Программа профилактической работы по борьбе с курением для школьного летнего лагеря
1.
Аннотация программы:
Сегодня особенно остро встала проблема здоровья населения. В России сокращение жизни, связанное с курением, является самым высоким в мире и составляет около 10 лет. Растёт количество курящих детей и подростков. На решение этой актуальной и злободневной проблемы нашего времени направлен наш проект «Твой выбор».
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь осознать ответственность за свою жизнь и предоставить возможность сделать осознанный выбор. На наш взгляд, ещё раз обратить внимание на проблему здоровья и отношения к ней со стороны учащихся, мы можем, организовав летний волонтёрский лагерь «Твой выбор». Меры по профилактике курения могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о табакокурении.
2.
Актуальность:
Особую уникальность представляет атмосфера пришкольного лагеря. Многообразие видов деятельности в лагере помогут нам ещё раз обратить внимание на проблемы в детском коллективе и попытаться найти способы их решения.
1. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении. Было выявлено, что лишь 33 % учащихся нашей школы относятся к I группе здоровья, а имеют функциональные отклонения – 51% .
2. У учащихся низкий уровень желаний сохранять и укреплять своё здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.
3. Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространённой вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65 % мужчин и до 30 % женщин. Весь учительский коллектив ведёт методическую работу по снижению остроты данной проблемы, ведёт борьбу за здоровье своих воспитанников. Но статистика последних лет свидетельствует о том, что проблема саморазрушающего поведения в среде подростков становится острой.
4. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Оздоровительная деятельность предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья ребёнка. Она включает в себя:
Режим дня (распределение ежедневных мероприятий).
Оздоровительные мероприятия: беседы (групповые, индивидуальные); интеллектуальные игры (по тематике здоровья); спортивные игры и спортивные часы («Весёлые старты», эстафеты).
Непосредственное соприкосновение с природой, познание её явлений.
Реализовать связь между предметными знаниями о вреде курения и применением их в практической деятельности можно при вовлечении учащихся в социально-проектную деятельность. Участие в проектной деятельности самих учащихся позволяет им развивать такие качества как толерантность, ответственность за порученное дело, умение видеть проблемы и находить малозатратные, но эффективные пути их решения, ставить цель и достигать результатов, ценить свой труд и труд окружающих, любить и оберегать свою малую Родину.
Проблемы воспитания нравственности у современных школьников возможно решать принимая активное участие в общем созидательном процессе по улучшению разных сторон нашей жизни. Необходимо объединить усилия обучающихся для участия в общественно полезной деятельности безвозмездно и на основе осознанного свободного выбора.
3.
Цель: осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактику табакокурения у подростков.
Задачи:
1) Вовлечение учащихся школы в коллективную созидательную работу;
2) Разработка мероприятий по формированию у школьников навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от табакокурения;
3) сохранение и укрепление здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни, как основе существования человека на Земле;
4) Приближение к идеальной модели поведения успешного человека - «Активный и Думающий»: а) действенное участие в решении общественных проблем (научить действовать, осуществлять выбор, брать на себя ответственность); б) продвижение и укрепление в обществе ценностей добровольчества;
5) распространение знаний среди молодежи и сельского населения, развитие познавательной активности, содействие повышению эффективности учебного процесса, повышение интеллектуального уровня и расширение кругозора обучающихся (формировать навыки критического, проектного, нестандартного и исследовательского мышления).
6.
Основные механизмы и этапы реализации:
Методы: - Словесный (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, компьютером); - наглядный (иллюстрация, видеометод); - практический (познавательная игра, исследование).
Формы: индивидуальная, работа в парах, работа в группе
7. Ожидаемые результаты:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Формирование активной жизненной позиции в области профилактики табакокурения;
- Знакомство с методами ведения профилактической работы, направленной на формирование общественной установки «образ жизни без табака»;
- Совершенствование навыков работы в команде, общения, опыта публичных выступлений;
- Развитие волонтёрского движения.
Содержание программы:
1.
Понедельник:
«Школа здоровья» -путеводитель в проблему.
Подготовительный этап: весь отряд разбивается на группы, каждая из которых получает конкретное тематическое задание. Под руководством педагога ребята выдвигают цель. При разработке проекта определяется план деятельности по её достижению. Учащиеся подготавливают оборудование (каждый учащийся должен иметь тетрадь в клетку, цветные карандаши и фломастеры, линейку, электронный носитель информации).
1-е занятие: ботаники (табак – ботаническая справка), историки (из истории табакокурения), химики (химический состав табака и табачного дыма), невропатологи, кардиологи, пульмонологи.
2-е занятие: статистика количества курящих, потребления табачной продукции, медицинская статистика.
3-е занятие: рекламная кампания против курения – рекламные ролики, слоганы, сценарии для агитбригад, плакаты, эмблемы, презентации.
2.
Вторник:
«Здравствуйте! Это Я!» – день исследований.
Проведение учащимися практических работ согласно полученным тематическим заданиям:
1-е занятие: проведение антропометрических и физиометрических измерений, оценка гармоничности развития и индивидуального профиля физического развития (методика изложена в элективном курсе «Здоровье человека и окружающая среда» авторов С.В. Мансурова и О.А. Шклярова)
2-е занятие: закладка опытов по влиянию табачного дыма на растения; изучение состава табака и табачного дыма с использованием оборудования: резиновые и стеклянные трубки, груша, , ватка, FeCl3, KMnO4, пробирки, экран.
3-е занятие: социологический опрос с целью создания условий для осмысления своего отношения к табакокурению, к здоровому образу жизни - «Если хочешь быть здоров…», «Почему я курю», разработанный А. Леоновым.
3.
Среда:
«Наше здоровье – в наших руках» - экскурсии
Тематические экскурсии с целью раскрытия последствий курения:
Медицинская академия,
Центр планирования семьи
Городской Наркологический центр
Музей МЧС
4.
Четверг:
«Курить – здоровью вредить»: работа на компьютере, в сети Интернет
Работа в разных компьютерных программах по составлению буклетов, листовок, презентаций, нахождению информации в сети Интернет.
5.
Пятница:
«СТОПТАБАК»
Проведение социально значимых мероприятий:
агитационные десанты по распространению буклетов и листовок.
Постановка сказки «Иван Царевич и табакерка»
6.
Суббота:
«Образ жизни без табака»
Общественно полезная деятельность и спортивные мероприятия в рамках проекта «Твой выбор».
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивное занятие для студентов с ОВЗ о вреде курения в техникуме-интернате
Изучению ПДД в школе
Сценарий спортивного праздника в летнем оздоровительном лагере
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Похожие статьи:
Классный час о вреде курения 9 класс
Классный час о вреде курения, 6 класс
Международный день отказа от курения. Мероприятие в школе. Сценарий
Классный час «Влияние табака на организм подростка»
Классный час «Никотин и его разрушительная сила», 6 класс