Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Художественные изделия из кожи»
Программа в дополнительном образовании художественной направленности «Художественные изделия из кожи» (стартовый уровень)
Возраст обучающихся: от 10 до 15 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Серенкова Эльвира Фяритовна, педагог дополнительного образования
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Художественные изделия из кожи» составлена в соответствии с нормативными документами, регулирующими образовательную деятельность:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще-развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
11. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
12. Закон Московской области «Об образовании» от 27 июля 2013 года N 94/2013-ОЗ
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015№996-р).
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183);
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
16. Устав МБУ ДО ЦРТД и Ю.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы
Сегодня важно, чтобы дети были всесторонне развиты, эмоционально открыты к миру, стремились познавать новое, самостоятельно исследовать, творить, используя различные материалы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественные изделия из кожи» поможет раскрыть талант, проявить фантазию и овладеть навыками работы с натуральной кожей.
Данная программа познакомит детей с одним из древнейших видов ремесла – кожевничеством, которое развиваясь, и совершенствуясь, превратилось в одно из направлений декоративно - прикладного искусства, и вызывает большой интерес у детей.
Натуральная кожа – прочный, долговечный, пластичный и уникальный продукт природы. Благодаря таким качествам, кожа долгие тысячелетия не выходит из моды. Археологические раскопки показали, что еще в каменном веке древние мастера умели добротно выделывать кожу. От поколения к поколению передавались в семьях секреты и навыки работы с кожей. Кожаные вещи в семьях берегли, зная какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли волшебными свойствами.
Изготовление изделий из кожи актуально и в наше время: современный человек стремится к созданию красивого интерьера в доме, мода на одежду быстротечна и даёт возможность реализоваться мастеру в новых, нестандартных вещах. Изготовление изделий по старым образцам способствует сохранению обычаев, традиций, технологий, воспитывает любовь и уважение к народным умельцам, чувство патриотизма, способствует творческому поиску и активизирует его.
Доступность материалов имеет немаловажное значение. При изготовлении изделий используется вторичный материал: промышленные отходы кожевенного производства, старые домашние вещи, обрезь кожи из ателье, что, безусловно, является экономически выгодным при организации творческой деятельности детей. Быстротечное изменение моды также дает необходимый материал.
При реализации программы "Художественные изделия из кожи" на занятиях затрагивается экологическая тема: вместо утилизации и загрязнения окружающей среды - дети дают «вторую жизнь» кожаным вещам и производственным кожевенным отходам, делая порой, уникальные изделия.
Обучающиеся на занятиях учатся проектировать и делать много интересных и полезных вещей, осваивают художественные приёмы, постигают способы обработки кожи, становятся творцами удивительных изделий: забавных сувениров, предметов интерьера, украшений, аксессуаров, которые могут стать прекрасными подарками для родственников и друзей. Работа с кожей может стать не только хобби, но и профессией.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность через образовательный процесс сформировать творческую личность, способную жить в изменяющихся социально-экономических условиях реальной действительности. Цель программы:
Создание оптимальных условий для формирования и самореализации творческой личности ребенка и формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по обработке кожи и самостоятельной практической деятельности. Задачи
Образовательные:
• Освоить основы технологии обработки кожи
• Изучить специальную терминологию
• Научить использовать инструменты для обработки кожи
• Научить познавать и использовать красоту и свойства кожи для создания художественных образов и предметов быта
• Дать сведения о разнообразии натурального сырья и различать натуральные и искусственные материалы
• Изучить технику безопасности обработки кожи
• Дать обучающимся первоначальные навыки проектирования изделий и
• эффективного использования кожевенных материалов
• Научить пользоваться необходимыми инструментами, приспособлениями Метапредметные:
• Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность.
• Развивать креативное мышление и творческое воображение.
• Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях и планировать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)
• Развивать устойчивый интерес к творческой деятельности.
• Развивать интеллектуальные, организаторские, коммуникативные способности.
• Развивать навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности.
• Способствовать формированию умения представлять результат собственной творческой деятельности.
• Способствовать профессиональной ориентации обучающихся для возможного продолжения учебы и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с проектированием и изготовлением изделий из кожи. Личностные:
• Формировать нравственные качества личности ребенка (терпимость, ответственность, патриотизм, активная жизненная позиция.
• Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.
• Формировать у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата.
• Формировать навыки общения, способность к адаптации в быстро изменяющейся среде.
• Воспитывать внимание, трудолюбие, бережливость, аккуратность, терпение.
• Активизировать творческий поиск воспитанников.
• Прививать любовь к Родине, к народным промыслам, к истории государства.
• Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
• Воспитывать чувство ответственности за результаты творческой деятельности.
Поставленные цели и задачи реализуются через:
1. Знакомство с декоративно - прикладным искусством.
2. Знакомство с терминологией и технологиями изготовления изделий из кожи.
3. Знакомство с инструментами и соблюдением техники безопасности, правилами личной гигиены.
4. Основы моделирования, проектирования.
5. Современные тенденции декоративно - прикладного искусства.
6. Основы построения композиции.
Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом требований САН ПИН от 04.07.2014 г. № 41, методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
Программа содержит установку на познание многообразия мира материалов для творческой деятельности, дает возможность освоить методы проектирования изделий и способы обработки кожи, а также осознать свои возможности. Данная образовательная программа разработана для активной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал обучающихся. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат.
В программе применяется конвергентный подход: предполагается реализация межпредметных связей с изо, геометрией, физикой, химией, информатикой и технологией.
