Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок русского языка в 5 классе. Конспект

Конспект урока русского языка на тему «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данный конспект урока предназначен учителям русского языка с помощью различных форм и методов помочь учащимся лучше разобраться в данной теме и самостоятельно находить в словах изученные орфограммы
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Цели:
1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
2.Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
3.Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.
Задачи:
-выяснить, когда в словах с корнями -лаг-, -лож-, -кас -,-кос пишется а и о;
-научиться видеть и выделять в слове орфограмму;
-уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Средства обеспечения: слайдовая презентация, тесты, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
I этап. Актуализация прежних знаний.
Урок у нас сегодня необычный: мы отправляемся в путешествие.
Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который поможет нам легко разобраться в новом материале. Итак, посмотрим, какие же знания у нас уже имеются в рюкзаке? Что это я из него достаю? Скажите, кто знает? (Слова ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, КОРЕНЬ)
1. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Но сначала повторим то, что нам уже известно.
Повторение правописания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
-Какая орфограмма объединяет все эти слова?
хв...стун к ..ртофель
заплатить п.. л...клиника
сл...зать сметану м...раж
зак... пать в землю ф... нтастика
(Безударная гласная в корне)
На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой? (Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная)
ЗАДАНИЕ: Вставьте буквы в слова, с непроверяемой безударной гласной.
Интерактивный режим.
-Как мы называем такие слова, как проверяем их написание?
-Выберите для каждою слова проверочное.
Хв...стун (хвост, хвастаться), запл...тить (заплата, плата), сл.. .зать сметану (лижет, слезет), зак.. .пать в землю (капать, окоп).
На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.
Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение. касаться, коснуться.
Излагать точку зрения. Работать над изложением. Касаться проблемы. Коснуться вопроса
Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?
-а КАСАТЬСЯ, КОСНУТЬСЯ?
4. Как видите, это однокореньые слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ),
Итак, тема нашего урока :
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА. (Цели урока - выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)
-А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова по столбикам .
II. этап. Формирование новых знаний и способов действий.
От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов?
Давайте вместе произведем частичный морфемный разбор этих слов. Сравните их морфемное строение.
- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных О-A в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.
- Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях -лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?(От наличия или отсутствия суффикса-а- после корня).
-Как мы будем действовать, чтобы выбрать , какую букву писать в этих словах?
Ill этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.
- Заполните колонки таблицы недостающими сведениями.
- При возникновении трудностей, обратитесь к теории в учебнике (стр.68-69).
Результат работы - восстановление содержания колонок деформированной таблицы.
Правило проговаривается 2-3 раза по желанию отдельными учениками.
-А теперь познакомимся с графическим обозначением орфограммы «Правописание корней с чередованием -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-».
IV этап. Применение знаний я формирование умений и навыков.
1. Выполнение упр. № 566. (Упражнение выполняется по методике «Вызови соперника».)
1)К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая орфограмму. Поясните, что и как выделено при ее обозначении.
2).С записанными сущ. составьте с/с гл.+сущ. Какие значения слова предложение могут обнаружиться в разных с/с?
Предлагать - предложение (внести предложение, записать предложение);
Предполагать - предположение (высказать предположение);
Слагать - сложение (произвести сложение);
Прилагать - приложение (напечатать приложение);
Соприкасаться - соприкосновение (почувствовать соприкосновение);
Касаться - касание (произвести касание).

Распределительный диктант с взаимопроверкой.
- а - - о -
2.Задание: «3-е лишнее»
лёгкое прик..сновение
неприк..сновенный запас нал...гать штраф
к..сательная линия прил. .гать усилия
возл.. .жить ответственность
вас не к..,снется
к..снуться вопроса л...гичный вывод
к..сой заяц прил... жил усилия
изл..жил суть
- Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? От слов с чередованиями следует отличать слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков.
С двумя любыми словосочетаниями, в состав которых входят слова с чередованием гласных в корне, составить предложения, записать, выделить изученную орфограмму.
К...саться, к...сынка, иск,..са, прик..сновение, к...сарь;
Низл...жить, возл...гать, л...гичный, предл..жение,.
Вывод: Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.
3. Тестирование:
1. В каком ряду во всех словах пропущена гласная О?
А)г..ревать, з..ревать, заг..реться;
Б)заг..р, з..рница, предл..гать;
В)ск.сить, прир..щу. з..рька;
Г)предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
А) з. .ревой, наг..р:
Б) приг..реть, оз..ренный;
В)уг..реть, пол..г;
Г)прор..сти, р..сток.
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?
А)заг.. .релый, касаться:
Б)приг..реть. к...снулся;
В)к...сательная, г...ревать;
Г)г...рный, соприкасался.
4.Творческое задание.
В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).
Наступил вечер. Туристы устроились (расположились ) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Последние лучи солнца трогали (касались) вершин деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Путники стали искать (собирать) сучья для костра.
V этап. Итог урока (рефлексия).
Ну а сейчас приходит время уроку подвести итог.
-Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне
-Что нового узнали мы сегодня на уроке? (пусть каждый выскажется):
Я УЗНАЛ...
Я ПОНЯЛ..
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО...
МНЕ БЫЛО ТРУДНО...
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- С каким настроением пойдете с урока?
VI.Д/з: параграф 51, упражнение 571.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью в 6 - 7 классах | О преемственности в работе начальной и средней школы
Опубликовано: 3698 дней назад (7 ноября 2014)
Просмотров: 7065
+1
Голосов: 1
Елена Викторовна Багрова # 7 ноября 2014 в 22:06 0
Эльзара Мустафаевна, здравствуйте! Спасибо Вам за предоставленный урок. Материал подобран хорошо. Думаю, что побывав в путешествии, дети лучше усвоят знания. Но один совет по оформлению - формулировку задач начинайте с имени существительного. Удачи!
Елена Викторовна Шарун # 11 ноября 2014 в 18:28 0
Урок выстроен методически грамотно, интересный и насыщенный материал. Игровые технологии на уроке - это плюс. А где же физкультминутка? В 5 классе это особенно важно.