Классный час о вреде курения 9 класс

Классный час на тему: Вредные привычки, 9 класс

Сатирическая конкурсная программа против курения «Жизнь без сигарет»

Цели:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.

Оборудование: плакат с изображением скелета с сигаретой. Аудиозаписи песен или строки из песни «Дым сигарет с ментолом» (гр. «Нэнси»), «Девочка, не кури» (гр. «Левостороннее движение»), «Не курите, мальчики» (И. Корнелюк). Листы ватмана и фломастеры.

Предварительная работа:

В классном коллективе заранее формируются три команды игроков по желанию и интересам учеников. Одна команда (5 человек) — «Артисты». Среди «артистов» — для начала программы два персонажа Гете — Мефистофель и Фауст, для завершающей сценки — Школьники (№ 1-5).

Все слова принадлежат Ведущему (классный руководитель или лидер классного коллектива). Команда «артистов» знает сценарий, но не вопросы конкурсов.

Ход классного часа

Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из пяти туров.

Затем он представляет членов жюри (старшеклассники или учителя, работающие в данном классе, возможно, родители учеников).

Появляются Мефистофель и Фауст.

Мефистофель: Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?

Фауст: Не надо. Забава для дураков.

Ведущий: Об этой «несерьезной» забаве и пойдет наш серьезный разговор.

Тур 1. «В объятиях табачного дыма»

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

А теперь проверим, что знаете вы из истории табака.

За правильный ответ команде присуждается очко.

1. Родина табака:

а) Южная Америка.  +

б) Южная Африка.

в) Южный полюс.

2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли...

а) папиросо.

б) сигаро.  +

в) самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

а) Жан-Жак Руссо.

б) Жан-Поль Бельмондо.

в) Жан Нико.  +

4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...

а) насморка.

б) мигрени.  +

в) простуды.

5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?

а) В Испании.

б) В Италии.   +

в) В Бразилии.

6. Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году, называется...

а) «О вреде табака».   +

б) «О пользе курения».

в) «Об истории трубки».

7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?

а) Курение.

б) Нюханье.

в) Жевание.   +

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

а) Тех, кто находится в обществе курящих.  +

б) Тех, кого заставляют курить принудительно.

в) Тех, кто курит в тюрьме.

Тур 2. «Этикет говорит: нет»

В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение — отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Курение даже на улице считалось неприличным.

Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные рифмы: «зря — нельзя — бросай — меняй», «вред — бред — табак — рак», «курить — вредить — береги — беги», «сигареты — конфеты — будешь — не забудешь».

Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки..

Перед третьим туром жюри объявляет промежуточные итоги.

Тур 3. «Курить — здоровью вредить»

Сейчас многие начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?

Например, у юноши под воздействием никотина замедляется рост. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, повышает вероятность раковых заболеваний.

Курение поражает сердечно-сосудистую, эндокринную систему, органы пищеварения, дыхания — и этот список можно продолжить.

Геннадий Касмынин писал:

Утром наполнить спешу никотином

Хилые легкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем — «Курение — яд!».

Это непросто: щеки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издается на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже».

Задание третьего тура: продолжите всем известную фразу «Минздрав предупреждает...»

Команды выполняют задание.

Тур 4. «Преступление и наказание»

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?

В этом туре мы вновь проверим знание участниками команд истории табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы, предлагая три варианта ответов, один из которых верный. Какой?

1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) Медики.

б) Пожарные.  +

в) Церковь.

2. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) При Петре I.

б) При Михаиле Федоровиче.

в) При Алексее Михайловиче.  +

3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) Тренировка на велотренажере.   +

б) Бег на 1,5 км.

в) Мытье полов в школе.

4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?

а) Учителя и медики.  +

б) Пожарные и милиционеры.

в) Егери и подводники.

5. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование — кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив...

а) 40 папирос.

б) 50 папирос.

в) 60 папирос.   +

Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.

Тур 5. «Хочешь жить — бросай курить»

С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек — это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Юноши, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которых ничто не волнует. Поверьте, большинству взрослых и пожилых людей неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.

Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить — бросай курить». А вот где вы разместите свой плакат и с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.

1. В роддоме для будущих мам.

2. Для курильщиков в школьном туалете.

3. Для курящих пассажиров.

4. Для детей детского сада.

Игроки вытягивают бумажки с заданием и рисуют плакат.

А теперь, пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам...

Звучит шум. Появляются группа ребят — 1—5-й школьники.

