Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Грамматические игры на уроках русского языка

Грамматические игры на уроках русского языка "Играя, изучаем"
Автор работы: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: Предложенные игры-упражнения помогут сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной.
Цель: знакомство и использование различных игр для изучения различных тем на уроках русского языка
Задачи: помочь учителям в игровой форме прививать интерес к своему предмету.
Грамматические игры-упражнения следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются а форме игры, соревнования между детьми. Перед ними ставится задача: показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Учитель выступает в роли руководителя и судьи.
Игры- упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Дети получают задания, часто довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков, —и здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности. При выполнении игры- упражнения ученики обычно бывают все захвачены работой, и причем с увлечением его выполняют. При использовании той или иной игры учитель по своему усмотрению может вносить грамматический материал.
«УВАЖАЙ ПОСЛЕДНЕГО»
Игра предполагает соревнование трех ко¬манд учащихся. Содержанием работы являются: запись слов под диктовку учителя (словарный диктант); запись примеров на правило самими учащимися (самодиктант). К доске одновременно выходят три ученика с первых парт (по одному от каждой команды) и под диктовку учителя пишут одно-два слова или словосочетания. Если слова (словосочетания) у них написаны правильно, то дальше уже пишут ученики со вторых парт, вызванные учителем, затем с третьих парт и т. д. Если же кто-нибудь из вышедших к доске сделает ошибку, то следующим выходит к доске его сосед по той же парте, а следовательно, движение этого ряда вперед замедляется. Выигрывает команда, которая первая прошла от первой до последней парты, т. е. сделала меньше ошибок. Игра привлечет учителя возможностью опросить за короткое время большое количество учащихся, своей динамичностью.
«УЗНАЙ СВОЕ СЛОВО»
Игра проводится в тех случаях, когда надо научить различать три склонения существительных, три рода существительных, три времени глагола, три лица, одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные и т. п. Класс делится на три команды (если нужно различать три категории слов). Соответственно этому на три колонки делится доска. Каждая колонка озаглавливается. К доске выходят одновременно три ученика (по одному от каждой команды). Учитель называет три слова, и каждый ученик должен правильно записать свое слово. Остальные ученики записывают, слова в свои тетради. Ошибки сразу исправляются и объясняются. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.
«МОЛЧАНКА»
Эта игра вызывает интерес основным условием: после объяснения учителем записанного на доске задания, упражнение выполняется молча. Никто не имеет права говорить: ни учитель, ни учащиеся. Дети выходят к доске, выполняют нужную грамматическую операцию, допустим, вписать пропущенную безударную гласную, и рядом пишут проверочное слово. Если ученик написал все правильно, класс рук не поднимает. Ученик передает мел, кому пожелает (нельзя лишь передавать мел одним и тем же). Если допущена ошибка, учитель передает мел по своему усмотрению.
Для игры лучше предложить упражнения на темы, которые не потребуют больших записей на доске, например: а) непроизносимые согласные; 6) звонкие и глухие согласные; в) безударные гласные; записать по два существительных с основой на шипящую (багаж, рожь); г) записать глаголы 2-го и 3-го лица настоящего времени и т. д.
«НАЙДИ СВОЮ ПАРУ»
Игра, проводится с целью закрепления и повторение орфографических правил по какой-либо теме. Класс делится на две команды. На доске столбиком написаны слова с разными орфограммами, на столе лежат карточки со словами на те же правила. Ученики по очереди от каждой команды подходят к столу учителя, берут карточку, на которой написано слово на определенное правило, и, подумав, записывают его против того слова на доске, которое соответствует этому же правилу, вставляя пропущенные буквы в том и другом слове. Учитель наблюдает за ходом игры и ведет учет ошибок. Побеждает команда, меньше сделавшая ошибок.
Игра развивает аналитические способности, умение сопоставлять внешние сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила.
«КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ПРАВИЛА?»
Игра позволяет оживить орфографический разбор какой-либо грамматической темы. Соревнуются две команды. На доске в две колонки написаны слова на различные правила. Слова одной колонки объясняет первая команда, слова другой — вторая. К доске попеременно выходят те и другие учащиеся в том порядке, в котором сидят. Если ученик не смог правильно подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это делает кто-нибудь другой из второй команды и переписывает слово в свою колонку. Победитель устанавливается простым подсчетом очков, которые записываются в колонках обеих команд во время игры.
«КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛ?»
Соревнуются две команды учащихся. Учитель дает мел ученику какой-либо команды. Ученики из этой команды выходят к доске и выполняют упражнения до тех пор, пока кто-либо из них не допустит ошибку. Ученики второй команды зорко наблюдают, и если увидели ошибку, поднимают руки; учитель передает мел второй команде. В конце игры учитель объявляет, кто победил, т. е. меньше сделал ошибок и дольше продержал в своих руках мел.