Обучение по программе предполагает участие в мастер-классах, играх, конкурсах и выставках различного уровня в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Уровень дополнительной образовательной программы – стартовый.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Программа составлена по принципу постепенного расширения и существенного углубления знаний, развития умений и навыков детей, более глубокого усвоения материала путем последовательного прохождения по темам с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
При реализации программы применяется дифференцированный подход. В процессе работы в зависимости от степени подготовленности детей, их интересов и пожеланий, а также условий работы и наличия необходимых материалов.
Основные принципы реализации программы:
принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
принцип увлекательности и творчества способствует развитию творческих способностей детей;
принцип сотрудничества предполагает совместную деятельность детей и педагога;
принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха;
принцип личностно-ориентированного взаимодействия: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.
принцип реализации программы «от простого - к сложному». Одинаковые творческие задания могут предполагать разную степень сложности.
При разработке программы педагог ориентировался на следующие принципы дидактики:
принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого обучающегося);
принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Тип программы
Данная программа является вариативной в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных возможностей, потребностей и интересов конкретных обучающихся
Содержание программы составлено на основе личного опыта педагога и модифицировано в структуре и содержании.
Объединение «Художественные изделия из кожи» работает с 1998 года (г.Луховицы, Московская область). Адресат программы
Дополнительная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 15 лет, любящих заниматься творчеством, проявляющих интерес к декоративно-прикладному искусству. Особенности набора детей
На обучение принимаются все желающие от 10 до 15 лет: мальчики и девочки. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (опекунов). Оптимальное количество детей в группе составляет 10 – 12 человек, это способствует более эффективной работе трудоёмким процессом изготовления работ в техниках, с которыми они ранее не были знакомы, а также включенными в программу самостоятельными творческими мини – проектами.
Младшие подростки – мальчики и девочки 10-12 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто они не видят прямой связи между привлекательными для них качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
Старшие подростки – мальчики и девочки 12-14 лет. У этой категории детей складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Проявляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Дети этого возраста испытывают внутреннее беспокойство. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённая их жизнь, тем она им более нравится. Авторитет взрослого больше не существует. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета. В этом возрасте подростки склонны к групповому поведению, сопротивляются критике.
Возрастные особенности у подростков 14-15 лет.
Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, само актуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки мечтают о самостоятельности и получают такую возможность.
Объем и срок освоения программы Программа «Художественные изделия из кожи» рассчитана на 144 часа. Срок освоения программы - 1 учебный год. Форма обучения – очная. Режим занятий:
Общее количество часов в год -144 часа. Занятия проходят в выходной день 1 раз в неделю 4 академических часа, 1 академический час - 45 мин.
Через каждые 45 минут делается перерыв 10 минут, с обязательными физкультминутками и проветриванием помещения. Особенности организации образовательного процесса:
Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, постоянный.
Занятия проводятся в специально оборудованной мастерской. Часть практических занятий по овладению работы с инструментами, при разработке проектов, эскизов творческих работ, изготовлению выставочных, конкурсных работ; при работе с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями проводятся в малых группах или индивидуально по 1- 2 человека (примерно 1 раз в месяц).
Программа предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий. Теоретическая часть обычно занимает не более 20-30 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.
Занятия проводятся по утвержденному календарному учебному графику. Планируемые результаты обучения – освоение программы на высоком и среднем уровне. Образовательные
- знать историю современных направлений в декоративно – прикладном творчестве
- знать название и назначение ручных инструментов для работы с кожей, приспособлений и правила безопасной работы с ними
- уметь качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий, экономно расходовать материал
- знать виды и назначение кожи; классификацию кож
-знать правила охраны труда и личной гигиены при выполнении работ по художественной обработке кожи
-знать способы обработки кожи, хранения, утилизации отходов кожевенного производства
- знать основы конструировании и моделирования изделий из кожи
- знать основные художественные приёмы обработки кожи: выжигание, перфорация, оплётка, тонирование, драпировка, продержка, плетение, мозаика, аппликация, инкрустация, интарсия
- знать технологии тепловой обработки кожи – буление, с помощью свечи, с помощью электроплиты
- знать технологические процессы проектирования, изготовления изделий и их декорирования
- уметь организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления
- уметь эстетично и аккуратно выполнять сборку изделий и их отделку
- уметь экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах
- уметь грамотно (с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом – школа – дом», применять ПДД, ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения): Личностные
- уметь работать в группе
- уметь наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения
- уметь планировать алгоритм действий
- уметь использовать информационный материал, перенос полученных знаний на другой материал (совмещать теорию и практику)
- уметь проявлять активность, инициативность, волю, любознательность, внимание;
- развить творческие способности Метапредметные
- уметь находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).
- уметь видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам психологической диагностики, аналитическая справка, конкурс, праздник, фото, видеоматериалы занятий, защита творческих работ, выставка, итоговый отчёт. Формы аттестации
Определение эффективности реализации программы
Аттестация обучающихся – неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая оценить реальную результативность и эффективность реализации программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом и на основании локальных актов учреждения. Цель аттестации: выявление уровня развития, способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи аттестации: определение уровня теоретической подготовки, выявление степени сформированности практических умений и навыков в выбранном виде творческой деятельности; анализ полноты реализации образовательной программы, соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы, выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы, внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединения.
Показатели эффективности реализации программы определяется в соответствии с предполагаемыми результатами. Они оцениваются и распределяются по трем уровням: минимальный, средний, высокий. Итоговая сумма баллов также распределяется по трём уровням: минимальный, средний, высокий, и является показателем качества освоения дополнительной образовательной программы.
