Конспект урока русского языка в 5 классе. Виды предложений по интонации.
Автор: Горбанёва Эвелина Владимировна, учитель русского языка и литературы Место работы: ГБОУ города Москвы гимназия № 1748 «Вертикаль», корпус № 5
Анонс
Предлагаю сценарий урока для 5 класса на тему: «Виды предложений по интонации». Данный материал будет полезен и интересен учителям русского языка и литературы в 5 – 9 классах. Материал урока составлен так, чтобы ученик смог понять, какие средства звучащей речи необходимо применять в случае выражения своего эмоционального мира. При этом, ученик овладевает и применяет знания о системе знаков препинания. Урок может проводиться в рамках внеклассного мероприятия, потому что направлен на развитие эмоционального интеллекта учащихся, на формирование сплочённости подросткового коллектива, на познание самого себя и мира вокруг.
Тема: «Виды предложений по интонации» в 5 классе
Цели и задачи:
Обучающие: [/b]
- диагностика сформированности умений определять виды предложений по цели высказывания;
- формирование умений определять невосклицательные и восклицательные предложения;
-формирование умений использовать в речи восклицательные предложения, понимать интонации предложения, умение выделять логическое ударение,паузы;
-формирование умений конструирования, исследования учебного материала в процессе объяснения нового материала.
Развивающие:
- формирование умений передачи интонационной стороны речи;
- обучение работать над понятием (интонация, эмоция);
-формирование интеллектуальных умений через работу с текстуальными источниками (лингвистические словари, справочный материал, учебник, дополнительный материал);
-способствование развитию творческих способностей учащихся.
Воспитывающие:
- познание самого себя и мира вокруг;
- способствование формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплочённости в коллективе;
- формирование эмоционально-ценностного восприятия мира учащимися;
- проведение рефлексии проявленных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, практических.
Тип занятия: урок – объяснение нового материала
Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, видеоряд к уроку.
Оборудование:
магнитная доска, выставочный стенд с творческими заданиями учащихся 5 класса; раздаточный материал для урока: карточки-подсказки, таблицы, тексты; словари; учебники; два видеофильма С.Я. Маршака «Знаки препинания».
Подготовительная работа:
подготовка творческой группой звукового видеоряда стихотворений С.Я. Маршака «Знаки препинания» и
Б. Заходера «Буква Я».Ход урока
I. Организационный момент
II. Целевая установка
III. Просмотр видеоряда с озвучиванием стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания», подготовленный творческой группой.
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!
- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
IV. Словарно-орфографическая работа
Учитель: комментированное списывание материала с доски:
а) Ткнуть, точка (т/ч);
б) весть, весточка, повествование, повествовательное (предложение);
в) кликать, восклицать, восклицание, восклицательное предложение;
г) побудительное, вопросительное предложение.
V. Объяснение нового материала
Учитель: Язык - средство общения, цель общения - сообщить о чём-либо, спросить о ком-либо, побудить кого-нибудь к чему-либо (просьба, совет, приказ). Давайте познакомимся с теоретическим материалом учебника
М.М. Разумовской,&51 С.12:
-понятие о предложении и его интонации;
-различение предложений по цели высказывания;
-интонация повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
VI.Материал для наблюдений: по ходу объяснения теоретического материала ученики заполняют таблицу примерами
(у доски и в тетради).
VI I.Физкультурная минутка
1. Дыхательная гимнастика
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево- раз, вправо –два.
Потекла ручьём вода!
Упражнение выполняется с физической нагрузкой: наклоны в стороны на каждое слово, руки при этом скользят по швам вдоль туловища.
2. «Скульптор и глина»
Учащиеся делятся по парам. Один – «скульптор», другой – «глина». «Скульптор» придаёт «глине» какую захочет форму. Завершенная «скульптура» застывает, «Скульптор» даёт ей название. Затем участники меняются ролями.
VIII. Введение нового материала
Подготовленные ученики комментирует материал «Возьмите на заметку!»
Ученик 1.В устной речи огромное значение имеет интонация.
Работа с понятием.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
Интонация
1. Повышение или понижение тона голоса при произношении: повествовательная, вопросительная, побудительная.
2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.
Ученик 2. Понять смысл одного и того же предложения иногда можно по-разному.
Это зависит от того, с какой интонацией произносится предложение.
С помощью интонации мы определяем настроение собеседника, его эмоциональное состояние.
Ученик 3.Такие предложения по интонации называются восклицательными. Восклицательные могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Они произносятся с подъёмом голоса, при этом слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Учитель:прослушайте предложения и определите, какие эмоции выражены в них?
Занятие из цикла «Учимся выступать публично». Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Проверка заданных на дом скороговорок. Проговариваем с подтекстами: сердимся, любим, уговариваем, сплетничаем, хвастаемся, убеждаем…
1. Ткет ткач ткани на платки Тане.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула
3. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
4. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Учитель: составьте связный рассказ на тему: «Мой мир».
Отрывок из сочинения ученицы:Мой мир или Кто Я?
Один хочет быть сильным,
другой – красивым,
третий - умным,
четвёртый – удачливым,
пятый – хочет обладать всеми этими качествами сразу.
И все хотят быть счастливыми! Для одних счастье - это банка варенья, для другого - быть первым, для третьего – путешествовать, для четвёртого иметь братика или сестрёнку. И уже потому, что каждый думает о счастье, он сможет ответить самому себе, из чего складывается его Мир? Кто же Я? А понимание своих переживаний (положительных и отрицательных эмоций) рождает понимание других, окружающих тебя людей.
Учитель: заполните таблицу своими примерами.
( Задание выполняется под музыку композитора Вивальди «Времена года»).
Учитель: выразительно прочитайте свои предложения, объясните постановку знаков препинания. Что изменится, если их убрать?
IX. Творческое домашнее задание
Учитель: придумайте рассказ по рисунку на тему: « Мой выходной день», характеризуя виды предложений по интонации, по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
X. Материал для наблюдений
Просмотр видеоряда с озвучиванием «Стихотворение Б. Заходера «Буква Я», подготовленный творческой группой
5 класса.
Учитель: запишите «партиру»- схематический рисунок знаков препинания отрывка стихотворения с пояснением вида предложений по интонации.
Пример. (: «».,? ??.? и т. д).
Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Hеизвестно?
- Hеизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -
Hу, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
- Я, -
Сказала буква "Я", -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Hе хочу стоять в ряду.
Быть желаю
Hа виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Hедоразумение!
Hедоразумение -
Hе более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
- Hужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные.
-Hе хватало только драки!
А еще Согласные!
Hадо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква "Я"
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Hе поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Hаписать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Hаписать она сумела
Только
"...яяяяя!"
Как зальется буква "X":
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-х¬а! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы "Ю"!
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
***
Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила.
Hо советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!
Итог работы
Учитель: по рисунку можно обнаружить два слома характера. Сначала настойчиво спрашивает первый, потом он теряет инициативу и верх берёт другой. Потом первый не даёт другому закончить свою мысль и снова берет «верх» в диалоге, развивая наступление вопросами и заканчивая всю сцену восклицательным знаком.
XI. Итог урока. Вопросы учителя на повторение:
почему без знаков препинания страдает содержание? Докажите!
Рефлексия деятельности на уроке:
-самооценка учебной деятельности;
-оценка самочувствию (начало урока – конец урока).
Оценка учителя:
-за активную работу на уроке;
- работа с таблицами, выполнение творческих заданий.
Учитель: запомните!
Монотонная, невыразительная речь, без интонационных оттенков обедняет родной язык.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная