Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в старшей группе
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-".
Автор: Югова Юлия Викторовна, учитель-логопед МАДОУ "ЦРР - детский сад № 394", г. Перми. Описание материала: предлагаю вам конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по автоматизации звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР- для детей 5-6 лет. Этот материал будет полезен логопедам-практикам и родителям детей, закрепляющих произношение звука Р.
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-"
Цель: формирование навыка правильного произношения звука [р] в звукосочетаниях тр-, др- в прямом безударном слоге в начале слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формировать понятия о звуке [р], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Закреплять правильность артикуляционного образа звука [р]
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную моторику и правильное речевое дыхание
2. Закреплять навык правильного произношения звука [р] в сочетаниях –тр, -др изолировано, в слогах, в словах, в предложениях
3. Развивать фонематические процессы
4. Формировать связь звука и буквы
5. Закреплять навыки словоизменения
6. Развивать память, внимание и зрительное восприятие
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык самоконтроля за речью
2. Воспитывать усидчивость на занятии
Оборудование: зеркало, игрушка мышонка; предметы в рюкзачке: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски; фишки синего цвета, алфавит, нитки разной длины и лист бархатной бумаги, компьютер, методическое пособие – презентация к занятию.
Ход занятия 1.Организационный момент, объявление темы занятия.
Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Мы поиграем и поучимся вместе с мышонком Валериком. Трое трубачей трубили в трубы.
- Какой звук в этой скороговорке ты слышишь чаще всего?
- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [р].
2. Мимические упражнения.
Какая сегодня хорошая погода! Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой
Всем на удивленье, (показать удивление)
Заниматься начинаем с хорошим настроением!
3. Артикуляционная гимнастика.
Слайд №1 (На экране проецируются картинки - окошечко, чашечка, лошадка, грибок, дятел, фокусника.)
- Покажем нашему гостю, как мы замечательно делаем гимнастику для язычка: упражнения “Окошечко”, “Чашечка”, “Лошадка”, “Грибок”, “Дятел”.
- А сейчас выполним упражнение на дыхание “Фокус”.
- Очень хорошо!
4. Произношение изолированного звука.
Слайд №2 (На экране проецируются двигающиеся машинка и трактор)
- Вместе с мышонком Валериком «заведём мотор».
- Едет машинка – ТРРРРР, едет трактор – ДРРРРРР.
5. Анализ артикуляции звука.
Слайд №3 (На экране проецируется артикуляционный профиль звука [р].)
- У мышонка не получилось сразу «завести моторчик». Он удивлён – в чем секрет? Расскажем Валерику, как мы произносим звук Р: - Кончик языка поднялся кверху к бугоркам. Язычок в форме ложечки.
- Под сильным напором воздуха кончик языка дрожит у бугорков.
6. Характеристика звука.
- Определи, какой это звук.
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Проверь, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [р].
- Звонкий.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
- Фишкой синего цвета.
- Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
7. Развитие фонематического слуха.
- У Валерика в рюкзаке вещи. Определи, пожалуйста, слышится ли в их названии звук [р]: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски. Отложи столько фишек, сколько предметов, в названии которых есть звук [р]. Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).
8. Связь звука с буквой.
- Согласный звук [р] обозначает буква Р, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.
9. Физ. минутка.
- Посмотри, Валерик зовёт нас отдохнуть. Чтоб усталость быстро снять,
Попрошу вас тихо встать.
Наш мышонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Рано утром умывался,
Полотенцем обтирался.
Вправо, влево наклонялся
И обратно возвращался.
Ногами топал,
Ладошками хлопал.
Руки в стороны,
В локтях сгибаются
А в плечах вращаются.
Руки в стороны,
В кулачок и на бочок.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт – привет!
10. Автоматизация звука в слогах.
Слайд №4 (На экране друг за другом проецируются разного размера машины и тракторы.)
При появлении изображения больших размеров ребёнок произносит слог громко. При уменьшенном изображении сила голоса уменьшается.
- ДРА – дра, тра - ТРА.
11. Автоматизация звука в словах и предложениях.
Слайд №5 (На экране проецируются картинки.)
- Назови картинки – дрофа, дрова, труба, троллейбус, трамвай, трава, драгоценности, друзья, Дружок.
- Какие из этих предметов мышонок Валерик назвал другими словами – инструмент, птица, животное, транспорт, украшения, товарищи, поленья?
- Название, каких предметов отличается всего одним звуком? (дрофа - дрова)
- По действию назови картинку: погладить (Дружка), пригласить (друзей), играть на (трубе), рубить (дрова), подарить (драгоценности), ожидать (троллейбус, трамвай), взлетела (дрофа).
- Проговори с каждой картинкой шуточную фразу «Я дружу с …».
- Повтори предложения: Мне нужен другой троллейбус. Дровосек нёс дрова по тропе. Друзья трудились с самого утра. Тропа ведёт к дракону.
Слайд №6 (На экране проецируется изображение – трубачи.)
- Мышонок предлагает выучить скороговорку: Друзья трубили в трубы.
12. Гимнастика для глаз.
- Понравилось тебе сегодняшнее занятие? Что запомнилось? Выполним гимнастику для глаз. Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
Слайд №7 (На экране проецируется изображение машинки, двигающейся по кругу.)
Выполнять круговые движения глазами.
Слайд №8 (На экране проецируется изображение движущегося трактора.)
"Рисовать" глазами восьмёрку. А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз!
13. Итог занятия.
Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р]. Валерику понравилось на нашем занятии. Он тебя благодарит. До свидания!
Литература
1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005.
2. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Презентация на тему: Автоматизация звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР-
Юлия Викторовна! Замечательное по форме и содержанию индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р]. Оно послужит хорошим пособием для логопедов и родителей, а также, воспитателей, проводящих индивидуальную работу с детьми по ЗКР. Спасибо! +1! Успехов Вам!
Юлия Викторовна! Очень понравилось ваше занятие. Интересный сюжет занятия содержащий в себе разнообразие методов и приемов. Использование ИКТ делает занятие еще более увлекательным. Спасибо, голос вам! Приглашаю Вас познакомиться и с моими разработками.
Тема занятия очень важна как для учителей-логопедов, так и для нас, воспитателей, а также родителей. Важно что даже на индивидуальном занятии Вы используете ИКТ. Мне понравилось, что на занятии большое внимание уделяется укреплению здоровья детей: это и физкультминутка, и гимнастика для глаз, и артикуляционная гимнастика. Хорошо, что Вы использовали различные методические приемы для автоматизации звука. Спасибо! Вам мой голос!
Юлия Викторовна, на вашем занятии очень хорошо прослеживается структура любого логопедического занятия с учетом принципа от простого к сложному, от звука к букве, затем к слову и предложению. Использование ИКТ позволяет стимулировать интерес детей, а также благодаря интернет-ресурсам можно на занятиях использовать большое количество наглядного материала. Очень интересно. Приму на заметку.