Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературно-музыкальная гостиная для старшеклассников. Сценарий

Литературно-музыкальная гостиная "Есенинская история"
Авторы: Харченко Юлия Александровна, методист МУДО "Дом детства и юношества г.Черемхово", Барбур Татьяна Николаевна музыкальный руководитель ЧГПК.
Данный материал будет полезен педагогам-организаторам, учителям литературы, руководителям поэтических объединений, клубов по интересам,заместителям директора по воспитательной работе. Рассчитан на детей старшего школьного возраста, студентов.
Цель: развитие творческой личности обучающихся, практическое овладение методами театрально-игровой деятельности.
Место проведения: актовый зал ЧГПК
Декорации,атрибутика и оборудование: эпиграф
«Ты не грусти, рязанская береза,
Перечеркнув разлуку долгих лет,
К тебе сегодня, вылитый из бронзы,
Навечно возвращается поэт»,портрет С.Есенина в обрамлении, даты 1895-2005г.г., фотографии «любимых женщин» поэта, макет дома С.Есенина в с. Константиново, музыкальное оборудование, аудио записи музыкальных заставок, фонограммы песен «Не жалею, не зову, не плачу…», «Над окошком месяц…».
Предварительная подготовка: оформление сцены, подготовка презентации, костюмов, атрибутики, отработка выступлений творческих групп.
Картина первая.

(Проходит группа молодых людей с магнитофоном под мелодию песни «Я московский озорной гуляка»).

Тополь: Соседушка! Милая моя подружка, Березонька, ты спишь?
Береза: Ну что ты! У меня просто сердце защемило от воспоминаний о нашем Сереженьке. Как приятно видеть и слышать, что нашего мальчика не забывают. Вон, какие песни распевают заводные, а стихи-то Сережины. У меня аж мурашки по коре побежали!
Тополь: Да, и у меня тоже. А ты помнишь тот страшный день, когда здесь случился пожар?
Береза: Разве такое забывается? Тогда весь дом сгорел…Любимый Сережин клен – от него остались одни обгоревшие пеньки! Как он переживал, когда приехал.
Тополь: День его приезда - это день моего рождения. Тогда вместо клена он и решил приживить здесь черенки тополя бальзамического, что росли вон там, на барской усадьбе. Он вырезал три черенка тополя и посадил перед новым домом. И вот мне уже нынче будет…восемьдесят три. А как будто было вчера, вот времечко летит! Соседушка, а тебе-то, сколько годков будет, что-то я запамятовал?
Береза: Ну, извините, мудрейший, вы забываетесь! С вашей стороны очень невежливо спрашивать возраст дамы!
Тополь: Извини, извини, дорогая! Я не хотел тебя обидеть! Просто вырвалось случайно. Если хочешь, давай поговорим. Повспоминаем о былых временах? Что-то эта песня уж больно всколыхнула во мне чувства о Сереже.
Береза: Да, я тоже что-то расчувствовалась! Как жаль, что его нет сейчас рядом с нами…
Тополь: А помнишь, каким он был озорным мальчишкой в детстве?
Береза: Конечно, помню! Я вообще все помню. Ему тогда было-то всего два года. Родители уехали на заработки, Татьяна Федоровна-в Рязань, а отец, Александр Никитич,- в Москву, и до девяти лет Сережа жил с бабушкой и дедушкой.
Тополь: У них было еще трое сыновей. Ух, ребята были озорные, я слышал!
Береза: Да-да. Однажды они посадили Сережу на лошадь, без седла, и пустили в галоп! Ему тогда было всего три с половиной годика. Ужас! Хорошо, что все обошлось!
Тополь: А ты видела, как они его учили плавать?
Береза: Помню, помню! Они брали его в лодку, отъезжали от берега, снимали с него рубашку и штанишки и бросали, чуть ли не на середину Оки! Вот хулиганы!
Тополь: Зато, как он научился плавать. Частенько потом заменял охотничью собаку, плавая за подстреляными утками, мне так рассказывали.
Береза: А какой он был неутомимый выдумщик, заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, очень любил лапту и городки, был драчуном и забиякой, лазил по чужим огородам, по деревьям. Это прав