Этапы: начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Формы аттестации:
1.Тестовые, задания (устный опрос, тестирование, карточки).
2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
3. Анкетирование
4. Наблюдение.
5. Технологические пробы
6. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
7. Групповая оценка работ.
8. Тематические кроссворды.
9. Творческий проект (выпускная работа)
10. Самооценка обучающихся своих знаний и умений
11. Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, мастер-классах, открытых занятиях. Критерии оценки:
• Высокий уровень – более 70 % содержания программы
• Средний уровень -50-70 % освоения содержания программы
• Минимальный уровень - менее 50 % освоения содержания программы Формы отслеживания образовательных результатов:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через контроль качества выполненных работ, анкетирование, тестирование (результативность усвоения теоретического материала), наблюдения педагога, участие обучающихся в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах, массовых мероприятиях, изготовление и защиту творческих работ.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Данная программа реализуется в разновозрастной группе с учетом дифференцированного подхода и вариативности. Способы фиксации результатов:
• журнал
• протоколы
• грамоты и дипломы
• фотосессии из жизни коллектива в процессе творческой деятельности
• книга отзывов
• стенд объединения
• статьи в прессе о жизни творческого коллектива
• репортажи на телевидении
• группа в социальных сетях
• сайт образовательного учреждения
• персональный сайт педагога дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение:
Занятия художественным ремеслом должны проводиться в учебной мастерской на 10-12 посадочных мест и иметь следующие составляющие:
Мебель, соответствующая санитарным нормам и возрастным особенностям детей, нормам освещения: рабочие столы для обучающихся, демонстративная доска, тумбы / шкафы для хранения материалов, инструментов и работ обучающихся, стеллажи для выставочных экспонатов.
Технические средства обучения: компьютер – 1шт., экран стационарный – 1шт., м/м проектор – 1 шт.
Материалы и инструменты
Отходы кожгалантерейной промышленности, вторично используемые материалы из натуральной кожи( различного цвета, плотности, толщины, вида).
Камни натуральные поделочные. Бусинки и бисер. Ракушки. Природный материал.
Мех (натуральный и искусственный), перья декоративные
Вата. Поролон. Нитки.
Калька. Картон. Бумага.
Ткань. Мешковина и холст. Салфетки для рук
Декоративные бутылочки, флаконы
Рамки различного размера и формы
Шкурка шлифовальная
Свечи и зажигалки
Керамические плитки
Доска деревянная чертежная для правки и раскроя кожи. Оргстекло.
Точильный камень
Молоток металлический, резиновый, деревянный
Нож шерфовальный, нож сапожный, косточка
Набор стамесок 6, 8, 10, 12, 16 мм. (полукруглые и прямые)
Ножницы большие, маникюрные, «Зигзаг»
Шило
Пробойники, Полупробойники, Штампы металлические
Кусачки
Пинцет
Наперстки, набор игл швейных
Зажимы-кляммеры
Станок для установки фурнитуры (Пресс)
Металлические основы для браслетов и ободков.
Фурнитура: кнопки, клепки, блочки, люверсы, хольнитены, булавки, пряжки для ремней, автоматы заколок.
Линейка измерительная 150, 200, 300, 500 мм. Угольник 30, 60, 90
Циркуль
Краски акриловые художественные, кисти
Клей «Момент»; Клей «ПВА»
Стаканы для воды и разведения клея.
Электроприборы
Лампа настольная
Электроприбор для выжигания-3 шт.
Электроплитка бытовая -1 шт.
Электроприбор для буления-2 шт.; насадки-«бульки»-1 комплект
Утюг-1 шт.
Фен-1 шт.
Количество инструментов, материалов и приспособлений перечислено из расчета на группу в 10-12 человек. Информационное обеспечение – аудио, видео, фото и интернет источники. Кадровое обеспечение
педагоги дополнительного образования, окончившие курс «Художественные изделия из кожи».
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения (144 часа) 1.Вводное занятие. Организация рабочего места.
Теория:0,5 ч. Презентация объединения «Художественные изделия из кожи». Экскурсия по мастерской. Режим занятий. Правила внутреннего распорядка, личной гигиены. Техника безопасности труда. Оборудование рабочего места. Освещение рабочего места. Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием занятий. Выполнение требований по охране труда. Типовые инструкции для учащихся, работающих в мастерской. Безопасные приемы работы. Способы хранения инструмента и заготовок для работы.
Практическая работа:0,5ч. Анкетирование, игра-тест «Мир кожи» 2.Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы. Теория:0,5ч. Географические особенности народного искусства. Виды художественных промыслов. Взаимосвязь различных видов искусства. Искусство художественной обработки натуральной кожи, как один из видов народного творчества. Изделия из кожи в традициях национального искусства. Современные художественные промыслы. Местные промыслы и мастера.
Практическая работа: 0,5ч.
Работа с текстами сборников; творческое оформление видов художественных промыслов России. 3.Основы материаловедения.
Теория:1 ч. Основные понятия, термины и определения в технологии использования кожи, как поделочного материала. Виды и названия кож. Строение и свойства кожи. Как шкура животного превращается в кожу. Этапы превращения шкуры животного в кожу. Технология подготовки кожи к работе: обновление старой кожи, окраска, глажение. Работа с замшей и лакированной кожей. Приемы обработки различных шкур. Недостатки кож (потертости, прокусы и др.) Рекомендации по работе с кожей.
Практическая работа: 1ч.
работа с текстами; творческое оформление записей по теме занятия; сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож. Приобретение первичных навыков работы с инструментом и кожей. Викторина «Всё о коже!» 4. Орнамент из кожи.
