Из опыта работы учителя трудового обучения
Статья на тему: «Индивидуальная работа на уроках трудового обучения»
Как считает доктор педагогических наук О. Е. Лебедев, «главная цель школьного образования - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающему возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности»
К сожалению, уровень возрастных, познавательных и психологочиских возможностей учащихся неодинаков. Есть дети с повышенной мотивацией к изучению предметов, их меньшинство (15%), средней- 40%, ниже среднего – 35%, нулевой-10%.
В своей работе использую элементы различных педагогических технологий: проблемного обучения, которая помогает развивать логическое мышление, память, умение анализировать события, сопоставлять факты, позволяет ученику самостоятельно исследуя материал, отвечать на поставленные проблемы, строить предположения, выдвигать гипотезы. Большое внимание на своих уроках уделяю составлению схем, таблиц.
Учитываю возрастные и психологические особенности учащихся, что проявляется через различные разноуровневые задания, тесты, карточки и т.д. При изучении тем применяю валеологические модули. Обязательно ведётся опрос домашнего задания, применяются творческие задания. Учитывается также региональный компонент содержания образования.
Осуществляется индивидуальный подход в обучении. Д/З проверяется по индивидуальным заданиям- карточкам, слабоуспевающим учащимся даются задания по работе с учебником. Применяю такую форму работы, как групповое собеседование.
Применение элементов технологии проблемного обучения предоставляет активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей учащихся. Использую различные формы работы: творческие задания после усвоения нового материала или на закрепление изученного раздела: составление кроссвордов, викторин, тестов и т.д. Задания, предлагаемые ребятам, направлены на развитие памяти, внимания, навыков сравнения, анализа, мышления. На уроках использую фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. В рамках индивидуальной работы учащимся предлагаются разноуровневые задания, когда ученик выбирает задание по силам. Уделяю большое внимание учащимся с низкой учебной мотивацией по предмету, пытаюсь заинтересовать их, даю облегченные задания.
Применяю элементы технологии «Интерактивного обучения», т.е. процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Ставлю конкретно-познавательные задачи, связанные с непосредственной учебной ситуацией. Создаю коммуникативно-развивающую среду, где в процессе работы вырабатываются основные навыки и умения. Использую различные формы и методы: работа в группах, в парах, уроки-викторины, осуществляя социальную ориентацию, воспитывая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе. Важным является включенность каждого ученика в решение творческих задач, оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, большая продуктивность урока. В учебный процесс внедряю элементы технологии развивающего обучения, основная цель которого – сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, опираясь на его способности, склонности, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е. обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный.
Добиваться усвоения знаний можно, как разными способами: одни учителя проводят многократные повторения, другие вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, и ученики сами решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое. Я стараюсь создавать ситуации, при которых учащимся необходимо выбирать определенный путь решения заданий. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся.
Одним из видов индивидуальной и дифференцированной деятельности является индивидуальная самостоятельная работа. При ознакомлении с новым материалом определяю цель работы, намечаю приемы и средства ее организации, виды проверки первичного усвоения нового материала, а учащиеся должны осознавать цели содержания задания, самостоятельно организовывая свою деятельность. При этом задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала должны предусматривать такие действия учащихся, в которых бы проявлялись умения, необходимые для овладения новым учебным материалом. Для формирования у школьников умений индивидуально и самостоятельно проводить исследования, большую роль играет демонстрационный эксперимент. Комментируя «изделия», "размышляя вслух" учу выяснять сущность проводимой работы.
Во всех случаях учащиеся выполняют определенные задания, но эти задания должны содержать конкретный материал, изучаемый школьниками, соответствовать целям и задачам урока, способствовать постепенному и целенаправленному формированию познавательных потребностей, развитию знаний и умений учащихся. Способствовать выработке у учащихся психологической установки на индивидуальное выполнение заданий.
В процессе организации индивидуальной и дифференцированной деятельности учащихся возникают разнообразные трудности, к примеру, не все учащиеся успевают закончить работу в отведенное время, обладая недостаточно сформированными организаторскими умениями, они не могут рационально организовать свой труд, осуществить самоконтроль. Поэтому их темп не высок. В основном трудности объясняются тем, что у учащихся нет навыков индивидуальной работы по изучению нового материала. По мере приобретения опыта, возрастает уровень продуктивной деятельности слабо подготовленных учащихся и общий темп работы всего класса.
Таким образом, анализ позволил мне выделить наиболее эффективные приемы индивидуальной и дифференцированной деятельности учащихся при изучении нового материала. К ним можно отнести работу учащихся в группах, проблемное проведение уроков, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»