Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие ко Дню Матери для школьников

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
I. Индуктор (Мотивация)
1. Слово учителя
Приглашаю Вас на вернисаж, на котором представлены иллюстрации-символы, связанные одной темой.
- Внимательно посмотрите и скажите, с чем ассоциируются у Вас экспонаты выставки?
На слайде изображено: цифра 1, лист календаря с надписью: май, воскресенье; сердце, солнце, руки, очаг, ветка вишни, чернобривцы, «коляска», рушник.
(Рисунки готовила группа учащихся, которые получили задание на опережение: провести Блиц-опрос: назовите слова-символы, ассоциации к слову «мать».)
Выслушиваем все варианты.
Из ответов учащихся:
1- у каждого человека только одна мать (родившая или воспитавшая)
Лист календаря – традиционно во второе воскресенье мая празднуем День матери
Солнце – что может быть теплее материнского взгляда
Очаг – женщина-мать – хранительница домашнего уюта; место, куда рано или поздно возвращаются все.
Ветка вишни – В Україні здавна цього дня діти, де б вони не були, поспішали до маминої оселі. Стукали в двері, примовляючи: «Пороги, пороги, із вас дороги. Дозвольте ступити, матір обняти, сиву голубоньку та й поцілувати». Під маминим деревом – вишнею чи грушею – цього дня закопували кусень хліба, дрібні гроші та зерно – щоб у добрі та спокої довіки бути.
Рушник – Мати, проводжаючи сина в дорогу, замотувала хлібину у шматок білого полотна і промовляла: «Рушай щасливо, хай благословить тебе Бог!» Той шматок полотна, витканий руками матері, оберігав людину від зла, від нещастя, нагадував про тепло рідної домівки, кликав з далеких доріг до отчого порогу.
Чорнобривці – запашні квіти жовтого кольору, які завжди нагадують рідну домівку, мати.
- Что объединяет все символы? Какое ключевое слово?
На доске записываем концепт «Мать»
II. Создание творческого продукта
Используя упражнение «Ёлочка ассоциаций», напишите эссе о матери
Алгоритм
Проведения упражнения
«Елочка ассоциаций»
1. Запишите стартовое слово (имя существительное в единственном числе и в именительном падеже)
2. Запишите под стартовым словом в столбик слово (тоже имена существительные в единственном числе в именительном падеже), которые возникли по самым разным ассоциациям от стартового слова.
3. Через 20-30 секунд сделайте «переключение» - из этого столбика возьмите любое новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составьте новый столбик.
4. Затем, используя второй столбик слов, сделайте второе переключение, и так 5-6 раз за две-три минуты.
Команды на переключение дает ведущий (учитель).
5. Напишите эссе
Из записей учащихся:
Мать чувства чистота
истина сердце луч
муза правда блеск
исток улыбка - сияние
жизнь - мечта солнце -
вечность настроение - мир
быстротечность движение свет
искренность - день яркость
жизнь нота рождение -
мать глаза - любовь
свет слёзы - дружба
крик радость любовь
настоящее - печаль вера -
мир улыбка надежда
огонек
луч
Пылает огонёк свечи. Царит тишина и беспечность. Зарождение жизни: что может быть чище и прекраснее? Слёзы радости, минуты счастья, которые испытывают родители во время рождения ребёнка неописуемы. В голове звучит песня: «Спасибо за день, спасибо за ночь. Спасибо за сына и за дочь». Детский лепет, морщинки на лбу у малыша: чувство истины неподдельно.
И вот первые слова, первые шаги. Слово «мама» с ощущением беспечности слетает с уст ребенка. Сколько настоящего, бесконечного искреннего таится в нем. Она – и защитница, и подруга, и самое близкое, что есть у нас. Её глаза постоянно возникают перед тобой. И уже ты радуешься каждой её улыбке.
