дома-школы
Опубликовано: 3902 дня назад (17 марта 2014)
Просмотров: 128676
+8
Голосов: 8
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 17 марта 2014 в 18:32 +3
Светлана Евгеньевна, очень интересный материал. Тема непростая, часто вызывает у учеников затруднения. Вы составили такие разнообразные задания, которые помогут рассмотреть эту тему с разных сторон. Интересно. Спасибо. Беру на заметку!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 17 марта 2014 в 22:03 +1
Татьяна, буду рада, что Вам пригодиться в работе! Вроде бы все знаем и так, а обобщить бывает времени не хватает. Удачи Вам!
Елена Викторовна Гетманская # 17 марта 2014 в 18:46 +1
Интересный материал! Мой голос!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 17 марта 2014 в 22:04 +1
Спасибо, что обратили внимание на публикацию! Если пригодится - буду только рада!
Татьяна Владимировна Смирнова # 17 марта 2014 в 20:16 +1
Хорошая подборка заданий для усвоения важной темы, спасибо!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 17 марта 2014 в 22:05 +1
Татьяна Владимировна, тема на самом деле важная, нужно, чтоб дети не просто усвоили материал, а научились пользоваться полученными знаниями!
Елена Викторовна Нестерова # 19 марта 2014 в 10:28 +1
Нужный и полезный материал Вы опубликовали! его могут взять на заметку не только учителя, но и родители. Пригодится!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 19 марта 2014 в 16:12 +1
Спасибо, Елена Викторовна! Если Вам пригодится, то это ж здорово!
Валентина Николаевна Мельникова # 19 марта 2014 в 22:42 +1
Светлана Евгеньевна, с удовольствием прочитала вашу работу! Я дошкольный работник, поэтому не могу судить, правильно ли методически составлено задание! "Прочитайте и найдите лишнее слово..." sad
Что-то и я могу использовать в своей работе с пятилетками!! Спасибо! +1
Светлана Евгеньевна Виноградова # 20 марта 2014 в 15:54 +1
Валентина, спасибо, что заглянули ко мне в блог. Задание составлено верно, если что-то сможете применить в своей работе - здорово! Я думаю, что задания типа №№ 7,8, 11 возможно проводить и с дошкольниками. Они помогут развивать память, мышление, способствуют увеличению словарного запаса! Придумать же можно много всего!!! еще раз спасибо за комментарий!!!
Головина Татьяна Сергеевна # 7 августа 2014 в 00:03 0
Светлана Евгеньевна, прочитала Вашу разработку. Задания подобраны интересные. Они действительно будут способствовать формированию умений и навыков по теме. обязательно возьму для своей работы. Спасибо.
Татьяна # 12 ноября 2017 в 17:42 0
Здравствуйте! Хотела уточнить 8-е задание. Что значит " изменяя по смыслу слово"? Разве "однокоренные" слова не имеют общий смысл?