Конспект занятия в дополнительном образовании «Основы художественного изображения»
Вид занятия: декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Тип занятия: проверка и оценка знаний и умений.
Форма проведения: занятие – соревнование.
Цель занятия: проверить уровень усвоенного за прошедший учебный год теоретического и практического материала.
Задачи занятия:
Развивающие -
• Развитие у учащихся художественного вкуса, фантазии, воображения.
• Развитие умения аккумулировать собственные идеи, уверенности в собственных силах.
• Развитие зрительно – образной памяти.
Обучающие –
• Расширение представлений учащихся о возможностях ДПИ.
• Обучение навыкам коллективной деятельности.
• Закрепление навыков работы по составлению схем бисероплетения.
Воспитывающие –
• Воспитание толерантности, умения работать в группе.
• Воспитание сознательного отношения к творческому процессу.
• Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству.
Методы обучения:
• Наглядные – демонстрация пособий для выполнения упражнений.
• Словесные – объяснение целей и условий заданий.
• Практические – закрепление знаний и практических умений.
• Аналитические – наблюдение, сравнение, самоанализ.
Оборудование для педагога: Мультимедиа, презентация.
Оборудование для учащихся: бумага, акварель, кисти, восковые мелки, фломастеры, клей, вырезки из журналов.
План занятия:
1. Организационная часть – приветствие, настрой на занятие.
2. Сообщение цели занятия и правил соревнования.
3. Задание – разминка «Найти образы».
4. Задание «Поиск конвертов».
5. Теоретические вопросы.
6. Практические задания.
7. Физминутка «Природа».
8. Игра «Отгадай, нарисуй, покажи».
9. Коллективная работа «Солнышко»
10. Заключительная часть – подведение итогов.
Приветствие.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а занятие – соревнование. Вы в игровой форме будете соревноваться друг с другом – вас ждут увлекательные задания. Покажите, чему вы научились, как умеете работать. Мы будем оценивать ваши ответы. Победителей ждёт приз.
Давайте встанем, возьмёмся за руки, это даст нам определённый настрой, пожелаем друг другу удачи. А что бы вы хотели пожелать?
Ответы детей.
Сегодня мы будем работать не как обычно, а в группах. Опыт такой работы у нас уже есть. Поэтому очень важно ощутить поддержку друг друга, суметь, если нужно, прийти на помощь. А скажите, какие качества необходимо проявлять, когда работаешь в команде?
Ответы детей.
В течение учебного года и занятий вы узнали много нового, научились интересным техникам декоративного искусства. А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
На занятиях в следующем учебном году вы научитесь делать много разных интересных вещей. Это будут декоративные шкатулки на различную тематику, дизайнерские фото – рамки, панно из природного материала и кусочков ткани. И бисероплетение тоже обязательно будет.
(Просмотр презентации с фотографиями творческих работ учащихся студии).
Сообщение цели занятия.
Сегодня мы повторим всё то, что узнали в течение учебного года. Работать вы будите в группах. Опыт такой работы у нас был. А чтобы разделиться на группы я предлагаю. Для каждой команды нужен капитан. Это должен быть человек, который в течение года проявил себя как активный, целеустремлённый ученик. Старался выполнять все задания, показал результаты и в ведении работы, а самое главное в завершении начатой работы. Я предлагаю следующие кандидатуры – Даша, Иван, Савелий. Вы согласны, ребята. Вы все очень старались, были просто – молодцы, но эти ребята проявили себя чуть-чуть больше в разных направлениях деятельности.
Чтобы разделить вас на команды, я предлагаю вот какой способ. В этой коробочке находятся детали – пазлы от какого – то рисунка, на обратной стороне написан номер, запомните его. А теперь вы должны все вместе, совмещая детали, составить 3 изображения. И в каком рисунке оказался ваш пазл, в той команде вы и окажитесь. Склеив все пазлы, вы увидите изображение. Итак, у нас получились следующие команды: «Солнышко», «Птички – невилички», «Мишутки». Получившиеся картинки – это эмблемы ваших команд. Капитан автоматически оказался в своей команде. Капитаны со своими командами займите места за столами.
