Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Образовательное пространство кабинета биологии

Образовательное пространство кабинета биологии как один из факторов повышения качества образования по предмету. (Из опыта работы)
В современных условиях школа осуществляет переход на новую оценку деятельности, регламентированную требованиями ФГОС. Основой в содержании образования становится системно-деятельностный подход.
Учитель организует деятельность учащихся в таких видах и формах, в которых усвоенные знания и учебные умения могут успешно функционировать, и большое значение в организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеклассной работе по биологии имеет хорошо оборудованный школьный биологический кабинет.
Моя задача - превратить специально оборудованное помещение, оснащённое учебно-наглядными пособиями, в класс–лабораторию, где максимально выполняется учебная программа, создаются условия для творческого подхода в обучении, активизации мышления учащихся, повышения научной и методической квалификации педагогов.
Новые подходы к организации учебного процесса с использованием учебного пространства кабинета дают возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения ФГОС на высоком уровне, повышать уровень качества образования по предмету.
Цель: теоретическое и практическое обоснование актуальности использования образовательного пространства кабинета биологии.
Задачи:
- Изучение организационно-педагогических требований организации кабинета биологии на основе передового методического опыта;
- Раскрытие сущности авторской методической системы организации процесса обучения в школе с использованием образовательного пространства кабинета биологии;
- Обобщение собственного методического опыта использования учебного пространства кабинета, апробация его в педагогическом сообществе.
Обоснование особенностей и авторства
Ведущая роль в создании кабинета принадлежит педагогу-заведующему кабинетом. От него не всегда зависит обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, однако продуктивное использование имеющихся технических средств обучения на занятиях, создание здоровьесберегающих и безопасных условий при выполнении различных видов деятельности зависят от творческого потенциала преподавателя.
Теоретическая значимость опыта состоит в том, что в работе обосновано положительное влияние применения дидактического ресурса кабинета биологии на эффективность обучения школьников.
Практическая значимость состоит в разработке различных типов уроков и внеклассных мероприятий по предмету, создании проектов, проведении краеведческих исследований с использованием образовательного пространства кабинета биологии, возможности применять данный инновационный опыт другими педагогами при соответствующих ресурсах.
Основные теоретические и методические идеи
Главная особенность ФГОС – закрепление деятельностного подхода, требований к организации деятельности учащихся по усвоению учебных действий. Наиболее актуальным становится подход к реализации практической и прикладной направленности в преподавании биологии через работу школьного кабинета биологии как сложной открытой системы, которая совершенствуется согласно современным требованиям к школе.
Мною изучены организационно-педагогические требования к организации кабинета на основе передового методического опыта. В полном объёме они отражены в учебно-методическом пособии «Создание типового кабинета биологии в условиях современной школы» (автор Гашкова Е.Н.) Исходя из образовательных задач обучения биологии, возможностей школы и её специфики, мною внесены коррективы и творчески использованы рекомендации при оборудовании образовательного пространства кабинета.
Функциональное назначение кабинета биологии значительно расширилось, стало включать в себя несколько взаимосвязанных функций:
• учебно-воспитательную,
• научно-методическую,
• размещения учебного оборудования,
• справочную
• учетную.
Занятия в учебном кабинете стали служить формированию у учащихся потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению знаниями, готовности их грамотно использовать, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач, воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
Инструментарий (Способы реализации этих идей)
Кабинет биологии по количеству и расстановке мебели, освещенности, расположению учебно-наглядных пособий полностью соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, которые предъявляются к учебным кабинетам образовательных учреждений.
Интерьер кабинета оказывает положительное психо-эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Постоянные и временные экспозиции способствуют усвоению основных биологических понятий и терминов (развитие органического мира, уровни организации живого, охрана природы) и предназначены для использования на уроках. В богатой коллекции содержатся комнатные, дикорастущие травянистые (семенные и споровые) растения и культурные, выращиваемые из семян, корней и луковиц, а также ветки деревьев и кустарников.
На базе кабинета организована стажировочная площадка для учителей биологии и МО кафедры образовательных дисциплин ИРО Ивановской области по направлению «Реализация практико-ориентированного подхода к обучению на уроках биологии». Дидактический ресурс кабинета используется во время педагогической практики студентов.
Более 20 лет я являюсь районного МО учителей биологии. Заседания проходят на базе школы с использованием ресурса кабинета, что способствует повышению научной и методической квалификации учителей района.
Мною в рамках реализации проекта модернизации системы общего образования осуществляется преподавание биологии в 5 и 6 классах линия УМК авторы: И.Н. Пономарёва и др. (5-9 классы), концентрический курс.
Формировать навыки критического, нестандартного и исследовательского мышления возможно через участие обучающихся в профильном летнем лагере. В течение смены они осваивают приёмы исследовательской деятельности: постановка цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
Реализовать связь между предметными знаниями и применением их в практической деятельности можно при вовлечении учащихся в социально-проектную деятельность, волонтёрскую работу с использованием ресурса кабинета биологии. Участие в проектной деятельности учащихся позволяет им развивать такие качества как толерантность, ответственность за порученное дело, умение видеть проблемы и находить малозатратные, но эффективные пути их решения, ставить цель и достигать результатов, ценить труд окружающих, любить и оберегать свою малую Родину.
Мною разработана серия уроков с применением ресурса кабинета биологии. К каждому уроку составлена презентация в Microsoft Power Point.
«Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, и мною разработан ряд проектов, которые может использовать творческий учитель биологии на любом этапе учебного проектирования:
Мы уверены, что данный опыт вызовет интерес учителей-биологов и поможет в организации собственной образовательной деятельности, расширит методические знания о возможностях применения ресурса кабинета, что будет способствовать повышению качества образования.
Сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников – вот идеальное сочетание педагогических технологий, которые помогают мне решать образовательные задачи на современном этапе преподавания биологии с использованием дидактического ресурса кабинета.
Приложение
Предлагаю несколько фото:
урок биологии с применением цифрового оборудования,
презентация "Курить - здоровью вредить!" волонтерского отряда "Твой выбор",
демонстрация оборудования для кабинета биологии губернатору Ивановской области (ныне - министру ЖКХ) Михаилу Александровичу Меню,
микроскоп - основа изучения биологии




Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 7 класса

Программа профилактической работы по борьбе с курением «Твой выбор» для школьного летнего лагеря
Опубликовано: 3610 дней назад (3 января 2015)
Просмотров: 5535
+1
Голосов: 1
Воркуева Мария Юрьевна # 7 января 2015 в 09:52 +1
Добрый день, уважаемая Лидия Витальевна! Впечатлилась и Вашей работой и Вашим кабинетом! Уверена, что Вашим ученикам уроки в таком кабинете очень нравятся, а дополнительные занятия приносят и пользу и удовольствие! Желаю Вам дальнейших успехов!