Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] со стечением согласных звуков в предложениях
Цель: автоматизация звука [С] в слогах со стечением согласных звуков, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• Уточнить правильный артикуляционный уклад звука [С], используя зрительные символы.
• Упражнять в правильном произношении звука [С] в слогах, словах и предложениях.
• Продолжать учить определять позицию звука в слове.
• Формировать умение составлять словосочетания и предложения по картинкам, используя образец.
• Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух.
• Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память.
• Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок.
Коррекционно-воспитательные:
• Способствовать воспитанию у детей самоконтроля к собственной речи.
Оборудование: стеклянная ваза, наполненная новогодними ёлочными шарами, игрушки – Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, зимний домик, фигурки мальчика и девочки, новогодний подарочный мешок, снежная крепость, выполненная из конструктора ЛЕГО, новогоднее украшение кабинета – нарядная ёлочка; символы акустико-артикуляционного образа звука [С], карточки с правильно и неправильно написанной буквой С, звуковые домики, обозначающие место звука в слове, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные и сюжетные картинки, музыкальное сопровождение, индивидуальные зеркала.
Предварительная работа: постановка и автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в словах.
Ход занятия:
1. Мотивационная часть.
Педагог: Ребята, какой зимний праздник приближается?
Чем он вам нравится?
Уже сегодня я предлагаю встретиться с любимыми героями и пройти по «загадочным» дорожке. В конце нашего путешествия вас, конечно же, ждёт сюрприз!
Выполнить все задания и добраться до конца нам помогут все наши знания о звуке [С].
2. Основная часть.
По периметру кабинета расставлены герои и разложены дидактические материалы. Если занятие проводится первый раз, то каждый герой накрыт новогодней салфеткой. Если занятие проводится повторно на другом дидактическом материале, то герои не накрываются салфеткой, а детям предлагается карта движения как в квесте.
1. Артикуляционная гимнастика.
Дети подходят к началу дорожки.
В стеклянной вазе, наполненной ёлочными шариками, лежат карточки для выполнения артикуляционной гимнастики.
Педагог: Ребята, как выдумаете, что нужно сделать на первой станции?
(Выполняют артикуляционную гимнастику).
2. Уточнение произношения звука [С].
Педагог: Отгадайте, кто встречает нас на зимней дорожке.
Он с зимою дружит,
Не боится стужи.
Свой морковный красный нос
Растирает, чтоб не мёрз.
Дети: Снеговик!
Педагог: Снеговик предлагает разгадать загадочное письмо.
На карточке зрительные символы, обозначающие уклад звука [С], карточки с правильно и неправильно написанными буквами Л.
Дети: Когда мы произносим звук [С], язычок опускается за нижние зубки, зубки сближены, губы растягиваются в улыбку, воздушная струя холодная?
Педагог: Какой буквой обозначается звук [С]?
Покажите Снеговику правильно написанные буквы С.
3. Автоматизация звука в слогах.
Педагог: Что же ждёт нас здесь?
Её мы строили все дружно.
Она защитой нам была.
Сразить врага нам помогала.
И от снежков всех защищала.
Дети: Снежная крепость.
Педагог: Покажите, как строили снежную крепость.
Дети бьют кулачком о кулачок, когда произносят слоги:
СТА-СТО-СТУ-СТЫ…
Педагог: Поиграем в снежки – АСТ-АСТ-АСТ, ОСТ-ОСТ-ОСТ, УСТ-УСТ-УСТ, ИСТ-ИСТ-ИСТ.
Дети выполняют движения, имитирующие бросание снежков и проговаривают слоговые ряды.
4. Автоматизация звука в словах.
Педагог: Следующий герой:
Наступает Новый год,
Снова к нам она идёт.
В беленьких сапожках,
В шубке и серёжках.
Дети: Снегурочка.
Педагог: Снегурочка приготовила для вас лабиринт картинок. Выберите все картинки, в названии которых слышится звук [С]. Затем разложить выбранные картинки по звуковым домикам – определите, где слышится звук [С] в словах.
(спутник, спальня, ступа, стакан, куст, стог, столб, ананас, ванна, столик, автобус, комок, блокнот).
5. Автоматизация звука в словосочетаниях.
Педагог: Нас ждёт следующее испытание.
И мальчишки, и девчушки
Ждут его под Новый год.
Потому что он игрушки
Им под ёлочку кладёт.
Дети: Дед Мороз.
Педагог:А нам Дед Мороз приготовил вот такие карточки. Посмотрите и скажите что с чем, чётко произносите звук [С].
Упражнение «Что с чем?»
(на карточках – стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом, снеговик с носом, Дед Мороз со Снегурочкой, стакан с соком, самосвал с песком).
6. Автоматизация звука в предложениях.
Педагог: В этом домике живут Света и Слава. Они нарисовали много красивых картин. Назовите, что они нарисовали.
(Дети по очереди составляют предложения по картинкам).
Света нарисовала Снегурочку, … свечу, … скамейку….
Слава нарисовал снеговика, … спутник, … самосвал, …
(Затем усложнение – составить предложение с союзом А).
Света сначала нарисовала Снегурочку, а потом свечу.
Слава нарисовал сначала спутник, а потом снеговика.
7. Автоматизация звука в стихотворном тексте.
Педагог: Вот мы и добрались до конца нашего пути. Это мешочек с подарками.
Скороговорку или стишок расскажи,
И подарок получи.
(Дети рассказывают ранее разученные четверостишия или можно начать разучивать новое стихотворение, исходя из возможностей детей).
• Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит
• Санки Сонины сломались,
На снегу лежать остались.
(Получают раскраску или сладкий приз, который педагог достаёт из новогоднего носочка).
8. Итог занятия.
Педагог: Наше с вами путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним, какой звук сегодня часто встречался в заданиях?
Какие герои нам встретились?
В какие игры вам больше понравилось играть?
Литература
1. Стихотворные тексты с интернет - ресурсов
2. Нищева Н.В. «Мой букварь».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня
Конспект логоритмики для детского сада
Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Логопедический досуг в подготовительной группе