Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Научно - исследовательская деятельность как одна из форм развития творческих способностей одаренных детей

Научно - исследовательская деятельность в школе
Ребенок от своей природы - исследователь, открыватель мира ... Следует ребенка побуждать к самостоятельной познавательной деятельности, формируя с малых лет любознательность, стремление к обучению, которое должно быть радостным трудом. " В. А. Сухомлинский
Современная школа требует творческого подхода к преподаванию школьного курса биологии, создало бы качественные предпосылки для повышения заинтересованности учащихся материалом. Это тот школьный курс, в котором существуют реальные возможности привлечь учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности.
Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания предмета. Однако исследовательской работой ученики должны заниматься не только на уроках, но и во внеурочное время.
Формирование исследовательских умений учащихся осуществляется в три этапа.
Первый этап - подготовительный (5-6 кл.). На нем формируются основные учебные умения.
Второй этап - развитие исследовательских умений (7-8 кл.),
Третий этап - самостоятельная исследовательская деятельность школьников (9- кл.).
Пути формирования у учащихся интереса к научно-исследовательской работы:
- уроки биологии
а) через наблюдение за об "объектами живой природы и их изменениями под влиянием факторов внешней среды,
б) эксперимент во время выполнения практической, лабораторной работы, (фото)
в) при выполнении лабораторного практикума,
г) исследование источников информации)
-использование ИКТ при создании презентации
Ученики нашей школы принимали участие в вебинаре, в международном СМИ «Организация работы с одаренными детьми»
-наблюдение и исследования на учебно-опытном участке
На территории школы есть свой огород, на котором выращиваем овощи
- использование учениками проектных работ и презентаций на уроках и во внеурочное время.
Учащимися нашей школы проведена следующая исследовательская работа и созданы мини-проекты:
1. Исследовательская работа «Исследование зубной пасты и ее влияние на состояние зубов»
2. Мини-проект на тему «Профессия дождевого червя»
3. Мини проект «Капля, или где мы теряем воду?»
4. Мини проект «Вода - основная составляющая природы»
-принимали участию в Международных, Всеукраинских, областных естественных, экологических конкурсах и смотрах
Ученики зачем школы принимали участие:
1. В Областной практической конференции «Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия» в рамках недели экологии и охраны природы.
2. Во Всеукраинском Позапрограмная конкурсе «Мультитест», организованный Институтом Школьной Образования,
3. На сайте «Инфоурок», где опубликовали свою собственную разработку «Я люблю биологию» (сертификат)
4. Разработали вместе с учениками проектную работу «Да здравствует школа как сад»
5 Принимали участие в вебинаре, в международном СМИ «Организация работы с Волевой детьми» (сертификат)
6. Принимали участие во Всеукраинском конкурсе «Юные зоологи и животноводы».
7. Городской конкурс «За чистое будущее»,
8. Городской конкурс на лучшую эмблему и слоган благотворительного фонда, который создан для восстановления работы городского бассейна «Юность».
9. Областные конкурсы «Эко класс», «Водный приз»
10. «День встречи птиц».
11. Принимали участие в городской экологической конференции .
Проблема воспитания компетентной личности, способной к самореализации, которая владеет навыками саморазвития и самосовершенствования, сознательного человека, способного сохранять природу, рационально использовать ее ресурсы, стоит сегодня перед современной школой.
Исследовательская работа в школе готовит будущих граждан к успешному
выполнения каких - либо жизненных и социальных ролей; помогает быть творцом своей жизни.
В современных условиях развития общества знания о природе остаются одним из основных составляющих содержания биологического образования. Эти знания нужны для решения важных жизненных проблем личности, для сознательного использования в повседневной жизни.
Биологические эксперименты привлекают учеников к занятиям биологией, вызывают интерес проблемами, которые выбраны для исследования; стимулируют учащихся к самостоятельной работе с научной литературой, к проведению фенологических наблюдений, к морфологического анализа растений, статистической обработки результатов исследований.
Биологические эксперименты позволяют укреплять межпредметные связи, особенно с такими предметами, как математика, химия и физика. Они способствуют развитию логического мышления, формируют у учащихся навыки анализа и синтеза информации. Исследовательская работа открывает широкие возможности для обучения и воспитания учащихся, развития у них биологических понятий, законов и закономерностей; способствует применению знаний для решения практических упражнений. Применение опытов обеспечивает научную достоверность начального материала, развивает сущность явлений и процессов в их связи и развития, способствует формированию убеждений в возможности познания мира.