Правила для капитанов:
1. Капитан следит за порядком и дисциплиной в команде.
2. Внимательно прослушивает все версии ответов и принимает решение.
3. Назначает того, кто будет отвечать.
Общее правило для всех конкурсных этапов:
За панику, лишний шум, несогласованные споры – назначается штрафная карточка, это минус балл.
Задание «Найти образы».
Это задание – разминка. На экране вы видите какие-то линии. С такими же линиями вы получаете листы бумаги. Пока они ничего не значат. Ваша задача – увидеть и дорисовать как можно больше образов. Оценивается количество найденных объектов. Время для выполнения – 5 минут.
Задание «Поиск конвертов».
В кабинете находятся конверты с теоретическими и практическими заданиями. На экране вы видите подсказки, попробуйте их расшифровать и тогда вы сможете отыскать конверты с заданиями. Синие конверты - с теоретическими вопросами, зелёные - с практическими заданиями. Представитель команды, которая уверена в правильности своей версии поднимает руку, озвучивает свой поисковый вариант и только после моего одобрения, проходит к указанному месту.
Конверты с теоретическими заданиями:
1 подсказка – Светофор, перекрёсток, город. (Макет по ПДД)
2 подсказка – Санкт – Петербург, собор. (Макет Исакиевского собора)
3 подсказка – Субтропики, необычная красота. (Ваза с орхидеями)
Конверты с заданиями найдены. Оценивание всех конкурсов по 3- х бальной системе. За каждый правильный ответ вы получаете красный жетон, за неполный ответ – зелёный жетон, за неправильный ответ - жёлтый жетон. Представители от команд выступают по очереди, отвечая на вопросы по порядку. Обязательно должны выступить все члены команды.
Вопросы в 1 конверте:
1 Вопрос. Что в переводе означает слово «орнамент»?
2 Вопрос. Как будет называться орнамент, состоящий из геометрических фигур?
3 Вопрос. Какую композицию можно продолжить – замкнутую или разомкнутую?
Вопросы во 2 конверте:
1 Вопрос. Где в быту встречается орнамент?
2 Вопрос. Как будет называться орнамент, состоящий из элементов растений?
3 Вопрос. Где в природе мы встречаем симметрию?
Вопросы в 3 конверте:
1 Вопрос. Какое главное условие должно выполняться при составлении орнамента?
2 Вопрос. Из каких фигурок состоит зооморфный орнамент?
3 Вопрос. Какое изображение называется симметричным?
Конверты с практическими заданиями:
1 подсказка – Конус. (Макет геометрических фигур)
2 подсказка – Волшебный шар. (Шар в технике изонить)
3 подсказка – Живое существо. (Улитка в банке)
Практические задания в конвертах.
Задания в 1 конверте.
1 Задание - выбрать из предложенных карточек 3 карточки обозначающие тёплые цвета.
2 Задание – выбрать из предложенных рисунков – замкнутые композиции.
3 Задание - нарисовать схему для плетения грибочка из бисера.
Задания во 2 конверте.
1 Задание - выбрать из предложенных карточек 3 карточки обозначающие холодные цвета.
2 Задание – выбрать из предложенных рисунков – незамкнутые композиции.
3 Задание – нарисовать схему для плетения листочка из бисера.
Задания в 3 конверте.
1 Задание. Выбрать из предложенных карточек 3 карточки обозначающие основные цвета.
2 Задание. Выбрать из предложенных рисунков – несимметричные изображения.
3 Задание – нарисовать схему для плетения клубнички из бисера.
При выполнении задания на составление схем для бисерного плетения, оценивается сложность, то есть разработанность вашей схемы и качество исполнения рисунка. Поэтому, лучше не торопитесь, хорошенько всё продумайте, а потом приступайте к рисованию. Время для выполнения задания – 7 минут.
Пришло время немножко отдохнуть – проведём небольшую физ. паузу.
Физическая разминка «Природа».
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
(плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
(встряхивание рук перед собой).
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
(горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза).
А теперь самое сложное и интересное задание.
Игра – головоломка «Отгадай, нарисуй, покажи»
Каждая команда получает коробочку с заданием. В ней находятся 3 загадки, лист бумаги для выполнения задания – шифра, белые восковые мелки,
акварельные краски и кисти.
