Статья "Критерии определения качества дополнительных общеобразовательных программ"
Оценка качества общеобразовательных программ дополнительного образования детей
Автор: Полякова Елена Григорьевна методист, педагог дополнительного образования МБУДО "Центр внешкольной работы" г. Брянска
Цель: формирование понятий о значимости программного обеспечения дополнительного образования детей
Описание материала: статья описывает современные требования к программам в свете перспектив развития образования, даёт понятие об основополагающих подходах к оценке качества общеобразовательных программ дополнительного образования детей. Статья адресована всем категориям работников дополнительного образования детей, педагогам широкого профиля, интересующимся дополнительным образованием, родителям.
В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание отличается от содержания, например, основного общего или профессионального образования. Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре.
Дополнительное образование детей представляется организованным устойчивым длительным процессом коммуникации, порождающим формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующим проявление активности в достижении избранного уровня образования. Результатом образования при этом является овладение учащимися набором знаний, умений и навыков.
При составлении программ необходимо учитывать то, что ребенок стоит в центре образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.
При этом личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
- в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
- в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
- в плоскости коммуникативных действий.
Думаю, что каждый педагог, работающий в системе дополнительного образования, понимает, что ребёнку на занятиях нужно «все и сразу», чтобы было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие его личности. Это залог того, что он будет заниматься избранным видом деятельности. Ни для кого не секрет, что педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно - воспитательного процесса. Вот почему мы задействуем новые, современные педагогические технологии и разрабатываем программы, в которые включена проектная и исследовательская деятельность обучающегося и педагога, программы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Компетентность - это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Ключевым вопросом сегодняшнего дня является вопрос о качестве образования и, естественно, вопрос качества дополнительных общеразвивающих программ.
Опыт показывает, что при оценке качества программ дополнительного образования детей большое значение имеет организация
мониторинга результатов их реализации.
Задачами такого мониторинга являются:
1. Получение объективной информации о состоянии качества дополнительного образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2. Мотивация педагогов к достижению качественных результатов в образовательном процессе.
3. Координация управленческой деятельности по повышению результативности труда и эффективное управление ростом профессионального мастерства педагогов.
Принципы мониторинга: непрерывность, научность, целостность.
Функции мониторинга: информационная, стимулирующая, формирующая, коррекционная, контрольно-оценочная.
Требования мониторинга: объективность, системность, гуманистическая направленность, специфичность для каждого направления дополнительного образования, учет индивидуальных особенностей, корректность.
Участники мониторинга: учащиеся объединений.
Сроки проведения мониторинга: входящий-сентябрь; промежуточный - декабрь - январь; конечный – май.
Мониторинг «Оценка качества реализации программ дополнительного образования» предполагает:
•измерение качества обучения - диагностика «Мониторинг результатов обучения по программам дополнительного образования»;
•измерение динамики личностного развития воспитанника - диагностика «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы»;
• первоначальная обработка полученных данных, оформляемых в сводной ведомости.
Данные мониторинга оформляются в итоговый протокол
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики, использование инновационных технологий. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.Система оценки качества реализации программ дополнительного образования в учреждении дополнительного образования формируется в каждом учреждении с учетом его специфики, запросов социума и государственного заказа, с новыми перспективами развития образования.
Библиографический список
1.Афанасьева М. П., Козлова С. А., Клейман И. С. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении // Стандарты и мониторинг.-1999.- №1
2.Горб В. Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. – 2003.- №5
3.Кондаков И. М. Методологические проблемы мониторинга образования // Прикладная психология.- 2002 - №2
4.Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование.-Волгоград: Учитель, 2007. – 186с.
5.Управление качеством образования / под ред. М. М.Поташника. М., 200с.
6.Ушаков К. М. Ресурсы управления школьной организацией. М.., 2000.- 87с.
7.Черникова Т. В. Профессионально-личностная позиция руководителя образовательного учреждения. Волгоград, 200с.
8.Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. – 145с.
Уважаемые коллеги и гости Сайта, я благодарю вас за внимание!
С уважением, Елена Григорьевна!
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
Инновационный проект в дополнительном образовании детей
Учебная программа студии мультипликации