Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «В зимнем лесу» с презентацией

Конспект НОД по развитию речи с элементами экологических представлений для детей старшей группы «В зимнем лесу»
Уважаемые воспитатели детских садов, логопеды, представляю Вашему вниманию НОД по развитию речи с элементами экологических представлений для детей старшей логопедической группы: «В зимнем лесу » Дети в игровой ситуации закрепляют лексическую тему: "Зима. Звери и птицы зимой", учатся правильному поведению зимой в лесу и заботятся о птицах.
А так же решают и закрепляют коррекционные задачи, которые являются обучающими на данный период времени.
Цель: расширение и закрепление словаря по теме «Зима».
Обобщение знаний по лексическим темам: «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой», закрепление гласных букв, чтение.
Задачи:
• Закрепить знания об образе жизни диких животных зимой;
• Познакомить с правилами поведения в лесу зимой;
• Познакомить с правилами кормления птиц зимой;
• Упражнять в подборе существительных, ассоциирующихся к слову зима;
• Закрепить гласные буквы: У, А, И, О. Чтение слогов, состоящих из гласных звуков;
• Развивать общую моторику;
• Упражнять в ориентировке, относительно своего тела;
• Развивать воображение, мышление, зрительную и слуховую память;
• Развивать мелкую моторику, ручной праксис;
• Упражнять в выразительном чтении стихов и драмматизации;
• Воспитывать дружественные отношения между детьми;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, природе.
Оборудование: Детские компьютеры, заготовки для практической части: лист А4 с рамой окна, трафареты. Шапочки птиц для детей. Презентация досуга, корона и накидка для Зимы, коробочка, волшебный мешочек.
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят полукругом.
Логопед: Друзья мои, сегодня в зимний день, я хочу вам искренне улыбнуться. Давайте мы постараемся быть приветливыми, спокойными и добрыми друг к другу. И пожелаем всем: «Доброе утро!»
Дети по очереди поворачиваются друг к другу и касаясь ладоней, говорят: «Доброе утро, Маша», «Доброе утро, Артём» и т.д.

Логопед: Ребята, я долго думала, как рассказать вам о зиме, о снежной зиме, морозной, со снегопадом. И решила сделать это по волшебному. Хотите?
Дети: Да!
Логопед: Тогда закрываем глаза, слушаем загадку и представляем зимнюю картину. Слушайте внимательно.
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
(Логопед одевает корону и превращается в Зиму)

Зима:
Здравствуйте, а вот и я,
Зимушка зовут меня!
Заметаю я дорожки,
Сыплю снег вам на ладошки.

Зима: Хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой, если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Вьюга - (вьюжная)
Стужа - (студёная)

Зима: Хочу пригласить вас в зимний лес.
Немного взбодримся и сделаем массаж перед прогулкой.

Массаж спины «Мы идём»
Мы идём, мы идём, (пальчики «бегают»)
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём, (постукивание кулачками)
Звонко песенку поём.
Через сугробы мы шагаем, (поколачивание ладошками)
Ноги выше поднимаем.
А теперь на лыжи встали, (скользящие движения ребром ладони)
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим, (скользящие резкие движения ладонями сверху вниз)
А задорно так кричим: «Ух!»

Зима:
Друг за другом становитесь.
Будем весело шагать.
За природой зимой наблюдать.

Дети идут выполняя движения под слова:
«В лесу»
Весь засыпан снегом лес. (плавно руки вперёд и в стороны)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

Зима: Вот мы и пришли в зимний лес.

(Слайд №1. Зимний лес)
Зима:
Заметили как тихо в зимнем лесу.
Зимний лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.
- Может быть нам пошуметь? Покричать на весь лес?

Дети: Нельзя! Звери и птицы могут испугаться и забеспокоиться.

Зима: Да, ребята. В любое время года надо соблюдать правила поведения в лесу.

(Слайд №2. «Как вести себя в лесу»)
Зима: Посмотрите, друзья, как много следов на снегу. Как думаете, кто их оставил?

(Слайд №3. «Следы зверей и птиц зимой»)
Дети называют

Зима: А как же живётся зимой диким животным?

(Слайд №4. «Животные леса зимой»)
Дети: Зверям голодно зимой.
Медведь засыпает на всю зиму в берлоге. Нет еды.
Лиса мышкует, ищет под снегом мышей.
Волк охотится на зайцев и прячется в логове.
Заяц зимой белый, как снег. Он грызёт кору и прячется под кустиками.
Белка зимой серая, как деревья и сделала запасы шишек, грибов в своём дупле.

Зима: Мы с Машей учили стихотворение про Мишку-лежебоку.
Расскажи, Маша его детям.
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!

Зима: А, как же нашим пернатым друзья птицам зимой в лесу живётся?

(Слайд №5. «Птицы зимой»)
Дети: Птицам голодно. Насекомых нет. Ягоды под снегом. Мало корма находят птицы зимой. Пуховые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.