Условия задания:
1 этап – отгадывание загадок.
2 этап – защифровать, нарисовать угаданное белыми восковыми мелками.
3 этап – передать зашифрованное задание команде – сопернице.
4 этап – акварелью расписать послание, отгадать о чём были загадки.
5 этап - придумать маленький рассказ или изобразить мини – сценку по заданным словам.
Работать нужно тихо и собранно, чтобы ваши ответы не было слышно.
Оцениваются изобретательность, оригинальность, артистизм исполнения. Время на подготовку 10 минут.
Загадки для 1 команды:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничкам. (Кисточка)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
На тебя они глядят –
Очень рисовать хотят. (Краски)
Загадки для 2 команды:
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)
Хоть не прачка, но, друзья,
Старательно стираю я! (Стирательная резинка)
В уголок листа упрямо
Он прижался носом прямо.
Почему он так упрям?
Потому, что угол прям! (Угольник)
Загадки для 3 команды:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мой альбом! (Карандаш)
Деревянная пластинка –
Очень ровненькая спинка,
С циферками на боку,
Чертит ровную черту. (Линейка)
Кто этот циркач лихой –
Чертит круг одной ногой?
Как гвоздём, проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу! (Циркуль)
Коллективная работа «Солнышко».
И вот последнее наше задание. Мы с нетерпением ждём лета, очень его любим. Пусть каждый назовёт свою ассоциацию, связанную с летом.
Ответы детей.
А давайте попробуем красками и образами выразить все наши эмоции, связанные с летом.
Перед вами пока что пустое солнышко – символ лета. У него 7 лепестков.
Каждая команда получает по 2 лепестка. Один вы разукрашиваете красками, а второй – выполняете в технике аппликация и коллаж. Пригодятся здесь и ваши чудесные бабочки, в технике «монотипия», которые вы выполнили на предыдущем занятии. В вашем распоряжении краски, цветная бумага, различные вырезки из журналов. Проявите фантазию и вкус, удачи вам!
Практическая работа - выполнение коллажа «Лето».
Вот какие яркие, интересные получились ваши лучики. Ожило солнышко, заиграло красками и радостью. Теплом наполнился весь кабинет от его сияния. А давайте, ребята, подарим ваш замечательный коллаж тем детям, которые будут в этом кабинете в летнем лагере. Ваше хорошее настроение передастся и им. Вы согласны? А на пустом лепестке напишем добрые пожелания.
Подведение итогов.
Вот и подошло к завершению наше занятие. На выставке представлены лучшие работы за этот учебный год. Очень интересные получились декоративные деревья, прекрасные орнаменты, замечательные новогодние открытки. А самое, наверно, интересное – это мини - коллажи «Подводный мир», для которых вы с любовью плели морских обитателей из бисера, учились расшивать бусинками и декорировать работу.
А теперь небольшой сюрприз. Вот ваши орнаментальные солнышки. Очень они получились милые. Они все такие разные, как и вы сами. Это ваши первые автопортреты. Я предлагаю взять свой рисунок и подарить своему товарищу, обменяться добрыми пожеланиями. Чтобы на летних каникулах, пока вы не будите вместе, они напоминали вам друг о друге.
Ребята, интересно прошло наше занятие? А что понравилось больше всего?
Ответы детей.
А теперь, чтобы наглядно мы все могли увидеть, понравилось ли вам всем занятие, я предлагаю каждому из вас подойти и выбрать кружочек – жетон (тёплого цвета - если занятие понравилось, холодного – если занятие не понравилось). И наклеить свой жетончик, тёплые в верхнюю часть дерева, холодные в нижнюю часть.
Я надеюсь, что это светлое, радостное настроение надолго сохранится в ваших сердцах, и на следующий учебный год вы начнёте заниматься с таким же позитивным настроем.
Спасибо за активность и старания! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Конспект занятия в дополнительном образовании по бисероплетению
Конспект занятия для младших школьников «Симметричные и асимметричные композиции»
Сценарий игровой программы в дополнительном образовании "Волшебный мир бисера"