Теория:0,5ч. Понятие «орнамента». Общие сведения об орнаменте. Мотивы народных орнаментов. Функции орнамента. Построение орнаментов. Роль цвета в орнаменте. Основные мотивы в орнаменте: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический, гротескный, комбинированный и др. Орнаменты в изделиях из кожи. Моделирование изделия с орнаментом из кожи. Создание орнаментов на коже с помощью пробойников. Уход за инструментом. Правила техники безопасности при работе с пробойниками и молотком. Организация рабочего места.
Практическая работа:1,5ч. Просмотр альбомов. Творческое задание (карточка). Изготовление закладки, ремешка, браслета с орнаментом с помощью фигурных пробойников. 5. Цветовые сочетания.
Теория:1ч. Цветовые сочетания. Терминология. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Гармония цвета. Контрастные цвета. Влияние освещения. Кожа и цвет.
Практическая работа:1ч. Просмотр альбомов. Запись основных терминов и понятий в рабочей тетради. Таблица «Цветовые сочетания». Выполнение творческих заданий. Применение полученных знаний при изготовлении изделий из кожи. 6.Изделия из кожи с применением различных отделочных материалов.
Виды изделий.
Теория:0,5ч.Сочетаемость материалов: кожа и камень, кожа и мех, кожа и дерево, кожа и металл, кожа и кость и др. Назначение отделочных материалов. Отделочные материалы в различных регионах мира и России.
Практическая работа:0,5ч. Краткое описание материалов и зарисовка эскизов изделий в рабочей тетради. Подбор материалов. Игра «Найди пару».
Домашнее задание: прогулка в парк для сбора природного материала.
6.1 Технология изготовления сувенирных изделий из меха и кожи.
Теория:0,5ч. Ассортимент изделий. Подбор меха и кожи. Особенности меховых шкур. Изготовление мехового шарика. Инструменты и материалы, их назначение. Декоративное оформление.
Практическая работа:1,5ч. Изготовление сувенира-игрушки из меха и кожи по задуманному варианту (мышка, Пушистик) 7. Технология изготовления тесьмы из кожи. Виды тесьмы: одинарная и двойная (проклеенная). Изготовление декора из тесьмы.
Теория:1ч. Виды тесьмы. «Одинарная» тесьма. Особенности подбора кожи и инструмента для тесьмы. Способы изготовления. Наращивание тесьмы. Способы соединения тесьмы.
Подбор кожи для изготовления проклеенной тесьмы. Разметка кожи для изготовления тесьмы. Инструменты и материалы (сапожный нож, шило, проволока, линейки и др.).
Виды декора из тесьмы: «капельки», «змейки», «спиральки», «волны», «полоски» и др. Технологические особенности. Соблюдение размера и симметрии при изготовлении декора. Соединительные элементы. Применение в изделиях из кожи.
Виды декора: бахрома, объемные петельки, скрутки, « завитушки» , «бантики», «спиральки», «кружочки», «треугольники» , узелки, « кисточки», косички, «нарезка», «рулетики». Способы изготовления. Соединение деталей. Технологические особенности. Подбор кожи. Вариации применения декора в изделиях.
Практическая работа:3ч. Технологические пробы -изготовление тесьмы из тонких и толстых кож. Работа с инструментом (ножницы, нож, шило). Изготовление подвески с элементами декора. 8. Технология термической (тепловой) обработки кожи.
Теория: 0,5ч. Презентация, опыты
Практическая работа:0,5ч. Технологические пробы. Тест по технике безопасности.
8.1 Термическая обработка кожи с помощью электроплитки или сковороды.
Теория:0,5ч. Подбор кожи: виды и особенности. Демонстрация ассортимента изделий на основе круга, овала, сердца. Технология обработки деталей из кожи (круга, овала, сердца) на электроплите. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Способы изготовления изделий. Набивка пустой полости. Декоративное оформление изделия.
Практическая работа:1,5ч.технологические пробы, разработка эскиза и изготовление изделия по выбору воспитанников: кулон, насекомое «жучок», бусы, браслет. Изготовление панно с фруктами и ягодами.
8.2 Тепловая обработка кожи с помощью свечи.
Теория:0,5ч. Ассортимент изделий. Подбор кожи. Инструменты и материалы. Технологические особенности при выкраивании и обработке деталей из кожи. Способы обработки кожи с помощью свечи. Правила техники безопасности при работе с огнем.
Практическая работа:0,5ч. Технологические пробы.
8.3. Технология изготовления цветов из кожи с помощью тепловой обработки кожи.
Теория:1ч. Ассортимент изделий. Виды цветов и листьев, изготовленных с помощью тепловой обработки кожи над свечой: роза, ромашка, пион, мак и др. Способы изготовление листьев из тонкой и толстой кожи. Изготовление стебля цветов (каркаса) из проволоки. Обмотка проволоки одинарной тесьмой из кожи. Моделирование изделий: брошь, заколка, панно. Основа для панно. Декоративное оформление изделий.
Практическая работа:3ч. Разработка эскиза изделия. Изготовление шаблонов цветов из картона. Выкраивание деталей цветов из кожи. Обработка деталей цветов и листьев над пламенем свечи. Изготовление броши и заколки с цветком, изготовление различных цветов из кожи (букет в вазу, панно). 9.Технология обработки кожи с помощью клея «ПВА».
Теория:1ч. Виды изделий. Подбор кожи. Пропорция состава на основе воды и клея «ПВА». Материалы и инструменты. Вымачивание кожи в клеевом растворе. Обтяжка. Обсушка деталей с помощью фена. Технологические особенности.
