Методическая разработка образовательной ситуации
Интеллектуально-речевая игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Умники и умницы»
Автор:
Мамаева Юлия Дмитриевна, учитель-логопед МАДОУ «Гармония»
детский сад №49 «Дом радости», г. Новоуральск, Свердловская область
Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать знания детей о подводном мире, его обитателях.
Систематизировать словарный запас на основе сформированных отношений синонимии, антонимии, родственных связей слов и многозначности, переносного значения слов;
Учить осмысленно использовать полученные знания в игре, общении.
Коррекционные:
Развивать фонематические процессы.
Профилактика оптической дисграфии.
Активизировать мышление, память, внимание, воображение.
Развивать смекалку, быстроту реакции.
Воспитательные:
Формировать коммуникативные умения.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования.
Оборудование: мольберт, планшет с цветными кораблями, эмблемы, гонг (музыкальный уголок), магнитофон, дидактические игры (“Зашифрованные слова”, “Разрезные картинки”), картинки с изображением морских обитателей, сундук, бутылка с письмом, карта-схема, призы.
Подготовка: дети заранее делятся на две команды, обсуждают название, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.
Ход игры
Позитивный настрой на совместную деятельность:
Все скорей вставайте в круг,
Улыбнёмся всем вокруг.
С добрым утром, с ясным днем,
Вот как дружно мы живем!
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Сегодня в нашем семейном клубе – интеллектуально-речевая игра
«Умники и умницы».
В игре принимают участие две команды:
- команда «ЧАЙКА»! Встречайте!
(Под музыку и аплодисменты входит первая команда)
- команда «АЛЬБАТРОС».
(Представление участников второй команды)
Сегодня мы отправимся в морское путешествие. На нашем пути будет много препятствий. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать по морской звезде. В конце путешествия подведём итоги.
Прежде чем нам отправиться в путь, давайте решим, что мы возьмём с собой.
(Игра «Скажи наоборот»)
•трусость – …(храбрость, смелость);
•враждебность - …(дружелюбие);
•глупость - …(ум, мудрость);
•зло – …(добро);
•ложь, обман - …(честность, правдивость);
•лень - …(трудолюбие);
•грубость - …(вежливость).
Да здравствуют смелость, азарт, быстрота,
Да здравствуют вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
Нам дружба и чуткость в пути пригодится!
Сегодня нас ждут много увлекательных игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта, чуткость и хорошее настроение помогут нам.
На чём же можно отправиться в морское путешествие? Какие виды водного транспорта вы знаете?
- (корабль, лодка, пароход, катер, баржа, яхта, парусник, подводная лодка, …).
Предлагаю вам «построить» - выложить их из палочек этот транспорт. Можно использовать схемы.
А теперь в путь!
Звучит музыка «Песенка Катерка» Слова: С. Козлов, О. Анофриев (песня из м/ф "В порту")
Нам в море встретились весёлые дельфины.
Они приготовили для вас шутливые задачки
(«Логические задачи»):
•Сколько ушей у двух морских ежей?
•Сколько копыт у трёх морских коньков?
•С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доберется до берега?
•Каких камней в море нет? (Сухих)
•Семь окуней полетели в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
•В море плавали 3 осьминожки, 2 сороконожки и одна медуза.
Сколько всего плавало морских обитателей?
В пучине морских вод и, правда, можно встретить разных морских жителей.
(игровое упражнение «Сложи разрезанную на части картинку»)
- Кого встретила команда «ЧАЙКА»? - (морского конька, осьминога)
- Кого встретила команда «АЛЬБАТРОС»? - (акулу, медузу)
А вот ещё кто-то приближается, фонтан выпускает из воды.
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - ...(КИТ)
Кит предлагает вам по первым звукам в словах разгадать, что зашифровано.
(Упражнение «Зашифрованные слова»)
•МОРЕ
•КРАБ
•ВОЛНА
•ПАРУС
А вот и краб с каракатицей пожаловали на наш корабль. Предлагает потренировать свои язычки в чётком произнесении
скороговорок. Правильно произносим все звуки.
•Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
•Краб карабкается на корабль,
А каракатица с корабля катится
•Не бывает улова у ленивого рыболова.
•Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица, хвастается платьицем.
Ура! Впереди земля. Выходите на берег. Предлагаю немного размяться и представить себя любым морским обитателем.
Физкультминутка Игра «Море волнуется…».
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри!
(дети принимают какую-нибудь позу - морскую фигуру)
Посмотрите – необычная пальма. Она очень похожа на наше дерево родственных слов. Давайте посмотрим, какие слова выросли на пальме.
Подобрать родственные слова к словам:
•МОРЕ (МОРЯК, МОРСКОЙ, МОРЕХОД,...)
•ВОДА (ВОДНЫЙ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ, …)
А вот какая-то карта. Давайте по карте–схеме по острову пойдём и может что-нибудь найдём. Дети находят сундук.
Заглянем в сундук – в нём какие – то предметы - ПИЛА, МОЛОТ, МЕЧ, ИГЛА.
Эти предметы здесь неспроста – может это
заколдованные обитатели моря?
Дети называют рыб: рыба – молот, рыба - пила, рыба - игла, рыба – меч.
Находят картинки с их изображением и объясняют, почему их так назвали.
На берегу мы видим камни разной необычной формы.
Давайте с вами пофантазируем, на какие предметы они похожи. Дорисуйте их до предметов и расскажите, что у вас получилось.
(Звучит фонограмма «Шум моря»)
Море выбросило на берег бутылку с какими-то письмами.
Если вы
вычеркните неправильно написанные буквы, то сможете прочитать, что там написано.
МОЛОДЦЫ
УМНИЦЫ
Итог игры
Наше путешествие подошло к концу.
Подведение итогов. Награждение участников.
Мы желаем вам оставаться такими же дружными, смелыми и находчивыми. Какое замечательное у нас получилось путешествие! Что вам помогло в пути? (дружба, сплоченность)
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе
Логопедические игры для дошкольников 4-6 лет
Игры для развития речи детей 5 - 8 лет