Зима: Ребята, зимой многие птицы леса в поисках корма прилетают поближе к жилищу людей.
Послушайте, одну интересную и поучительную беседу птиц.
(Дети в шапочках птиц, разыгрывают сценку)

(Слайд №6. «Птичья сценка»)
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что я слышала. Ребята птицам сделали столовые!
А они (показывает на других птиц) жалобы писать! Капризничают! Привереды! Тра-та-та! Тра-та-та! (улетает)

Воробей: Семечки положили, а они целые, не подавленные. Клюв свихнешь пока раскусишь. У меня мозоли от них на языке!

Снегирь: Безобразие! Всю столовую снегом засыпало! Семечек под снегом не найти. В столовой крыши нет!

Синица: А у меня от сала солёного живот болит! Нельзя солёное сало птицам!

Дятел: Кто же птиц чипсами кормит!? Где орешки, семечки арбуза и дыни?

Зима: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
(Дети, разыгравшие сценку садятся)

Зима: Видите, ребята, не только кормушку сделать – хорошее дело, но и знать чем кормить птиц. И конечно не оставлять на кормушке пакеты, кульки или другой мусор. Птицы будут нам благодарны, если мы будем соблюдать эти правила.

(Слайд №7. «Зима, Мороз, Ветер»)
Зима: Мороз крепчает! Мерзнут уши, мерзнет нос…

Упражнение на формирование межполушарного взаимодействия «Ухо-нос»
Зима: Мерзнет ухо, мерзнет нос
(детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо).
Ах, какой ты злой мороз!
(одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши)
Варежкой закрою нос!
(поменять положение рук «с точностью до наоборот»)
И не страшен мне мороз!
(одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши.)

Зима: Давайте вместе споём песенку ветра на разные голоса.
Попробуйте угадать.
Зима показывает только артикуляцию губ гласных звуков, а дети поют гласные по очереди: У,А,И,О.

(Предлагает открыть компьютер)

Зима: А сейчас песенка становится длиннее. Я буду петь, а вы печатать.
АУ, УА, ИО, АИ, ИУ, ОУ
(Дети каждый слог напечатав, читают вместе и индивидуально)

Зима: Почему мы легко пели и читали эти звуки и слоги?

Дети делают вывод:
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных
Голос услышан,
Голос зовёт
Звук получается гласный.

Зима: Давайте немного отвлечёмся и проведём гимнастику для здоровья.

Гимнастика для здоровья «Наступили холода»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наступили холода»
Да-да-да – наступили холода. (Потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да – превратилась в лёд вода. (Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду – поскользнулся я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды – на снегу видны следы (ребром ладони энергично растирать лоб движениями от центра в стороны)
ди-ди-ди – ну заяц, погоди (хлопки в ладоши)

Зима: А знаете ребята, ведь я, Зима-художница! И Мороз помогает мне рисовать на окнах узоры.

(Слайд №8. «Морозные узоры на окне»)
Зима: А хотите мне помочь ?

Дети берут заготовленные листики с рамой окна и при помощи трафарета наносят узор.
Выполняют практическую часть.


Зима (хвалит детей, рассматривая, получившиеся узоры):
Какие вы молодцы!

(Слайд №9. «Снежинки»)
Зима: Даже снежинки прилетели к нам и хотят с вами поиграть!

(Дети выходят в круг, Зима предлагает поймать снежинки, высыпая их из волшебного мешочка.)

Игра со снежинкой
Зима:
Слушайте мою команду и выполняйте действия:
• положите снежинку на правую ладошку;
• на левое плечо;
• на голову;
• на нос;
• на правое колено;
• товарищу на плечо;
• себе на голову;
• на нос;
• себе на левую ладошку.

Зима: Ваши снежинки захотели встретиться друг с другом и превратиться в зимние слова.

Логопед предлагает положить каждому свою снежинку в волшебный мешочек и назвать зимнее слово. Например: Снежок, льдинка, снегопад, сугроб, Дед мороз…

Зима: Какие вы все молодцы! Как вы меня порадовали сегодня.
Я же волшебница - Зима. И поколдую:
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Белые снежинки
Хотят превратиться
В золотые льдинки.

Зима: (открывает мешочек, а там конфеты)
Спасибо вам дети. Понравилась вам путешествие?
Давайте прощаться и в детский сад возвращаться. Будьте умными, добрыми и всё-всё стремитесь познать!

Пальчиковая гимнастика
1, 2,3,4,5.
Мы во двор пошли гулять(загибаем по одному пальчику на двух руках)
Бабу снежную лепили (показываем движения лепки снежного кома)
Птичек крошками кормили (имитируем кормление птиц)
С горки весело катались (скользим ладошкой одной руки по тыльной стороне другой ладони)
А потом в снегу валялись (вращение кулачков рук вокруг друг друга)
Все в снегу домой пришли (поглаживание ладонью руки вдоль по другой руке )
Суп поели (показываем как едим суп ложкой)
Спать легли (лодочкой руки под щёчку)

(Слайд №10. «Заключительный»)
Логопед: Вот мы и в детском саду
Презентация для НОД по развитию речи с элементами экологических представлений для детей старшей группы «В зимнем лесу»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект беседы на тему "Зима" в старшей группе Конспект экологической беседы в детском саду в старшей группе: «Как звери зимуют» Экскурсия в зимний лес. Старшая группа Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему «Встреча
Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей младшей группы
Опубликовано: 44 дня назад (10 марта 2025)
Просмотров: 648
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!