Практическая работа:3ч. Разрабатывание эскиза и изготовление броши с цветком. 10.Виды художественных отделок кожи.
Теория: 1ч.Презентация различных художественных приемов отделки кожи. Ассортимент изделий.
10.1 Художественный прием отделки кожи «Выжигание».
Теория:1ч. Инструменты и приспособления для выполнения изделий с выжиганием. Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем. Уход за инструментом. Ассортимент изделий с выжиганием. Подбор кожи. Подготовка деталей к работе. Перевод рисунка на кожу. Основные приемы выжигания. Технология приемов выжигания: контурное выжигание, выжигание симметричных фрагментов и др.
Практическая работа:1ч. Технологические пробы. Моделирование изделий: поясок, ремешок, закладка, подвеска и др. и изготовление по выбору.
10.2 Художественный прием отделки кожи «Перфорация».
Теория:1ч. Определение «перфорация». Ассортимент изделий с перфорацией
( кулоны, закладки, браслеты, ремешки, пояски,сумочки, чехлы, брелоки) . Инструменты и приспособления (пробойники, молотки, шило, резиновый коврик и др.) Уход и хранение инструмента. Техника безопасности при работе. Подбор кожи. Перфорация по краю, по центру изделия, соблюдение симметрии, повторяющийся мотив. Разметка на коже. Особенности при работе с инструментом.
Практическая работа:3ч. Технологические пробы. Проектирование эскиза изделия. Изготовление изделия с перфорацией. Декорирование изделия. Тест : «Узнай инструмент»
10.3 Художественный прием отделки кожи «Оплётка».
Теория:1ч. Определение «оплётка». Ассортимент изделий. Инструменты и приспособления. Подбор кожи. Разметка отверстий – перфорации (дырочек). Способы изготовления оплёточной ленты:1) разметка; 2) изготовление оплёточной ленты из маленького куска кожи. Цветовое сочетание. Длина оплеточного ремешка. Соединение (наращивание) оплеточной ленты.
Подготовка кожаных шнурков для оплётки. Закрепление кожаного ремешка в начале работы: закрепление в «петельке», подклеивание «хвостика» ремешка между двумя деталями из кожи. Оплётка края изделия из кожи: одинарная, двойная, крестообразная.
Виды оплёток. Оплётка одним ремешком: подвиды: оплетка одинарным стежком, оплётка двойным стежком, венецианская оплётка, перекрёстная оплётка, узелковая оплётка.
Оплётка двумя ремешками или двумя концами.
Оплётка четырьмя ремешками или концами.
Оплётка круглых изделий.
Практическая работа:5ч.Изготовления образцов по схемам, рисункам. Моделирование изделий. Изготовление изделия с оплёткой. Примерный перечень изделий для изготовления: поясок, ободок, браслет, заколка, сумочки, очечник, ключница, кулон и др.(по выбору).
10.4 Художественные приемы отделки кожи «Тонирование», «Мрамирование», «Золочение», «Серебрение».
Теория:0,5ч. Виды и способы. Красители. Необходимые материалы и приспособления. Правила техники безопасности при работе с красками и лаками. Подбор кожи.
Практическая работа:0,5ч.изготовление образцов, технологические пробы. Применение художественной отделки кожи в изделиях.
10.5 Художественный прием отделки кожи «Драпировка».
Теория:1ч. Понятие «драпировка».Ассортимент изделий с драпировкой. Виды драпировок. Подбор кожи. Инструменты и приспособления. Способы изготовления драпировок:
1) Накладной драпированный элемент
2) Круговая драпировка
3) Драпировка по контуру
4) Драпировка с бусинами
5) Драпировка на резинке
6) Декоративное оформление драпировкой/ драпировки.
Демонстрация панно, картин, выполненных с помощью драпировки. Подбор кожи. Технология утоньшения «шерфования» кожи. Соединение деталей. Создание драпированных элементов для панно по замыслу (дерево, ваза, шторы, море и др.)
Практическая работа:5ч. Изготовление образцов. Разрабатывание эскиза изделия: кулон, подвеска, брошь, заколка (на выбор)
Изготовление панно или рамы для фото в технике «драпировка»:
«Морины», пейзажи, натюрморты и др.
10.6 Художественный прием отделки кожи «Продержка».
Теория:0,5ч. Понятие «продержка». Технологии изготовления продержек. Подбор кожи. Инструменты и материалы. Способы продержек. Цветовое сочетание.
Практические занятия:1,5ч. Технологические пробы. Копирование орнаментальной полосы по схеме.
10.7. Художественный прием отделки кожи – аппликация и мозаика
Теория:1ч. Понятия «мозаика» и «аппликация». Аппликации по мотивам русского геометрического орнамента. Накладные элементы. Крепление деталей из кожи.
Практические занятия:3ч. Составление цветных аппликаций из бумаги и ткани. Мозаика из бумаги и ткани. Просмотр альбомов, фото, пособий. Разработка эскиза панно. Изготовление панно с аппликацией, мозаикой из кожи.
10.8. Художественный прием инкрустация и интарсия.
Теория:1ч. Определение « интарсия» и «инкрустация». Особенности подбора кожи. Цветовое сочетание. Технология выполнения. Инструменты и материалы. Составление рисунков, перевод рисунка на кожу. Склеивание деталей. Декоративное оформление.
Практические занятия:5ч. Изготовление кулона. Разработка эскиза панно и выполнение. 11.Основы художественного проектирования изделий.
Теория:1ч. Происхождение и развитие изделий из кожи. Функции изделий из кожи. Терминология современного художественного проектирования.Роль художника в процессе художественного проектирования изделий. Композиция как средство и язык современного проектирования. Роль цвета и тона. Средства воплощения замысла в эскизе. Технология изготовления аксессуаров из кожи. Ассортимент изделий: кошельки, ключницы, брелоки, магниты и др.