Тополь: Конечно, так оно и было. Ох, как его потом ругали дедушка и бабушка, даже жалко было его, хотя, конечно, они за него сильно переживали, любили его. Бабушка – Наталья Евтеевна, вечерами рассказывала ему сказки, пела песни, даже мы с кленом заслушивались, заглядывали в окна.
Береза: Но у нее некоторые сказки были с плохими концами, а Сережа их переделывал на свой лад, и у него это здорово получалось.
Тополь: И правильно делал. Я слышал, он был способным мальчиком. А когда он начал учиться, то был лучше всех в школе.
Береза: Хотя я- то видела, что он дома занимался мало, все книги любил читать, тогда и первое свое стихотворение сочинил.
( Инсценирование сочинения стихотворения мальчиком Сережей.)
«Вот уж вечер»
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Береза: Да, детство- это лучшая пора, ему Сережа посвящал много нежных и грустных строк.
Тополь: А я еще хочу сказать, что он всю жизнь был « нежно» болен воспоминаньем детства. И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам, избеганным босиком. Тогда он впервые ощутил дыхание родной земли, и Сережа в душе это хранил всегда. Темой его стихов были поля, луга, ширь, любовь к родине.
Береза: Как ты красиво сказал, молодец!
Тополь: Да я просто запомнил, как тут о нем говорили
Береза: Но ты забыл еще одну важную вещь.
Тополь: Что я забыл?
Береза: А то, что Сережа, еще очень любил свою маму и ей посвятил тоже немало стихотворений. Татьяна Федоровна очень любила народные песни и при любой работе она всегда пела, это- то я уж сама видела. Незаметно и Сережа приобщился к песенному слову. Давай что- нибудь споем для души.
Тополь: Я с удовольствием. Давай эту, мою любимую « Не жалею, не зову, не плачу».
(Звучит песня).
Береза: Как приятно на душе, больно вот что-то стало холодать.
Тополь: Ну, а что же ты хочешь, осень милая осень.
Береза: Сережа- то очень любил осень, осенняя пора как-то больше всего его вдохновляла на творчество. Смотри вон, кажется, сюда кто-то идет.
Картина вторая.
(Звучит музыка И. Крутого « Ты в моем сентябре». Выходит Осень и Есенин).
Есенин: О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета,
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Мне в окно постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где - толь
Что ты одна, и сестра, и друг
Была всегда спутницей поэта. ( Танец Есенина и осени).
Осень: Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблена в этот вечер
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак, как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушала разумную плоть.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
(Танец листвы).
Есенин: Вот оно глупое счастье!
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье!
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Вот оно, милое, глупое счастье…
(меняется музыка,действие на сцене)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Осень: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Есенин: Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль…
(Уходят).
Береза: Ты что плачешь?
Тополь: Да так, что-то взгрустнулось.
Береза: Да. Природа для Сережи - это вечная красота, гармония. Он как будто говорил людям: « Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте повседневную суету сует, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное небо - как все это прекрасно»!
Тополь: Ну, вот и тебя на лирику потянуло. Я только добавлю, природа- любимый герой поэта. Про тебя – то уж он никогда не забывал. Помнишь, ему было тогда вроде 18, он лично тебе посвятил строчки-
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром
Береза: А тебе завидно да? Ведь благодаря этому я стала известна
Тополь: Да подумаешь, меня он тоже не забывал, про меня тоже много хороших слов написано. Ты слышишь?
Береза: Чего?
Тополь: Опять сюда кто-то идет.