Ты взрослеешь, проходят года. Но она все по-прежнему тебя считает своим маленьким ребёнком, а ты её – музой своей жизни. И не важно, что блестит седина у неё на голове. Она – твоя вера, надежда и любовь. Она – луч солнца в твоем сердце. А ты становишься для неё и опорой и защитой.
И вот сидишь ты с матерью, пересматриваешь фотографии. А этих десятков лет как будто не бывало. Ничего не изменилось. Преданный взгляд ребёнка и ямки от улыбки на щеках у матери – вот она, сама жизнь!
Еськова Оксана
Мать подружка -
доброта шепот
Лорилай Гилмор - секреты -
образ героини заступница -
Мария - защитница
символ веры - надежда -
светлая - победа
милая
Вечер. За окном туман и холод. Я сижу в комнате на диване. Закуталась в плед. По телевизору начинается любимый сериал «Девушки Гилмор». Закадычные подружки снова шутят, снова решают жизненные проблемы. Сегодня Лорилай бросил парень, а Рори её утешает. Кажется, что это лучшие подружки, а на самом деле – это мать и дочь.
Звонок в дверь. Наверное, родители пришли с работы; я бегу открывать. Моя мама тоже обожает смотреть этот сериал. Прошел час, закончилась серия, и мы вдвоем идем на кухню готовить и общаться. Лорилай затронула в разговорах тему Богоматери, и я маме рассказала об утреннем походе с бабушкой в церковь.
Собор, в который мы ходим, недавно ремонтировали, и были забелены все иконы, написанные на стенах. А сегодня мою самую любимую икону восстановили. Эта икона, когда на неё смотришь, вызывает чувство защищённости, надежды на светлое будущее. Это Дева Мария - заступница. Символ веры для многих людей.
Мама порадовалась восстановлению иконы вместе со мной.
Баканова Юлия
Мать - спокойствие детство
доброта беспечность- беззаботность -
безопасность тепло небо
руки любовь забота -
крыло нежность - мягкость
лёгкость воздушность - свобода
полёт сердце

Я опять вижу на часах полночь, к моей груди прижата книга, а из царства Морфея меня вернула чья-то нежная рука, тепло от которой я чувствую все еще. Перед моим взором её глаза, полные нежности и любви. Забирая ласково книгу и укрывая меня одеялом, она улыбается мне…
Она – моя мама. Она – это та, кто согревал меня своими крыльями, кто дарил и дарит мне беспечность, беззаботность. Она та, кто дал мне жизнь.
«Мама» - моё первое слово, наверное, как и у большинства детей. И оно со мной везде, даже если рядом ее нет. Где бы я не была, о чём бы я не думала, я всегда вспоминала о ней. И она всегда помнила о своем чаде (обо мне конечно!). Вот, кажется, опять звонит телефон. И я опять говорю это слово – «мама». С ней я чувствую себя в безопасности.
Конечно, безграничность моих чувств к ней на листе я никогда не выражу, даже целой библиотеки мне для этого не хватило. Но моя любовь свободна, её всегда можно почувствовать, как порыв ветра.
Так же нежно, трепетно. «Моя мама…»
Петранова Марина
III. Социализация
Учащиеся презентуют творческий продукт:
1. Учащиеся зачитывают ассициативные ряды, не повторяясь
2. Учащиеся читают стартовые слова;
3. Составляют из стартовых слов словосочетания, предложения;
4. Представляют эссе

IV. Промежуточная рефлексия. Формирование информационного запроса
1. Обращаемся к теме мастерской:
«Вся гордость мира – от матерей!»
2. Озвучиваем ожидаемые результаты.
3. Определяем вид мастерской
Слово учителя
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем связано и само понятие жизни. В процессе работы в мастерской мы попытаемся дать комплексное представление о концепте «мать» (концепт - (от латинского Conceptus – понятие, мысль) смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия).
Работа в группах «Упражнение «Мозаика»
Встаньте, возьмите словари и подготовьте:
1 гр. Лингвистический анализ концепта «мать»
2 гр. Происхождение и лексическое значение
3 гр. Словообразовательное гнездо

Презентация продукта деятельности
1 группа.
Мать – слово общеславянского корня индоеврейского характера, образовано суффиксальным способом от детского «ма». Обратившись за помощью к словарям В. Даля и С. Ожегова, чтобы узнать лексическое значение слова «мать», мы можем прийти к выводу о том, что понятия тождественны.
2 группа.
Мать —
1) Женщина по отношению к ее детям; Женщина, имеющая и имевшая детей;
2) Самка по отношению к ее детенышам (детям);
3) Перен. то, что является источником, давшим жизнь кому-нибудь чему-нибудь, откуда черпают силу, энергию, жизненность;
4) Обращение к пожилой женщине;
5) Обращение, присоединяемое к имени или званию монахини.
Например: крестная мать, посаженная мать, Кузькина мать, мать честная.
3 группа
Словообразовательное гнездо.
В словообразовательном словаре А.Тихонова находим следующие словообразовательные гнезда:
1) Мама — маменька — маменькин — мамонька — мамочка — мамочкин мамуля — мамуся - мамушка - мамка - мамкин - мамаша мамашенька — мамашин — маманя — мамонька — мамин — маман.
2) Мать - матушка — матушкин — мачеха — мачехин — мать-и-мачеха материнство — матка - маточка — маточник — маточный - материн - материнский - по-матерински - мать-героиня - богоматерь матерь (устар.) — праматерь.
V. Социализация
Культурологический анализ концепта
1. Слово учителя
Велика и многообразна мировая культура, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя многовековой опыт народа. Среди многообразия тем, нашедших своё воплощение в творениях писателей и поэтов, художников и скульпторов, музыкантов и иконописцев есть одна близкая каждому - это тема матери. Что может быть на свете священнее имени матери. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по словам «мама» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый… Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, довольно родившей и ржи и пшеницы, благородно произносит: «Спасибо, кормилица-мать...» Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-матъ!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем связано и само понятие жизни.
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».
Назовите, в каких видах искусства воплотился образ матери (собираем все ответы, строим схему).
скульптура литература
3. Работа в группах
Обсудите и назовите произведения, в которых образ матери является главным, значимым.
Предъявление продукта деятельности:
1 группа – УНТ: пословицы, поговорки.
Всякой матери свое дитя мило.
Счастливая дочь – в отца, а сын - в мать.
Уродила мама, что и не примет яма.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Бог до людей, что мать до детей.
Мать кормит детей, как земля – людей.
По матке и детки.
Другой матери не будет.
При солнце тепло, а при матери добро.
2 группа - Литература
Л. Толстой «Петя Ростов» (состояние матери после гибели сына)
Ст.Д. Мережковского «Мать»
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (сцена прощания матери с сыном)
М. Горький «Мать изменника»
Е. Ауэрбах из цикла «Маленькие рассказы» (мотив покаяния героя рассказа)
Поэма Р. Гамзатова «Берегите матерей» (философское раздумье о жизни и смерти, о радостном и печальном, о «начале всех начал»)
В. Закруткин. Повесть «Матерь человеческая» (гимн простой русской женщине, бессмертного рода человеческого, великому разуму жизни).
В. Дёгтев «Мы с братом» (трагедия несостоявшегося материнства)
С. Есенин «Письмо матери»
М. Горький «Мать»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
П. Павленко «Мать»
Ю. Нагибин «Неистовая Петровна»
А. Платонов «Ещё мама»
В. Распутин «Последний срок»
3 группа - Українська література
М. Хвильовий «Я (Романтика)», «Мати»;
Г. Косинка «Мати». (Найуразливіша жертва революції – мати. Тільки жінка – мати може взяти на свої плечі важкий хрест заблуканих на революційних дорогах синів і вивести їх на шлях прозріння. Можливі тут такі літературні асоціації, як образ матері – образ Богоматері – образ України).
Б. Антоненко-Давидович «Слово матері» (стоїть на землі Мати, вища і святіша від усіх богинь. Ота, що слово і пісня, земля й хліб, перша ластівка в небі і веснянка в гаях, правда і любов. Ота, що просто Мати).
4 группа - Изобразительное искусство
А. Дейнека «Мать» (простой и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках)
К. Петров – Водкин. 1918 год в Петрограде (передает материнскую заботу и любовь)
О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми» (19 век, Франция) (Мать и дитя в непринуждённых позах. Наверное, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь).
Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем под яблоней»
Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (юная Мария забавляет своего младенца цветком, четыре лепестка которого символизируют крест и напоминают о грядущем Распятии. В то же время, цветок - предмет, к которому тянется Иисус, и в этом жесте детской ручки воплощено свойственное человеку стремление к познанию мира).
Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»
Рафаэль «Мадонна Кнестабиле»
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
В. И. Суздальцев «Письмо» (возвращение в родительский дом, к матери, которая всегда ждёт своих детей)
5 группа - Иконопись
Иконы:
«Богоматерь Владимирская»
«Богоматерь Казанская и Тихвинская»
Мученица Вера. Надежда. Любовь и мать их Софья»
6 группа - Музыка
«Пісня про рушник» (сл. А. Малишка)
«Аве Мария (сл. М. Ткача, муз. Дворского)
«Душі криниця» (сл. Демиденка, муз. Морозова)
«Мамина Казка» (сл. О. Кононенка, муз. О. Жилінського)
«Материна пісня» (сл. І. Берднина, муз. О. Білаша)
«Два кольори» (сл. Д. Павличка, муз. О. Білаша)
7 группа - Скульптура
«Родина-мать» Скульптура в Киеве
Скульптура Деве Марии во Львове
«Родина-мать», скульптура в Волгограде
8 группа - Кинофильмы
«Калина красная», режиссёр В. Шукшин
«Мама», режиссёр Элизабет Бостон
«Мама», режиссёр Д. Евстигнеев
VI. Новая информация и её обработка
Слово учителя
1. Представьте, что вы в картинной галерее, где выставлены произведения великих художников, на которых запечатлен образ матери. Познакомимся с полотном Рафаэля «Сикстинская мадонна», используя упражнение «Внутренний диалог».
А какие чувства, эмоции, ощущения вы испытываете или испытывали при первом знакомстве с картиной? Запишите, озвучьте, при необходимости допишите свои ряды.
Из записей:
Восторженности, свободы, полёта, тревоги, близкой встречи, невесомости, вечности, жертвенности, любви, нежности, единства, гармонии, материнства, движения, света, таинства, человечности, одухотворенности…
2. Обратите внимание на всех героев полотна. Кто изображён на картине? Что создает гармонию целого? (Мать)
3. Какой образ центральный?
4. Всмотритесь в образ Марии, созданный Рафаэлем, - это земная женщина или божество. Запишите признаки в два столбика:
Земная женщина Божество
На голове нет короны, отсутствуют парчовые ткани, одежда: покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги босы
Младенца держит так, как крестьянки
Окружена ангелами, стоит на облаках, парит в воздухе, гордая осанка
Вывод: Она – Мать
5. Куда направлены взоры героев?
6. Какое ощущение Вас охватывает, если ближе рассмотреть эту картину? Какие изменения в движениях Богоматери?
7. Что создает чувство тревоги, беды?
8. Что хотел показать художник, создав прекрасный образ Богоматери? (Величие матери, способной не только на бескорыстную любовь, но и готовой к великой жертвенности)
VII. Промежуточная рефлексия.
Обратитесь к ассоциативному ряду, подчеркните слова, которые были ключевыми во время ответов на вопросы.
Слово учителя.
Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стала символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности.
VIII. Новая информация и её обработка
… одухотворенности… Идею духовного возрождения после свидания с матерью показывает писатель, режиссёр, сценарист, исполнитель главной роли в фильме «Калина красная» В. Шукшин.
Просмотр эпизода «Свидание с матерью».
(Перед просмотром мы не даем никаких заданий: ценно само по себе эмоциональное воздействие)

Задания для учащихся
- Составьте вопросы двух типов – о непонятном и вопросы проблемного характера (со словами «почему, зачем, как, каким образом, отчего, с чем связано, что напоминает, какие ассоциации вызывает, какое значение имеет – и в связи с чем, подобно чему и кому?)
Слово учителя
В эпизоде «Свидание с матерью» - кульминации фильма – сопрягается психологический субъективизм и объективность позиции Шукшина – режиссёра.
- В чём проявляется нарастание тревоги в фильме? (смятение Егора, нетерпение его вопроса: «Петро скоро приедет?» - тревога передаётся окружающим (все едва ли не в один голос спрашивают, зачем взяли машину и куда поехали) – интонация реплик героя в машине (неестественность интонации подчёркивают решительность минуты).
- Какие кадры, ещё не совсем понятные; приближают к кульминации (лицо старухи; невнятная, ничего не объясняющая её речь; интерьер избы – красный угол с иконами и фотографиями родственников; напряжение Егора, показанного на втором плане).
- Какой кадр объясняет происходящее? (Егор, рухнув на землю, признается Любе, что старуха – его мать).
- Проследите смену ритма, нарастающего от кадра к кадру. Запишите слова – действия, характеризующие душевные переживания героя
Из записей учащихся:
(Встает, ходит, выходит, прижимается, замирает, мчится, останавливается, выбегает, разрывает (рубаху), задыхается, бросается (на землю), бьётся (в истерике: «Господи, Господи! Прости меня, если можешь!).
- Почему Егор не признался матери, что он её сын? (только причастившись у родной земли, покаявшись, можно вернуться к матери).
- Что открывает в себе и для себя Егор Прокудин после свидания с матерью?
- Какие символы помогают нам понять это? (Образы в материнской избе, родная земля, Храм, дом-храм).
- Каков символический смысл кадра – вставки – мальчик на мостах, кидающий в воду ягоду калины? (символический смысл возрождения, путь к которому пролегает через покаяние).
- Не суждено матери увидеть сына. Вспомните эпилог, когда Люба у горящих поленьев «читает» про себя его письма. Что мог написать Егор своей матери?
- Напишите это письмо в стилистике героя, передав в нем самое главное.
IX. Социализация
Представление творческого продукта (чтение писем)
Вывод: Возрождение Егора – из дома Байкаловых путь Егора – путь к родному дому, а от него к храму, куда нельзя войти нераскаянному, и только причастившись у родной земли, покаявшись, можно вернуться к матери.
Х. Создание творческого продукта и его предъявление
Дискуссия по теме «Любовь матери к сыну и гражданки к Родине. Что сильнее? (по произведению М. Горького «Марианна»)
1. Слово учителя
Материнское сердце… Нет в мире ничего выше материнского чувства, веем своим внутренним пафосом обращенного к великого цели сохранения, обновления и совершенствования жизни. Эта созидательная миссия из века в век противостоит злу, насилию, разрушению бытия, растлению духа. Образ матери извечно несёт на себе черты драматизма и даже трагизма. Трагический образ матери в произведении М. Горького «Мать изменника». В ее сердце столкнулись два великих чувства - любовь к сыну (пусть даже и изменнику) и великая любовь к Родине. «Гражданка и мать, она думала о сыне и родине», - пишет М. Горький.
2. Инсценизация отрывка «Марианна» из произведения М. Горького «Мать изменника» (задание на опережение).
3. Слово учителя
Вы познакомились с содержанием произведения, посмотрели инсценизацию отрывка «Марианна», и я прошу Вас ответить на один вопрос: что, на ваш взгляд, важнее для матери - любовь к сыну или любовь к Родине. И проголосовать используя интерактивное упражнение «Займи позицию»
Правила проведения интерактивного упражнения «Займи позицию»

В разных концах классной комнаты вывешены два плаката. На первом -слова: «Нет ничего важнее для матери, чем любовь к своим детям», на втором - «Тот, кто не любит свою страну, никого любить не может». Учащимся предлагается определиться и занять место у плаката, который отражает их внутреннюю позицию. Т.о. участники делятся на две команды одна на стороне матери Марианны - матери, другая - Марианны - гражданки.
Учитель: Предлагаю каждой группе подготовить краткое выступление отражающее их позицию. В своем выступлении опираться на жизненный опыт, литературные произведения.
Примерное выступление первой группы.
С именем матери связано понятие жизни. Мать дает жизнь своему ребенку, тем самым продолжая род человеческий. «Всякой матери свое дитя мило», - говорится в пословице. Каким бы ни был сын или дочь, для матери он всегда остается самым лучшим, самым любимым. Не зря именно о материнской любви говорят «слепая». Вряд ли кто-нибудь стал бы упрекать Марианну за содеянное ее сыном, за измену Родине. «Мать - всегда против смерти», - пишет М.Горький. Мать творит и охраняет жизнь, и поэтому мать давшая ребенку жизнь, не имеет права сеять смерть.
Примерное выступление второй группы.
Родина - мать... В сознании русского человека эти два понятия неразрывно связаны между собой. «Ты - человек, и родина должна был дорога тебе», - говорят граждане Марианне, напоминая о долге матери -гражданки. Вспомним произведение Н. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой убивает своего сына Андрия, который предал товарищей, Родину трудный момент своей жизни, когда необходимо сделать выбор между сыном и Родиной, Марианна не случайно «чувствовала себя матерью всем людям своего города». Мать обязательно должна оставаться источником гордости, образцом гражданской зрелости, своими поступка демонстрировать «святая святых» - любовь к родной земле.
Далее учитель предлагает каждой группе задать вопросы по содержанию произведения (вопрос должен заставить задуматься о смене позиции).
Первая группа
1. Как вы понимаете слова Горького: « И вот она перед человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, перед тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца ...»
2. Осуждаете ли вы сына за его желание быть героем?
Вторая группа
1. Почему в произведении неоднократно возникает образ города?
2. Почему во время разговора матери с сыном Горький акцентирует внимание на том, что "все ниже опускалась её гордая голова"?
После обсуждения учитель предлагает поучаствовать в интерактивном упражнении "Измени позицию". Если в ходе дискуссии мнение участника изменилось, он переходит в другую команду.
Дает ли Горький в произведении однозначный ответ? Зачитайте.
Горький не дает однозначного ответа на вопрос: Что важнее для материнского сердца?
"Было оно как весы, - пишет Горький, - но, взвешивая в нем любовь к сыну и городу, она не могла понять - что легче, что тяжелее? " Трагедия Марианны в том, что в ее сердце вступают в противоборство две любви -матери к сыну и гражданки к Родине.
Учитель: Очень часто в литературе мать – лицо страдательное. Щедрое воображение рисует существо почти безупречное, но язык не повернётся сказать, что подобное пристрастие где-то порой, неминуемо приводит к идеализации: ведь действительно в главных своих ипостасях мать была и остаётся личностью незаурядной.
Х. Домашнее задание
Определите доминантные образы в трёх представленных произведениях искусства.
Мать – родная земля – храм – Родина.
Обоснуйте определённую (с вашей точки зрения) связь этих доминант и дайте письменный ответ.
ХI. Рефлексия (устно или письменно).
Да, все самое доброе, самое светлое и возвы¬шенное на земле исходит от матери. Эта мысль Горького и выражена в словах: «Вся гордость мира — от матерей!»
Разные судьбы у матерей, но все их чаяния, надежды, переживания по крупице, по черточке образуют грани единого чистого кристалла, излу¬чающего ясный, негасимый свет материнского сердца.
Как же не гордиться миру таким бесценным достоянием, простирающимся от глубин духовно¬го, нравственного феномена человечности до вы¬сот его художественного постижения!
Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:
• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?
Материалы к мастерской
Алгоритм-схема педагогической мастерской
1. Индуктор. Первое за¬дание в мастерской, мотивирующее даль¬нейшую деятельность участников...
2. Создание творческо¬го продукта, индиви¬дуально или в групповом взаимодей¬ствии. Обычно основано на декон¬струкции и реконструкции.
Деконструкция — разрушение, разъе¬динение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструк¬ция позволяет из полученных разроз¬ненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
3. Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение всех текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллек¬тивная работа...
4. Промежуточная рефлексия и самокор¬рекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраи¬вание новых проблем).
5. Новая информация и её обработка.
6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы... Групповая или индивиду¬альная работа.
7. Социализация.
8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Алгоритм проведения упражнения «Елочка ассоциаций»
1. Запишите стартовое слово (имя существительное в единственном числе и в именительном падеже)
2. Запишите под стартовым словом в столбик слово (тоже имена существительные в единственном числе в именительном падеже), которые возникли по самым разным ассоциациям от стартового слова.
3. Через 20-30 секунд сделайте «переключение» - из этого столбика возьмите любое новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составьте новый столбик.
4. Затем, используя второй столбик слов, сделайте второе переключение, и так 5-6 раз за две-три минуты.
Команды на переключение дает ведущий (учитель).
Упражнения с использованием «Ёлочки ассоциаций»
• Составь предложение из трех слов.
1. Возьмите из «Елочки» три слова, расположенных далеко друг от друга на смысловой оси.
2. Составьте предложение, которые обязательно включило бы в себя все три слова (можно использовать и другие слова)
• «Бином фантазии»
1. Возьмите два слова из «Елочки», которые обычно в жизни никак не связаны.
2. Составьте различные варианты словосочетаний, используя данные слова (изменяя падеж, части речи, добавляя служебные части речи), мы получим самые разные смысловые словосочетания
3. Составьте рассказ, эссе, сочинение…
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна» до сих пор многое окутано тайной. На картине явление мадонны умершему Папе Юлию II превратилась в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. Некоторые искусствоведы считают, что Мария, созданная Рафаэлем, почти лишилась ореола святости: на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и, в сущности это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.
Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного - это божество, облаченное в человеческую форму. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного сына.
Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви. Возвышающаяся фигура богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор заплатил за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже; не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Парапет внизу картины единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Зрителю чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновения эти длятся вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готова спуститься и всегда недоступной.
В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками. Грузная старческая фигура святого Сикста застыла в торжественном поклонении. С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют второстепенными, но если убрать их или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушается гармония целого. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве.
На первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо. Однако зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и младенца, сулит бурю. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с Божественным Младенцем смотрят на нас. Вся картина полна внутреннего движения, озарена светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа. Он приник к материнской груди и беспокойно всматривается в мир.
Рафаэль создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.
«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти - это завершение глубоких размышлений художника о величии матери, способной не только на бескорыстную любовь, но и готовой к великой жертвенности. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стала символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности.
Инсценизация отрывка из произведения М.Горького "Марианна"
Автор: Сидела она, согнувшись, ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушить... Знакомые и родные стояли близко перед нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. Мать сказала ему.
Мать: - Иди сюда, положив голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...
Автор: Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
Сын: - Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
Автор: Она спросила его:
Мать: - Ты не хочешь иметь детей?
Сын: - Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно...
Мать: - Ты красив, но бесплоден, как молния.
Сын: - Да, как молния.
Автор: И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, умер - ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен
своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
Мать: - Человек - я сделала для родины все, что могла. Мать - я
останусь со своим сыном!
Автор: И тот же нож, еще теплый от крови его, - ее крови, - она твердой рукой вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит в него легко попасть.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
«Марианна»
Из «Сказок об Италии»
О Матерях можно рассказывать бесконечно.
Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажига¬лись костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.
Со стен видели, как все теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в по¬беде,— а что мучительнее слышать, чем смех и песнн врага?
Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады — город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом.
По узким улицам города угрюмо шагали отряды сам дат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса к, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?
Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обиль¬нее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полу¬разбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.
Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — все напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.
В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.
Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:
— Это она?
— Она!
И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:
— Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...
Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий го¬рода, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.
Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкор¬мила его. Сотни неразрывных нитей связывали это сердце с древними камнями, из которых ее предки построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло это сердце ближайшего ему человека и плакало: было оно как весы, но, взвешивая в нем любовь к сыну и городу, она не могла понять — что легче, что тяжелей?
Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за оли¬цетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.
Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые, и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.
Мать изменника спросила:
— Муж?
— Нет.
— Брат?
— Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.
И, поднявшись с колен, мать убитого покорно ска¬зала:
— Мадонна все видит, все знает, и я благо¬дарю ее!
— За что?— спросила первая, а та ответила ей:
— Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легко¬мысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..
Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на дру¬гой день явилась к защитникам города и сказала:
— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему...
Они ответили:
— Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.
— Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в. том, что он таков, каким стал.
Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:
— По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!
— Да!— сказала она.— Это — страшнее.
Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, политой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие,— матери нена¬видят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась все меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.
Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.
Подошли и спросили — кто она, куда идет?
— Ваш предводитель — мой сын,— сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца,— в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Все — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.
— Мать!— говорил он, целуя ее руки.— Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
— В котором ты родился,— напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде
еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь — завтра — п по¬рушу гнездо упрямцев!
— Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком,— сказала она.
— Камни — немы, если человек не заставит их гово¬рить,— пусть горы загозорят обо мне, вот чего я хочу!
— Но — люди?— спросила она.
— О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои!
Она сказала:
— Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...
— Нет!— возразил он.— Разрушающий так же сла¬вен, как и тот, кто созидает города. Посмотри — мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но — точно извест¬но имя Алариха и других героев, разрушавших этот го¬род...
— Который пережил все имена,— напомнила мать. Так говорил он с нею до заката солнца, она все
реже перебивала его безумные речи, и все ниже опуска¬лась ее гордая голова.
Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни.
Мать — всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Мате¬рям — ее сын не видел этого, ослепленный холодным блес¬ком славы, убивающим сердце.
И он не знал, что Мать — зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет.
Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать.
Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды.
Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шепота людей,
ожидающих смерти,— она видела все и. всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.
С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
— Может быть, мы обрушимся на него еще ночью,-говорил ее сын,— если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов,— говорил он, рассматривая свой меч.
Мать сказала ему:
— Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...
Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
— Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
— А женщины?—спросила она, наклонясь над ним.
— Их — много, они быстро надоедают, как все слиш¬ком сладкое.
Она спросила его в последний раз:
— И ты не хочешь иметь детей?
— Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.
— Ты красив, но бесплоден, как молния,— сказала она, вздохнув.
Он ответил, улыбаясь:
— Да, как молния...
И задремал на груди матери, как ребенок.
Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
— Человек — я сделала для родины все, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови,— она твердой рукой вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце,— если оно болит, в него легко попасть.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери для 5-7 класса Классный час ко Дню матери 9-11 класс Песня о маме ко Дню Матери для школьников

Похожие статьи:

Классный час. День Матери в 10 классе

Родительское собрание ко Дню Матери в школе, 5-6 класс

Научно - исследовательская деятельность как одна из форм развития творческих способностей одаренных детей
Опубликовано: 3323 дня назад (17 ноября 2015)
Просмотров: 1902
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталия Менделева # 18 ноября 2015 в 21:01 0
Огромнейшее спасибо за Вашу публикацию. Интересно и познавательно. Голос.
Наталия Николаевна Менделева # 18 ноября 2015 в 21:34 0
Добрый вечер, Жанна Григорьевна.Огромнейшее спасибо за Вашу публикацию. Интересно и познавательно. Голос.
Светлана Викторовна # 21 ноября 2015 в 19:05 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
С уважением, Администратор сайта