1-й школьник: Ну, что там, первая школа, что ли?

5-й школьник: Да нет. Лошадь сдохла. От никотина.

2-й школьник: Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?

3-й школьник: Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник.

1-й школьник: Про табак, про табак. Знаешь, почему Конек-Горбунок маленький? И горбатый?

4-й школьник: Почему?

1-й школьник: Курил в детстве.

5-й школьник: Ну и что, если курил. Зато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.

1-й школьник: Какой еще Пегас?

5-й школьник: Лошадь такая. Греческая. Вошла в Парфенон. Давно. С сигаретой в зубах. А там склад пороха. У турок. От Парфенона — одни колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.

1-й школьник: Не с арфой, а с лирой.

2-й школьник: Ну, с лирой много не налетаешь! С баксами и евро лучше!

1-й школьник: Лира — это такой инструмент. Музыкальный. А с баксами не только летать, но и жить неплохо. Я по телику видел. Вино, табак, девушки.

3-й школьник: Вина захотел. И табаку. Я вон у отца «Беломорину» свистнул. В первом классе. И выкурил. За углом. Два часа в себя приходил. Да неделю сесть не мог.

5-й школьник: От «Беломора»?

3-й школьник: От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.

4-й школьник: Про Герострата слыхали?

5-й школьник: Который храм Артемиды сжег? Из вредности. Слыхали. Он там сторожем работал. И жил в каморке. Под лестницей. Говорят, заснул в постели с сигаретой в зубах. Сам выскочил, а храм — тю-тю! Пока пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сгорело.

1-й школьник: Храм, храм! Нерон целый город спалил, а тут — храм!

2-й школьник: Какой Нерон?

3-й школьник: Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.

1-й школьник: Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим) За красивой этикеткой таится грозная опасность!

2-й школьник: Подражание старшим не всегда и во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, — потребность каждого подростка.

3-й школьник: Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.

4-й школьник: Минздрав России предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!»

5-й школьник: Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!

Ведущий предоставляет слово членам жюри. Производится награждение команды-победительницы.

Мини-итоги. Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:

«Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.

Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!»

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Влияние табака на организм подростка»

Классный час «Губительная сигарета», 5 класс

Классный час «Никотин и его разрушительная сила», 6 класс

Международный день отказа от курения. Мероприятие в школе. Сценарий

Классный час о вреде курения, 6 класс

Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 18 марта 2015 в 23:26 0
Спасибо за материал, очень насыщен разными методическими приемами. Интересным показался конкурс составления антирекламы. Можно было бы к этому мероприятию добавить подготовку школьниками домашних заготовок: мини-роликов на 1 минуту на тему "Жизнь без сигареты". Попробуйте предложить им снять антирекламу на телефон и представить как фестиваль социальной рекламы. Ролики социальной рекламы, созданные самим ребятами вас удивили бы своим разнообразием и это повысило интерес ребят к здоровому образу жизни
Ирина Викторовна Гончарова # 27 марта 2015 в 00:20 0
спасибо за интересный, насыщенный, методически грамотный материал.Хочу посоветовать Вам в конце классного часа провести сочинение- миниатюру " Мое отношение к курящим людям"
Людмила Васильевна Савенко # 27 апреля 2015 в 21:41 0
Добрый вечер! спасибо за материал. Тема здорового образа жизни сейчас очень актуальна среди молодежи. Вам удалось на своем мероприятии через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм. После мероприятия можно с детьми провести акцию "Жизнь без сигарет", подготовить и раздать буклеты прохожим, школьникам в которых рассказать о вреде курения.
Ирина Александровна Смогунова # 17 июня 2015 в 20:39 0
Очень интересный классный час! К участию привлечены дети. Они очень любят быть артистами. Театр - всегда занимательно. Много юмора.Ваши ученики запомнят этот урок на всю жизнь и никогда не будут курить!
Ирина Николаевна Деревягина # 12 ноября 2015 в 17:35 0
Добрый вечер. Спасибо за интересный материал. Проблема табакокурения очень актуальна среди молодежи. Вы рассмотрели эту проблему с другой стороны, без назидания, а через юмор. Интересная сценка, ребятам понравится участвовать в ней. Много предложено форм работы с учениками: викторина, сценка, рисование плаката, сочинение четверостиший. Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой.
Дарья Александровна Гордеева # 12 ноября 2015 в 22:50 0
Здравствуйте, спасибо составителю данного материала за интересный и современный подход в раскрытии очень актуальной проблемы.