Конкурсы

Классный час «Влияние табака на организм подростка»

Пресс-конференция для учащихся 6-8 классов на тему «Дымовая завеса». Сценарий

Задачи:

1. Показать различные аспекты влияния на здоровье табакокурения.

2. Выработать потребность здорового образа жизни.

Оформление класса: на стенах плакаты с высказываниями:

«Не огорчайте ваше сердце табачищем». (И. П. Павлов.)

«От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». (И. Гете.)

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». (Н. А. Семашко.)

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». (О. Бальзак.)

Ход пресс-конференции

На конференции могут присутствовать врач-нарколог, инспектор из детской комнаты милиции, психолог, историк, спортсмен. Из зала им задают вопросы. Роль специалистов могут сыграть учащиеся класса, которые выступают с докладами.

Вопрос историку. Где впервые люди стали курить, и как давно это было?

-Употребление табака началось в Европе с конца XV века после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба (1496 г.). Первое описание обычая курения табака принадлежит испанскому путешественнику: «Индейцы, живущие на острове Гиспаньола, имеют очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сжигания травы, похожей по свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот называют табако».

Европа с завистью наблюдала за тем, как обогащались испанцы за счет вновь открытых земель; у них европейцы покупали многие товары заморского происхождения. И табак начал распространяться по Европе. Особенно быстрое распространение табака связано с тем фактом, что посол Португалии в Париже преподнес в 1569 г. французской королеве, страдавшей мигренями, табак в качестве средства, способного «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга».

В более консервативной Англии табак сразу же встретил отрицательное отношение властей. Курение табака было под запретом. Уличенных в этом занятии водили по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнили, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях для всеобщего обозрения.

В Россию «богомерзкое зелие», которое «табаком нарицается», было завезено иностранными купцами в XVI веке. Власти с самого начала преследовали его употребление, считая его признаком развращения нравов, средством, губительным для народного здоровья. В связи с этим в «Уложении» (1649 г.) царя Романова Алексея Михайловича предписывалось «пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак достал. Торговцам - пороть ноздри, резать носы и ссылать в дальние города».

Однако царь Петр I, пристрастившись за время своего пребывания в Западной Европе к курению, специальным указом от 1697 г. отменил запрет на употребление табака, одновременно наложив в пользу государства налог на его продажу. С введением налога на табак и табачные изделия они стали выгодными для государства; выращивание и продажа табака сделались одной из статей государственного дохода практически во всех странах.

Вопрос врачу-наркологу. Какой вред здоровью наносит курение?

- Объективный вред курения связан, во-первых, с действием на организм человека никотина, во-вторых, с влиянием табачного дыма. Среди первой группы осложнений курения наиболее значительны те, что связаны с вредным влиянием этого яда на кровеносные сосуды. Под влиянием никотина происходят спазмы сосудов, а также перерождение их внутренней оболочки, что приводит к уменьшению просвета сосудов и, соответственно, ухудшению кровотока в различных частях тела с ухудшением снабжения их кислородом и питательными веществами, с затруднением в отведении от них вредных продуктов обмена веществ. Одним из распространенных осложнений от курения является стенокардия - периодические спазмы сердца с резкой болью за грудиной. Стенокардия является предынфарктным состоянием.

К осложнениям курения, связанным с токсичным влиянием никотина на сосуды, а также с раздражающим слизистую оболочку действием табачного дыма, относится язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

В табачном дыму, помимо никотина, содержится большое количество других веществ, среди них - канцерогены, то есть вещества, вызывающие развитие рака и злокачественных опухолей.

Рак легких у курящих встречается в 5-10 раз чаще, чем у некурящих; рак гортани - в 6-10 раз чаще.

Демонстрация: муляж куклы, у которой ватка является моделью легких. Кукла вдыхает дым сигареты - легкие чернеют.