Практическая работа:5ч. Просмотр пособий, рисунков, схем. Запись основных моментов в рабочей тетради. Моделирование изделий. Изготовление шаблонов. Подбор кожи, материалов, инструмента.
изготовление аксессуаров из кожи на выбор. 12.«Ювелирка» из кожи.
Теория:1ч. Ассортимент изделий. Презентация. Классический, авангардный, фольклорный стили. Их воплощение в украшениях из кожи. Подбор материалов. Декор.
Практическая работа:3ч.разрабатывание эскиза и выполнение украшения в одном из стилей. 13.Камень и кожа. Изготовление изделий из камня и кожи: украшение, шкатулка, др.
Теория:1ч. Примерный набор изделий: шкатулки, кулоны, подвески, гривны, броши, браслеты, ободки, заколки и др. Моделирование. Последовательность работы. Использование природной красоты камня в изделиях. Соразмерность, сочетаемость различных приемов в изделии. Инструменты и материалы. Техника безопасности в работе. Виды и формы шкатулок. Способы обтяжки жесткой основы. Оформление крышки и боковин шкатулки. Художественное оформление. Крепление камня к изделию.
Практическая работа:5ч.Просмотр изделий, фото, рисунков, альбомов. Зарисовка изделий в рабочей тетради. Разработка собственного эскиза изделия. Изготовление выкроек. Обтяжка деталей кожей. Соединение деталей. Декоративное оформление изделия. Крепление камня. Изготовление нагрудного украшения и шкатулки с камнем. Отработка навыков работы с инструментом. 14.Технология изготовления украшений: броши, колье, кулоны, подвески, серьги, браслеты (ободки).
Теория:1ч. Ассортимент изделий. Традиционные русские нагрудные украшения. Виды и формы украшений. Планирование и организация работы. Правила изготовления жесткой основы из картона. Механическая обработка основы. Подбор материалов, инструментов, кожи. Способы обтягивания основы кожей. Утоньшение («шерфование») кожи с помощью сапожного ножа. Обработка задней стороны изделия. Оформление верхнего слоя изделия, применяя различные художественные приемы, камни. Способы обрамления камня в кожу и крепления камня на изделии. Симметричные и ассиметричные детали изделия. Традиционные ушные украшения. Виды и формы. Способы крепления застежек ( клипсы, застежка-пусет («гвоздик») ,английская застежка, застежка-петля, застежка-булавка). Сборка серег. Соблюдение принципа (а) симметрии. Моделирование украшений. Декоративное оформление. Способы изготовления основы для ободков и браслетов. Определение размера. Технология обтягивания основы кожей.
Практическая работа: 5ч.
Просмотр фото, альбомов, эскизов. Алгоритм работы. Разрабатывание эскиза и изготовление изделия из кожи на основе картона (кулон, подвеска, гривна, брошь, браслет, ободок). Работа с картоном, инструментом, кожей.
Изготовление изделия. 15.Технология обтяжки кожей «плоских» предметов: блокнот, рама.
Теория:1ч. Виды обтянутых изделий: блокноты, книги, рамы. Формы. Подбор кожи. Способы обтяжки. Цветовое сочетание. Декоративное оформление.
Практическая работа:5ч. Просмотр образцов, фото, альбомов. Изготовление изделия на выбор (рамка для фото, блокнот, обложка для книги). 16. Технология тепловой обработки кожи-буление.
Теория:1ч. Ассортимент изделий. Понятие «буление». Насадки –бульки: виды и формы. Электроприбор для буления. Температура нагрева. Обработка кожи составом на основе клея «ПВА». Обработка деталей с помощью булек: лепестки цветов, листья, травинки.
Практическая работа:3ч. Изготовление букетов для панно из цветов, изготовление броши с цветком на выбор (хризантема, роза, ромашка, гвоздика, ландыш и др.) 17. Технологии обтяжки кожей «объемных» предметов: бутыли, вазы, шкатулки. Декорирование.
Теория:1ч. Виды и формы «объемных» предметов. Процесс обтягивания предметов кожей. Подбор кожи. Способы соединения деталей. Декоративное оформление.
Практическая работа: 3ч. Просмотр изделий, фото, рисунков, альбомов. Обтягивание «объемной» формы по выбору. Заготовка и обработка деталей. Соединение деталей в единую композицию. Декоративное оформление изделия. 18. Современное направление - стиль «Стимпанк». Изготовление панно.
Теория:1ч. Понятие «стимпанк». Особенности выполнения работы. Подбор и использование дополнительных материалов: молний, фурнитуры из металла и др. предметов.
Практическая работа:5ч. Разработка эскиза панно в стиле «стимпанк». Подбор инструментов, материалов, фурнитуры. Тонирование. Выполнение работы. 19. Творческий проект. Моделирование и изготовление сувениров из кожи.
Практическая работа: 8ч. Самостоятельная работа обучающихся. Разработка эскизов изделий, моделирование и проектирование, подбор кожи, материалов, инструментов; изготовление изделий, применяя различные художественные приемы и технологии, умения и навыки работы с инструментом. 20. Безопасность дорожного движения
Занятие 1.
Тема: Наш город. Причины дорожно-транспортных происшествий.
Теория: 1ч.
Город, в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о микрорайоне центра, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе. Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.
Практика.1ч. Составление индивидуального маршрута «дом – ЦРТД и Ю – дом».
Занятие 2.