В Украине сейчас происходит становление качественно новой системы образования, меняются нравственные ценности и приоритеты. И очень важно, чтобы выпускники общеобразовательных учебных заведений имели не только знания, но и стали в будущем настоящими специалистами. Первой ступенью обучения
учеников искусству самопрезентации является Малая академия наук (МАН)". Современный образовательный процесс направлен на развитие личности, способной к самостоятельной работы, творческого поиска, активной жизненной позиции. То есть, учебный процесс нужно направить так, чтобы ребенок имел возможность испытать свои силы для выполнения нестандартных задач, искать
ответы, ошибаться, видеть как свои ошибки, так и продвигаться в креативном развитии. Склонность учащихся к исследовательской работе очень индивидуальна. Она проявляется в определенных аналитических способностях, наблюдательности, особенностях памяти, внимания, фантазии, трудолюбия, волевых усилий.
Как один из важных направлений изучения биологии, научно-исследовательская работа дает возможность не только углубить знания конкретной области биологической науки, а и приобрести конкретных умений и навыков вести наблюдение, проводить эксперименты, обобщать полученные данные; она меняет мировоззрение учеников и самооценку, имеет значительное влияние на формирование жизненных ценностей.На современном этапе развития биологического образования все отчетливее встает проблема организации и проведения внеклассной и внешкольной работы по биологии.Именно во время таких видов деятельности оказываются неограниченные возможности всестороннего развития личности обучающегося, воспитанника; активизируется его учебно-познавательная и творческая деятельность; формируются мировоззренческие убеждения."Воспитание умных, всесторонне развитых людей возможно только тогда, когда дети, молодежь используют ежедневно не менее 5-6 часов свободного времени по своему желанию (а желание эти следует воспитывать), на выбор ...", - утверждал Сухомлинский.
Следует отметить, что важной составляющей современной биологической образования является формирование исследовательских знаний и умений учащихся..В свое время В. Сухомлинский отмечал: "Очень важно, чтобы мышления учащихся основывалось на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов. Наблюдая явления и картины природы, ребенок овладевает формами и процессами мышления, обогащается понятиями, каждое из которых исполняется реального содержания причинно-следственных связей, замеченных острым зрением пытливого наблюдателя "
Среди форм внеклассной и внешкольной работы следует акцентировать внимание на практически-исследовательской деятельности. Она является составной натуралистической, экологической, природоохранной образования и основывается на принципах познания живой природы и функционирования живых систем, их развития и взаимодействия. Однако, ее основу составляют наблюдения, систематизированная поисково-исследовательская деятельность
Учитывая педагогический наследие Сухомлинского, к практическим занятиям, которые могут быть реализованы в условиях работы кружков эколого-натуралистического направления можно отнести следующие: лабораторные работы; практические работы; экскурсии в природу; работу на экологической тропе; экологические экспедиции, походы; учебно - полевые практики; разработку и реализацию проектов эколого-натуралистического направления; работу на учебно-опытных земельных участках; проведение природоохранных акций и тому подобное.
Перспективной формой организации поисково-исследовательской деятельности школьников является разработка и реализация проектов. Проект объединяет теорию и практику, постановку любого умственного задачи и практическое его исполнение. Главные задачи, решаемые при применении проектной технологии, - это приобретение и использование знаний для решения новых познавательных задач, развитие коммуникативных навыков, умение пользоваться исследовательскими приемами. Важно, чтобы тематика работы учитывала современные интересы ребенка и одновременно обеспечивала их расширения и получения новых знаний и навыков. Тематика проекта может быть сформулирована педагогом с учетом учебной ситуации по своему предмету или в соответствии с профильности кружка, интересов и способностей учащихся.
Дети могут также сами предложить тематику проекта. Успешная реализация ребенком проекта зависит от профессиональных качеств педагога. Он должен хорошо знать интересы учащихся, их возможности, желания, быть достаточно компетентным, коммуникабельным, толерантным, творчески относиться к работе.
Результаты реализации проектов обязательно оформляются в виде альбома, журнала, альманаха, видеофильма и т.
В биологической образовании используются преимущественно следующие типы проектов: исследовательские, подчинены логике исследования; творческие, имеющие целью совместную творческую деятельность; игровые; информационные, направленные на сбор информации об объекте или явлении; практически ориентированные, опирающихся на социальные интересы участников проекта.
При организации и выполнения проекта педагог помогает учащимся в поиске источников информации, одновременно сам выступая ним; координирует весь процесс исследования; поддерживает и поощряет учащихся к непрерывному движению вперед; помогает, но не выполняет работы за детей.
Важно, что с помощью метода проектов реализуются межпредметные связи, приобретаются знания через взаимодействие учащихся с педагогом и между собой. Исследовательская работа школьников в рамках проекта помогает им более правильно понимать научную картину мира, развивать творческий потенциал.
В каникулярный период эффективной формой организации исследовательской работы школьников является летние учебно-полевые практики.
Летняя учебно-полевая практика имеет не только учебное, но и большое воспитательное значение. Выбор места проведения летних учебно-полевых практик может быть обусловлен краеведческими особенностями, а именно: наличие природно-заповедных территорий различной категорийности, типичных и уникальных экосистем, культурно-исторических ценностей, форм рельефа и т.
Целью полевых практик является овладение знаниями о живой природе, методами познания, учебными умениями; формирование у школьников отношения к живой природе как к объекту и сферы собственной практической деятельности; формирования биосферного мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на планете Земля.
Одной из основных задач, решаемых при проведении практик является актуализация теоретических знаний в процессе изучения объектов живой природы в естественных условиях существования. Организация подобной работы требует формирования у учащихся четко определенных исследовательских умений. Руководитель должен организационно и методически обеспечить этапность и последовательность выполнения работы, а именно: формирование проблемы; постановка цели исследования; определение объекта исследования; сбор информации об объекте, его элементы и связи между ними; построение гипотезы; разработка плана исследований (возможные пути проверки гипотезы) реализация разработанного плана (проверка гипотезы); обработки результатов, их анализ и сравнение с ранее полученными данными; определения практического значения полученных результатов.
Учебно-полевая практика помогает школьникам убедиться, каким трудом получаются новые знания, которых это стоит усилий. У молодежи формируются качества, основой которых является объективность, честность, научная этика, а также бережное отношение к природе, что делает невозможным нарушение ее законов. Эти качества переносятся на все сферы деятельности личности, становятся характерными ее чертами.
Хочу остановиться на общих подходах к организации научно-исследовательской работы учащихся в нашем учебном заведении. В школе разработана система поисково-исследовательской работы учащихся: выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью; развитие творческих способностей учащихся через приобщение к исследовательской и поисковой работы; участие в акциях, Всеукраинских конкурсах, конкурсах-защитах научных работ.
Работа осуществляется по следующим направлениям: урочная деятельность и кружковая работа. В организации научно-исследовательской работы мы особое внимание обращаем на формирование умений работать с источниками научной информации при решении определенной проблемы (подготовка докладов, рефератов, диспутов, разработок собственных гипотез, оформление биологических бюллетеней, дайджестов, стенгазет, портфолио) на развитие навыков планирования и проведения эксперимента для изучения или решения определенной реальной проблемы (эксперименты по морфологии и физиологии растений, экологии фитоценозов, биоиндикации, мониторингу окружающей среды); на проведение самостоятельных научных исследований.
При этом обязательно учитываем индивидуальные особенности учащихся, их запросы, интересы.
Мы считаем, что задача учителя - дать достаточное мотивацию целесообразности таких действий, продемонстрировать, как это влияет на развитие, на формирование навыков ученика работать индивидуально, быстро ориентироваться в источниках информации для понимания и решения теоретических, практических и региональных проблем, умение реализовать свой потенциал в условиях конкурсов и соревнований.
Возможности школьной программы по организации исследовательской деятельности реализуются при проведении самостоятельных, лабораторных и практических работ, экскурсий, учебной практики, выполнения летних заданий.
Определенный уровень исследовательских компетенций формируется в процессе работы на уроках биологии.
Для этого я стараюсь использовать различные виды исследовательских задач, проведение лабораторных и практических работ. Для достижения успешного результата именно на уроках, стараюсь развить заинтересованность учащихся как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью, ведь обучение начинается с удивления, а дальше осуществляется по схеме: удивление, интерес, вопрос, поиск, размышления, выводы, объяснения окружающего мира.
Чтобы заинтересовать учеников на уроках создаю собственные разработки нестандартных уроков по биологии
1. урок-семинар «Картофель - второй хлеб»
2. Урок-игра Живые организмы и как живет зеленое растение »
3. урок-аукцион «Высшие споровые растения»
4. урок-соревнование «Покрытосеменные»
5. урок -зачет по теме: «Высшие споровые»
6. урок праздник по теме «Цветы-улыбка природы»
7. урок-гра по теме: «Царство дробянки»
8. Урок иллюстрация «Семенные растения»
9. Урок игра «Счастливый случай»
10. Игры по биологии
11. интеллектуально-экологическая игра «Экологический бумеранг»
Я, как учитель, организовываю творческий процесс, развиваю исследовательский потенциал, знакомлюсь с правилами выполнения и написания работ, прививают психологию исследователя, а именно, бороться с трудностями, находить успех в самом процессе исследования, в собственных открытиях.
Организовать исследовательскую работу в различных областях биологии учителю нелегко. Поэтому складываются определенные направления исследований, своеобразные школьные исследовательские лаборатории. Эти направления определяются многими факторами - прежде всего, интересами детей в определенной степени интересами учителя; возможностями учебного заведения и другими. В процессе нашего сотрудничества определились следующие три главных направления исследовательской деятельности:
широкомасштабные - исследование местных экосистем;
локальные - выявление физиологических особенностей растений, отдельных улиц; практические - исследование растений школьного двора, комнатных растений в классах .Ученикам 5-8 классов предлагаю выполнения творческих работ, экологических акций. Дети учатся проводить собственное исследование, делать выводы, оформлять результаты. Публично проводится защита творческих работ. Таким образом ребенок преодолевает первую строчку в своей исследовательской деятельности. Наши ученики имеют возможность получить навыки научно-исследовательской и экспериментальной роботы в процессе учебной практики, в ходе которой они ведут фенологические наблюдения, полевые эксперименты, изучают особенности видового состава местных экосистем, делают анализ статистичных данных. Чтобы опыт заинтересовал учеников, был им доступен по технике исполнения, предварительно прорабатываем научную и учебно-методическую литературу по определенной проблеме, составляем план проведения исследования по приведенной форме:
1.Название темы исследования (должна быть четкой, краткой и отражать содержание темы, которая исследуется).
2.Обоснование темы (содержание мотивов, целесообразность проведения).
3.Задания исследования.
4.Методика проведения исследования.
5.Владение, инструменты, необходимые для проведения исследования.
6.Ожидаемые результаты.
Непосредственное исследования ученики проводят в такой последовательности:
1.Предварительный изучения объекта исследования (практическое и теоретическое).
2.Набор литературы по проблеме и работа с литературными источниками.
3. Определение цели и методики исследования.
4.Постановка эксперимента или проведения наблюдений. Тщательные записи хода исследования.
5.Обработка результатов и их обсуждения.
6.Написание научной работы.
7.Изготовление наглядности, подготовка к конкурса-защиты работ. На завершающем этапе учащимся предлагается составить мультимедийный проект собственного исследования.
Особое внимание обращаю на формирование умения фиксировать результаты исследований: оформлять результаты в форме таблиц, схем, фотографий, обрабатывать тексты выводов, изготавливать наглядные пособия, готовиться к конкурса-защиты работ.
Я уверена, что учет выделенных особенностей организации научно-исследовательской работы обеспечивает формирование творческой личности с достаточным уровнем исследовательских компетенций и потребностью в интеллектуальном самосовершенствовании, позволяет увидеть перспективу личностного развития, углубить потребность в научном познании и исследовательскую.

Рекомендуем посмотреть:

Образовательное пространство кабинета биологии Из опыта работы учителя биологии. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии Исследовательская работа. Народные тряпичные куклы Опыт работы учителя истории. Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследо

Похожие статьи:

Исследовательские и творческие работы учащихся

Творческие формы уроков биологии

Дифференциация на уроках биологии

Внеклассное мероприятие ко Дню Матери для школьников
Опубликовано: 3292 дня назад (17 ноября 2015)
Просмотров: 3788
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Викторовна # 21 ноября 2015 в 19:01 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
С уважением, Администратор сайта