Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 8-9 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 8-9 класс
Интеллектуальная игра БРЕЙН-РИНГ «Знатоки русского языка» для 8- 9 классов
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа, с. Новосёловка. Симферопольский район, Республика Крым
Эпиграф:
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
А.Н. Толстой
Игра «Брейн-ринг»
Цели:
• Актуализировать знания по русскому языку;
• Научить логическому, творческому мышлению;
• Научить быстро и правильно выполнять задания;
• Привить чувство любви к русскому языку.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.
Чтец 1:
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие игроки - представители 8 и 9 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка.
Девиз нашей игры:
Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!
Команды: .«Эрудиты». «Всезнайки». «Знатоки»
Правила игры: Игра состоит из трёх туров. В каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на 3 вопроса, выбывает из игры. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.
После жеребьевки команд начинается игра.
Первый тур:
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)

Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)
2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

3. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву -П или –О, -М.
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами.
Наша Настя носит непосильную ношу на ногах.

4. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
• Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
• Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
• Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
• Не покладая рук («Неустанно»)
За каждый правильный ответ в этом туре - 1 балл. Команда, набравшая меньше всех очков, выбывает.

Второй тур:
1. Перечислить все части речи ( с примерами)
2. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. Назвать существительные мужского рода: корова-… курица-…, утка-…, овца-…, лошадь-…,
4. Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
5. Подберите синонимы: горе -…, бежать-…, весёлый - …, рынок-…, жара-..

6. В каком слове сорок а? (Сорока.)

7. В[i] каких словах по сто согласных?[/i]
(Стол, стог, стоп.)
8. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в число? (Сделать мягким конечный согласный.)

9. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать к звонким.)
10. В одной восточной легенде Свинья пожаловалась Корове: «Почему такая несправедливость – тебя любят, а меня нет?» Что ответила корова свинье? (Я даю людям продукты при жизни, а ты после смерти)
11. Что означает выражение «Внести свою лепту». Что такое лепта? (мелкая древнегреческая монета)
12. Как фамилия няни Пушкина? (Яковлева)

13. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; пове¬сить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, мед¬ленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Третий тур:
1. Подобрать по десять (можно больше) фразео¬логизмов с общим для них словом (существительным).


Нос
Задирать (задрать) нос;.
вешать (повесить) нос;
водить за нос;
зарубить на носу;
встретиться носом к носу;
клевать носом;
не видеть дальше своего носа;.
бояться нос показать;
не показывать носа;
остаться с носом;
держать нос по ветру.

Глаз
Мозолить глаза (кому-нибудь);
хлопать глазами;
говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);
пускать пыль в глаза (кому-нибудь);
глазом не моргнуть;
с глазу на глаз;
хоть глаза выколи;
смотреть чужими глазами;
открыть (кому-нибудь) глаза;
как бельмо на глазу.
Голова
Человек с головой;
морочить голову (кому-нибудь) ;
вскружить голову;
потерять голову;
не сносить головы;
отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);
как снег на голову;
голова идет кругом;
свалить с больной головы на здоровую;
постоять головой (за что-нибудь) .
2. «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:

хоть иголки собирай ни зги не видно
заваривать кашу расхлёбывать кашу
по чайной ложке одним духом
коломенская верста от горшка два вершка
чуть свет на ночь глядя
повесить нос воспрянуть духом
жить душа в душу как кошка с собакой
сидеть сложа руки не покладая рук

ни зги не видно
воспрянуть духом
на ночь глядя
от горшка два вершка
как кошка с собакой
одним духом
расхлебывать кашу
не покладая рук.
3.Соедините правильно обе части:

Тантал Сизиф
Ахиллес Ариадна
Конь Яблоко
Кануть Раздор
Пята Нить
Троянский Труд
Лета Муки

Итог игры: Подсчет набранных баллов. Определение победителя.
Вручение призов.


Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир головоломов: Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Игра на уроке русского языка в 6-7 классе Внеклассное занятие по русскому языку в 5-6 классах. Сценарий

Похожие статьи:

Брейн-ринг. Сценарий для 7-9 классов

Викторина по русскому языку в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

КВН по русскому языку для 5-6-7 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Творческая работа учащегося. Мой край
Опубликовано: 3463 дня назад (1 ноября 2014)
Просмотров: 11712
0
Голосов: 0
Александра Александровна Сафронова # 2 ноября 2014 в 10:29 0
Эльзара Мустафаевна, спасибо за методические идеи! Мои интересы перекликаются с Вашими. Если Вы позволите, я позаимствую сценарий внеклассного мероприятия. Успехов во всех начинаниях.