Тема: Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
Теория.1 ч. Короткий световой день. Возможно яркое слепящее солнце. Колебания температуры. Заморозки. Оттепели. Дождь, снегопад, туман. Дополнительные сложности, которые необходимо учитывать в дождливую погоду.
Практика. 1 ч. Игра соревнование по ПДД «Своя игра».
Занятие 3.
Тема: Назначение дорожной разметки, сигналы светофора. Дорожные знаки и их назначение.
Теория. 1ч.Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки. Значение сигналов светофоров. 7 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков.
Практика. 1ч. Игра соревнование по ПДД «Крестики нолики». 21. Экскурсии.
Экскурсии проходят по договоренности в течении учебного года.
Теория: 2 ч. Рассказ об экспонатах выставок и т.д.
Практика: 4ч. Заполнение маршрутных карт, фоторепортажей, написание заметок для газеты, соц.сетей, оформление стенда.
Экскурсия в парковую зону для сбора природного материала (камни, коряги, береста, листья (используются в качестве шаблонов), ракушки и др.), который впоследствии используется при изготовлении различных творческих работ.
Экскурсия в обувную мастерскую (ремонт обуви, кожгалантерейной продукции).
Экскурсия в ателье по ремонту и пошиву одежды из кожи (г.Луховицы, г.Коломна, г.Зарайск и др).
Экскурсия в Культурно-выставочный Центр, Краеведческий Музей г.Луховицы и др. 22. Открытые занятия. Мастер-классы (открытые) для родителей и друзей.
Практика: 12 ч.
Мастер-класс «Подарок Маме»
Мастер-класс «Новогодний сувенир»
Мастер-класс «Сувенир из кожи». 23. Выставки, конкурсы творческих работ.
Теория: 1ч. Организация, обсуждение рабочих моментов, анализ работ.
Практика: 4 ч. Подготовка работ. Оформление работ.
1. Организация и проведение выставки «первой работы». Выставка лучших творческих работ воспитанников по итогам учебного года. Просмотр экспонатов выставки и анализ работы. Викторины и конкурсы.
2. Подготовка изделий конкурсам.
3. Подготовка изделий к итоговой выставке. 24.Тематические праздники: Новый год, 8 Марта.
Практика: 4 ч. 25. Итоговое занятие.
Теория: 1ч. Подведение итогов работы, анализ проведенной работы, обсуждение творческих проектов. Результаты учебного года. Награждение обучающихся грамотами.
Практика: 1ч. Чаепитие, игры, конкурсы. Защита творческого проекта.
Примерный перечень выполненных изделий:
Предметы интерьера: панно, картины, оправы для зеркал, настенные кашпо, вазы; аксессуары (кошельки, очешники, сумочки, чехлы, пояса, ремни, браслеты, ножны, обложки, закладки); ювелирные украшения (кулоны, подвески, заколки, гривны, нагрудные украшения, броши, серьги), предметы для украшения домашнего быта (подсвечники, подушки, вазы, игрушки, шкатулки), сувениры, копии старых кожаных изделий.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации учебных занятий Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся. Участие в выставке стимулирует ситуацию успеха. Выставка -презентация
Условия необходимые для проведения выставки -презентации:
• интерес ребёнка к творческой практической деятельности и наличие его работ.
• желание не только показать свои достижения, но и рассказать о них.
• заинтересованность со стороны родителей и педагогов в проведении данного мероприятия;
• наличие демонстрационного пространства в среде Центра. В выставке принимают участие инициативные ребята по их желанию и рекомендации педагога. Она позволяют раскрыть способность и уверенность ребенка в его способностях умение объяснить и донести до зрителя свои мысли и идеи воплощенные в объемно пластических работах. Учебная экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления. Экскурсии позволяют, посещать выставочные залы городов Луховицы, Коломна и др. Экскурсии проводят экскурсоводы музеев, по заранее выбранной теме связанной с программой обучения. Это позволяет усваивать материал урока более широко.
Конкурсы творческих работ очень важны в процессе обучения для стимулирования творческой активности детей, активизации познавательного интереса, создания возможности в конкурсной форме продемонстрировать свои творческие способности, выявить и поощрить авторов лучших творческих работ. Ребята принимают участие в различных фестивалях и конкурсах. Темы конкурсов разнообразны и ребята могут включать свое воображение в разных направлениях. Участие в конкурсах способствует творческому становления личности. Ребята, принимающие участие в конкурсах неоднократно становились призерами и победителями. Форма организации образовательного процесса: групповая, микро-групповая, индивидуальная. Формы организации учебных занятий:
беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, конкурс, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, наблюдениеоткрытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентациятворческая мастерская, экскурсия, эксперимент. Педагогические технологии:
• технология проектирования и освоения технологий
• технология развивающего обучения
• технология творческой деятельности
• игровая технология
• технология группового обучения
• здоровьесберегающая технология. Алгоритм занятия
1. Организационная часть. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Подготовительная часть. Подготовка к восприятию нового содержания. Сообщение темы, цели занятия.
3. Теоретическая часть. Введение в предлагаемый учебный материал или информацию. Изложение нового материала, темы предлагается в форме рассказа, беседы, объяснения задания.
4. Практическая часть. Выполнение творческой работы: индивидуальной, коллективной, под руководством педагога или же самостоятельно.
5. Итоговая часть. Подведение итогов проделанной работы на занятии: обобщение изученного материала, коллективный просмотр работ и обсуждение, оценка занятия. Особенности проведения практических занятий:
По каждой новой теме необходимо проводить с обучающимися инструктаж по охране труда, правилам безопасного использования инструмента и экономичного использования материалов.