Особенно опасно влияние курения на подростков и женщин. У курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких отстают от некурящих в среднем на 25 %. Чаще страдают они и простудными заболеваниями. Средний вес тела у курящих на 1 кг меньше, вентиляция легких хуже, организм курящих хуже усваивает кислород, следовательно, обеспечение и физической и умственной нагрузки ухудшается. За одно сокращение сердца у них к тканям поступает кислорода меньше, чем у некурящих. Поэтому курящие школьники более рассеянны, у них снижается успеваемость. Связано это как с самим действием никотина, так и с тем, что желание курить может появиться во время урока. И в этом случае внимание ученика полностью отвлекается от занятий. Он думает лишь о том, как со звонком быстрее выйти и сделать первую затяжку. Ясно, что кроме головной боли, раздражительности и сниженной работоспособности от угарного газа и недостатка кислорода, ничего другого это вызвать не может.

Организм курящей женщины стареет значительно раньше, чем некурящей. У курящих женщин рождаются дети, вес которых на 200-250 г меньше. С молоком матери в организм ребенка попадают вредные вещества, которые вызывают расстройство пищеварения. У детей курящей женщины часто бывает малокровие.

Знаете ли вы, что ...

При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости (масса табака 20 г) образуется:

- 0,0012 г синильной кислоты и сероводорода;

- 0,18 г никотина;

- 0,64 г аммиака;

- 0,92 г оксида углерода 2;

- более 1 г табачного дегтя, который содержит канцероген (группа веществ, которая вызывает раковые опухоли).

Вопрос инспектору детской комнаты полиции. Какой вред наносят курящие окружающим его людям?

- Курящие наносят вред не только своему здоровью, но также и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет ее никотином. Подсчитано, что пребывание в течение часа в накуренном помещении равносильно выкуриванию 4 сигарет. Курящие часто болеют, а поэтому бывают на больничном. Страдает производство. Страдает семейный доход. На покупку сигарет тратится большая часть семейного бюджета. Кроме того, от непотушенной сигареты случаются пожары. Поэтому курить в неустановленных местах запрещено. Запрещено курить и продавать сигареты вблизи детских учреждений. Нельзя продавать сигареты детям.

Вопрос психологу. Почему люди начинают курить?

- Первоначальное знакомство с табаком всегда в той или иной степени болезненно, а последующее удовольствие далеко не очевидно, начинающему курильщику приходится делать над собой усилие, для того чтобы преодолеть первоначальную реакцию - реакцию здорового организма на яд, быстрее приобщиться к курению и ощутить приятное действие никотина. И тем не менее, люди начинают курить. Почему? Каковы мотивы?

Прежде всего, это подражание. Это подражание манерам какой-либо компании, в которую подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер. Это может быть подражание человеку, которому подросток хочет понравиться. Наконец, это неосознанное подражание, когда курят родители: курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей не существует вопроса - курить или не курить.

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости.

Вот, например, тебе иногда кажется: стоит закурить или выпить водки - и ты уже взрослый мужчина. Что ж, нет ничего проще. Курить ты научишься. Сначала будет голова кружиться, а потом привыкнешь. Но зачем?

Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость. Один из хороших способов укрепить волю - не поддаваться соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, что ты отказываешься курить.

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не таким как все» немножко опасно.

Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить. Ты сам себе запретил это — значит, у тебя есть сила воли.

Еще один мотив - стремление все в жизни испробовать.

«Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя этого удовольствия?» - спрашивает себя такой человек. Это своего рода любопытство, стремление к тому, чтобы не отстать в пользовании некими благами, не упустить свое, а, главное, не отстать от других в их получении.

Вопрос спортсмену. Как уберечь себя от этой вредной привычки или как бороться с этой зависимостью?

- Увлечение физкультурой и спортом не только предупреждает развитие вредных привычек, но и способствует сохранению и укреплению физической и умственной работоспособности, психической подготовке к трудовой деятельности, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Физкультура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха - все это противостоит развитию вредных привычек. Праздность, безделье, скука - наиболее благоприятная почва для их формирования.

Автор: Л. П. Степанова

Рекомендуем посмотреть:

Международный день отказа от курения. Мероприятие в школе. Сценарий

Беседа о вредных привычках для старших классов

Классный час на тему «Профилактика наркозависимости», 10-11 класс

Классный час на тему «Профилактика инфекционных заболеваний», 10-11 класс

Конспект игрового классного для 7 класса. Человек и его пороки

Нет комментариев. Ваш будет первым!