Описание: Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» студентов от науки на уровень житейских пониманий, воображения и фантазии. Это позволяет разгружать сложную для запоминания математическую информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Статья предназначена для преподавателей и учителей.
Максим Горький однажды сказал: «Помнить - это все равно, что понимать…».
В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на студента. Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове обучающегося на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги.
Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить студенту. А ведь память, являясь фундаментом в системе получения знаний и профессиональных навыков, напрямую влияет на успешность студента, его удовлетворенность образовательными услугами.
Работая десять лет в среднем профессиональном учебном заведении, анализируя свой педагогический опыт, пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности. Моя задача как преподавателя математических дисциплин - организовать успешное освоение содержания учебного предмета. Я уверена, что сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать обучающихся, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов. Считаю себя не только преподавателем, но и творцом, воспринимающим действительность, преломляющим ее в себе, превращая в нечто индивидуально-значимое, общественно-ценное.
Пытаясь найти эффективные приемы развития памяти студента, обратилась к мнемонике. История мнемотехники берет начало с имени древнегреческой богини памяти, матери девяти муз, - Мнемозины. Мыслитель Пифагор использовал имя богини, введя термин «мнемоника» в науку. Первый сохранившийся труд по мнемонике принадлежит Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения обычной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.
В материалах Википедии мнемотехника трактуется как «совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)». Есть и другое определение. Мнемотехника - это «система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации».
В современной педагогической литературе имеются материалы по использованию мнемонических приемов, в том числе и на математических дисциплинах.
Применение мною техники мнемоники в образовательной деятельности было подкреплено следующим рассуждением. Известно, что человек в своей жизни зачастую запоминает интересные события. Значит, память студента ориентирована соответственно на позитивный интерес. На учебных занятиях при объяснении новых тем по математике стала использовать жизненные (чувственные в том числе) ассоциации. Ведь для того, чтобы запомнить что-то новое, необходимо соотнести это новое с чем-то знакомым, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактом. При этом активизируется наше воображение. Ассоциации использовала разные: по контрасту, форме, звучанию, дополняющие и даже странные, нелогичные. Они «включались» мною в канву занятия неожиданно, отличаясь новизной сочетаний, неся яркие образы.
Заметила, что применение мнемотехники дало возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» студентов от науки на уровень житейских пониманий, воображения и фантазии. Это позволяло разгружать сложную для запоминания математическую информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Качество знаний по математике (уровень успеваемости) значительно повысилось.
Так, в группе 2 курса (25 человек) за 10 учебных месяцев в 2014/2015 учебном году уменьшилось количество студентов, имеющих отметку «удовлетворительно» по математике, с 19 человек до 7 (на 55%). Увеличилось число студентов, занимающихся на «хорошо», с 4 до 13 человек (на 36%); на «отлично» - с 2 до 5 человек (на 10,4%). (См. рисунок 1).
Скачать Использование технологии мнемоники для освоения учебного материала по математическим дисциплинам в условиях среднего профессионального образования