Во время проведения практических работ следует осуществлять и обсуждать вводный текущий инструктаж по правилам организации рабочего места, безопасному использованию инструмента, приспособлений и оборудования. Все работы проводятся под контролем педагога.
Следует ознакомить обучающихся с месторасположением аптечки и познакомить с необходимым перечнем и наличием медикаментов для мастерской, а также с инструкцией по охране труда при возникновении несчастного случая.
Инструкции по технике безопасности
• Инструкция по правилам безопасности для обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному, художественно-эстетическому творчеству.
• Инструкция по электробезопасности для обучающихся.
• Инструкция по технике безопасности на рабочем месте для обучающихся.
• Инструкция по технике безопасности при работе с колющим инструментом (шило, иглы)
• Инструкция по технике безопасности при работе с режущим инструментом (ножи, стамески)
• Инструкция по технике безопасности при работе с электроприборами (электроплитка, электровыжигатель)
• Инструкция по технике безопасности при работе со свечой и открытым огнем. Методы обучения:
• Традиционные (словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные).
• Методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности обучающихся: рассказ, объяснение, беседа.
• Метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).
• Активные методы обучения деятельностного типа (форма взаимодействия обучающихся и педагога, при котором педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия)
• Методы и приемы эвристического характера (организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.
• Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за работой обучающихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный). Дидактические материалы :
• Таблицы с иллюстрациями правила ПДД.
• Наглядные пособия, отражающие последовательность выполнения работ.
• Пособие по темам уроков выполняются педагогом при необходимости из кожи.
• Фотографии, альбомы с рисунками; с эскизами
• Технологические карты по изготовлению изделий
• Образцы изделий
• Раздаточный материал: карточки с тестами; опрос-карты; анкеты; карточки с играми; технологические карты по изготовлению изделий и др.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога и родителей:
1. Ананина Т. В. Художественные изделия из кожи: руководство по рукоделию. – М.: Изд-во РУДН, 1994. -128 с., ил.
2. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М.: Школа-Пресс, 1993. – 48 с. (Б-ка журнала «Школа и производство»).
3. Барадулин В.А. и другие. Основы художественного ремесла, М., Просвещение., 1979 – 352с.
4. Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи.- М.: Легпромбытиздат, 1995.-208 с.: ил.
5. Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции. 1997. – 204с.; ил.
6. Жукова О. Г. Кожа - в умелых руках: Сборник / - М.: Знание, 1996.-192с.
7. Козелло В. Мережка: Руководство по вышивке. – М., 1991., Легпромбытиздат; 48 с., ил.
8. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи: Учеб.пособ. для ВУЗов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1987. – 23с.; ил.
9. Коноплева Н.П. ж. «Сделай сам»; №4, 1991г. 144с./, ст. «Вторая жизнь вещей (о коже)»
10. Ладанюк А.А., Кошмина Е.А. ж. «Сделай сам»; № 4, 1994 г. 144 с./ ст. «Ювелирка из кожи»
11. Ладанюк А.А., Кошмина Е.А. ж. «Сделай сам»; № 1, 1995 г. 144 с./ ст. «Из кожи своими руками: сумка, кошелек, пояса…»
12. Луковски И. Изделия из кожи/ Пер. с венг.-М.:Легпромбытиздат.1991.-112с.: ил.
13. Максимов М.В., Келин Н.А. Родиноведение: Зарайск – Луховицы./Луховицкая районная служба занятости населения; 1992.-100 с.
14. Махмудова Х.Домашнийдизайн.Используем кожу, стекло, металл, дерево.-М.Эксмо,2007. -64с.:ил.
15. Мицель И. КОЖА. Плетеные и тесненные браслеты: -М.: Культура и традиции, 1999. -32с.: ил.
16. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. – М.: Легпромбытиздат, 1994. – 272с.: ил.
17. Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. – Мн.: Харвест; М.: 2002.-192 с. - (Моя профессия).
18. Синеглазова М.О. 1000 мелочей из кожи.-М.:Профиздат , 2004.-136с.
19. Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи/ Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко, А.Г. Ивлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 160 с.: ил.- (Город мастеров).
20. Струкова Л.М. Украшения из кожи. Или волшебные превращения старой кожаной перчатки в изящные украшения для себя и оригинальные подарки для друзей: Изд-во Воронежского педагогического университета. – Воронеж, 1996., 30с., ил.
21. Ткаченко Т.Б. Изделия из кожи своими руками /Т.Б.Ткаченко.– Ростов
н/Д: Феникс, 2005. – 256с. и цв. ил. (Все обо всем.)
22. Тюрина Н.Е. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-112с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
23. Хиллэм М. Стильные украшения из кожи; пер.с англ. Е.Королевой. –Спб.:ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014.-48с.:ил.
24. Чибрикова О.В. Поделки из кожи для украшения интерьера. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с., ил. – (Азбука рукоделия).
25. Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные-символы восточного гороскопа.- Москва:ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД»РИПОЛ КЛАССИК», 2006.-48с.
26. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
27. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). – М., 1992.,88с. Литература для обучающихся
1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек: - М.:
Школьная Пресса, 2006.
2. Жукова О.Г. О коже, что всех тканей дороже. – М.: Знание, 1996.
3. Коноплева Н.П. Народные традиции – подсказки домашним умельцам. – М.: Знание, 1996
4. Мицель И. КОЖА. Плетеные и тесненные браслеты: -М.: Культура и традиции, 1999. -32с.: ил
5. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.
6. Тюрина Н.Е. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-112с.: ил. – («Основы художественного ремесла».
Скачать Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Художественные изделия из кожи"