Для игры берутся более трудные задания, чтобы ошибки могли бьпъ тут же объяснены. Например: а) от глаголов неопределенной формы образовать глаголы трех времен; б) выписать из словаря глаголы в неопределенной форме, которые отвечают на вопрос что делать? (что сделать?); в) вставить про¬пущенную гласную в пары слов типа запивать лекарство — запевать песню, поседеть от горя — посидеть на скамье и т. п.
«ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
Игра проводится при изучении любой грамматической темы.
Учащиеся делятся на две команды. Учитель указывает им упражнение в учебнике, из которого нужно, например, выписать слова или словосочетания на какое-либо правило (правило указывает учитель). Текст дети читают до начала игры. Затем по сигналу ученики по одному из каждой команды выходят к доске и выписывают на своей половине доски по одному слову или словосочетанию. В случае пропуска слова одним учеником следующий должен записать пропущенное. Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшим коли¬чеством ошибок выполнила упражнение. Текст может быть взят из дидактического материала или составлен самим учителем. В этом случае текст готовится в двух экземплярах и помещается на столе учителя (с левой и правой стороны). Учащиеся берут со стола листок с текстом, читают предложения (первая группа вслух, вторая про себя), подходят к доске и выписывают нужные слова.
В такой форме игра является одним из видов выборочного списывания. Можно провести ее и как творческий выборочный диктант: дети выписывают слова не в той форме, в какой они стоят в тексте. Особенно интересно проходит работа со связным текстом, интересным по содержанию.
«ПУСТОЕ МЕСТО»
Игра развивает орфографическую зоркость и экономит время на объяснение правописания слов. Учитель диктует слова то с одной, то с другой орфограммой. Детям предлагается записывать лишь слова с одним написанием, оставляя при этом свободным место при диктовке слов с другой орфограммой. Например, ученикам нужно записать только глаголы 2-го спряжения. Глаголы 1 -го спряжения целесообразно диктовать меньше, тогда будет легче проверить работу. После того, как слова будут записаны, соседи по парте обмениваются работами, учитель снимает бумагу, прикрывающую записанные на доске слова, которые должны стоять на пустых местах. Ошибки исправляются. Соседи по парте легко устанавливают, кто из них победитель. После этого на пустые места вписываются пропущенные слова, Ошибки объясняются.
Для игры можно брать правила: а) слова с разделительными ь и ъ; б) приставки и предлоги; в) слова с непроизносимыми согласными и без них и т. п.
«УГАДАЙ»
Игра проводится при синтаксическом разборе предложений. На доске заранее написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед началом игры эти предложения прочитываются. Затем к доске приглашается ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложение, не называя входящих в неге слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам. Это вызывает напряженное внимание учащихся По окончании разбора дети должны сказать, какое предложение из трех, по и мнению, разбиралось. Игра не только вносит интерес в работу, но и дает возможность уяснить особенности структуры других предложений.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Литературная игра для учащихся 6 - 7 классов | Урок русского языка в 6 классе. Конспект
Опубликовано: 3644 дня назад (13 ноября 2014)
Просмотров: 17519
+4
Голосов: 4
Галина Валентиновна Соболева # 13 ноября 2014 в 20:54 +1
Эльзара Мустафаевна,большое спасобо за грамматические игры.Данные задания оживляют учебный процесс, делают его ярким и незабывемым.Дети становятся активными участниками, чувствуют себя успешным.А в нашей работе это очень важно. Голосую! Желаю творческих успехов!!!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 13 ноября 2014 в 21:35 +3
Добрый вечер Эльзара Мустафаевна! Познакомилась с вашими грамматическими играми на уроках русского языка "Играя, изучаем". Большое вам спасибо интересные игры вы подобрали. В игровой форме дети лучше закрепят материал. Они становятся активными участниками, а это очень важно в работе педагога. Пока у вас есть время пропишите задачи для правильного оформления публикации. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос за вашу идею.
Наталья Борисовна Годлевская # 13 ноября 2014 в 22:10 +1
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ материал! Повышает активность детей на уроке, вызывает интерес. Спасибо большое, буду пользоваться!
Елена Викторовна Багрова # 13 ноября 2014 в 22:35 0
Ваша работа нужная и полезная нам-педагогам. Спасибо за интересный подбор грамматических игр. Голосую с удовольствием!
Елена Викторовна Шарун # 14 ноября 2014 в 05:04 0
Доброе утро, Эльзара Мустафаевна!Познакомилась с грамматическими играми, спасибо. Их можно положить в "методическую кладовку", в которой найдется прекрасное добавление к изучаемым темам. Отметила, что игры можно использовать не только с учащимися среднего звена, но и более старшего возраста.Использование грамматических игр способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, зачит, процесс обучения становится более эффективным.