Картина третья.
(Появляется экскурсия).
Экскурсовод: Сюда проходите, пожалуйста. У Есенина было свое мироощущение, и поэтому чуткое сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, любимой женщиной, матерью, т. е. совсем таким родным и близким для каждого из нас.
Сила лиризма Есенина исходит из его любви, он не мыслит себя без этого чувства - идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве. Сегодня мы хотим рассказать вам о тех женщинах, с кем сводила его судьба.
Каждая из них неповторимо, по-своему соприкоснулась с любовью, дружбой поэта, оставила след в его сердце.
У Есенина любовь всегда непременно находила выражение в стихах.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все эти годы любили.
Но, значит, любили и нас.

Кто же она девушка в « белой накидке»? Имя этой девушки - Анюта Сардановская. Она была внучкой священника, училась вместе с Есениным в епархиальном училище.
Ей, Анюте, поэт посвятил стихотворение «За горами, за желтыми долами…», « Зачем зовешь…»
В образе Анны Снегиной воплотились и черты помещицы Лидии Кашиной, которой поэт был увлечен, чьей дружбой очень дорожил. Лидия Ивановна была молодая, интересная и образованная женщина, владевшая несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами.
Есенин часто бывал в доме Кашиной, когда приезжал летом в деревню. В лице Лидии Ивановны он находил умную собеседницу, заинтересованную его творческими успехами.
Светлым аккордом звучит в поэме воспоминание о молодости, об ушедшей юности.
Поэту было 19 лет, когда он, полный надежд, приехал в Москву. Здесь, в типографии, поэт подружился с Анной Изрядновой. Анна была человеком удивительной скромности и чистоты. Он нашел в ней понимающую слушательницу своих стихов. Вместе они ходили в университет Шанявского, говорили о литературе, а вечером, пешком через всю Москву, Есенин провожал ее домой. Анна Изряднова приютила у себя бездомного поэта, стала его гражданской женой. В 1914г. у них родился сын Юрий, которого очень любил Сергей Есенин и о котором очень заботился.
Две вечные подруги любовь и разлука - всегда идут рядом. Так случилось, что поэтическая муза увела его в литературный Петроград. Но Анна Романовна была, пожалуй, едва не единственным человеком, которому он безгранично доверял. Память о ней поэт берег в своем сердце.
Летом 1917г. в редакции газеты « Дело народа», где печатались стихи Есенина, он познакомился с работавшей здесь Зинаидой Райх, радостной, живой, бойкой девушкой. Она была привлекательна, женственна, нежна, поэтична.
Было море чувств, пароходишко на зыбкой волне бесконечного счастья.
Купили обручальные кольца, нарядили невесту. Но на букет, который жениху надлежало преподнести невесте, денег не хватило. Есенин по пути в церковь нарвал полевых цветов. Обвенчались на родине Алексея Ганина, под Вологдой. Оба были бесконечно счастливы. В то мгновенье они представить себе не могли, как сложится их совместная жизнь. В мае 1918г. в семье рождается дочь Татьяна, разительно похожая на отца, а в марте 1920г. – сын Константин, названный в честь Бальмонта. Но счастье было не долгим.
Она сильно переживала разрыв, тяжело болела, прошлое вспоминала с восхищением, могла быть радостной, но в глубине глаз навсегда поселились грусть и боль.
Зинаида Райх была самой любимой из близких Есенину женщин. Да и сама Зинаида Николаевна очень любила Есенина, как утверждают очевидцы их отношений. И ее, как и первого сына поэта, постигла страшная участь. В стихах Есенина нет прямого упоминания имени Зинаиды Николаевны, но стихотворения, которые он напишет ей, будут одно лучше другого: « Письмо к женщине», « Собаке Качалова», « Цветы мне говорят - прощай…»
Цветы мне говорят - прощай,
Головками, склоняясь ниже,
Что я на веке не увижу
Ее лицо и отчий край.
И, в песне внемля в тишине,
Любимая, с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом.

В жизни Сергея Есенина был еще один человек, связанный с ним роковыми, трагическими узами, - это Галина Артуровна Бениславская.
Г.Бениславская – журналистка, которая вплоть до самой смерти работала в московской газете « Беднота», была сотрудницей ВЧК. Интересна ее родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка. Галина Бениславская рано осталась без родителей, воспитывалась в семье Бениславских, образование получила в гимназии. Она глубоко интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать политические манифесты. Осенью 1920г. на вечере литературных групп, где Есенин читал стихи, они встретились.
На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, ее потрясло проникновенное чтение поэтом своих стихов. Через некоторое время они познакомились. «С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи,- вспоминала Бениславская.- Я жила этими встречами - от одной к другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».
Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи. Через год после смерти поэта (3 декабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку:
« Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина.… Но ему и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое!..» По ее завещанию она похоронена рядом с могилой так страстно любимого ею человека. На памятнике выгравирована надпись: «Верная Галя. Люди смертны, бессмертна любовь».

С Айседорой Дункан, прославленной актрисой, танцовщицей с мировым именем, судьба свела Есенина в мастерской художника Якулова. Айседора горячо полюбила Сергея. Весной 1922 года, зарегистрировав свой брак, Есенин и Дункан выехали за рубеж. Но и их союз не имел будущего. Есенин устал быть мужем прославленной актрисы, в доме участились ссоры и скандалы. Они вернулись в Россию. В этой истории не было виноватых, но она не обошлась без душевных потерь для каждой из сторон. Айседора тяжело переживала разрыв с Есениным. Он жалел ее и даже обещал вернуться. Сергей не вернулся, и она, совершив короткую поездку в Закавказье и Крым, навсегда покинула нашу страну.
Айседора Дункан всего на два года пережила Есенина. Жизнь ее трагически оборвалась: она погибла в 1927 году во время прогулки в автомобиле, когда ее легкий шарф, обвивавший шею, попал в колесо автомобиля.
(Звучит музыка, на ее фоне читается стихотворение «Спит ковыль…»Все участники спектакля появляются на сцене с зажженными свечами в руках).

Экскурсовод: Поэзия Сергея Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

(Все участники спектакля исполняют песню «Над окошком месяц…»).

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10-11 класса Конкурс актерского мастерства для школьников 9-11 класса Выпускной вечер в хореографической студии. Сценарий
Сценарий открытия Детского творческого сезона
Опубликовано: 2642 дня назад (29 августа 2017)
Просмотров: 1724
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1
Валентина Михайловна Скрипникова # 31 августа 2017 в 15:13 0
зАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ!