Конкурсы

Игра - путешествие в 6 классе на тему: История появления овощей

Внеклассное мероприятие – игра для школьников 6 класса «Путешествие по стране Легумия»

Игра-путешествие, 6 класс

Цель: познакомить учащихся с интересными фактами, связанными с «путешествиями» овощей, с новыми сведениями о странах, из которых пришли к нам эти овощи.

Задачи:

- познакомить учащихся с некоторыми представителями страны Легумии, проследить пути их перемещения;

- развивать творческие способности, умение вести диалог;

- учить работать в группе, развивать познавательный интерес к предметам;

- расширять кругозор.

Ход мероприятия

Учитель. Страна, в которую мы с вами сегодня совершим путешествие, называется Легумия (плакат с названием страны и изображением различных овощей). Этой страны нет на географической карте, но она существует. Иногда ты можешь увидеть её огромной - взором не охватишь, иногда крохотной такой, что уместится на подоконнике. Но путешествие по любой стране без географической карты невозможно. Давайте вспомним - что такое географическая карта и какие типы географических карт вы знаете?

И у нас с вами будет своя карта - особая, потому что сделана нашими руками. Для начала нам нужно узнать, а что же это за страна и кто в ней проживает? Название этой страны образовалось от французского слова «легум». Так называют и жителей этой страны, которых можно встретить в поле, на даче, на домашнем столе. Это овощи. В своём путешествии мы узнаем - из какой страны к нам прибыл тот или иной овощ, кто его привёз, чем он полезен. Наш класс разделён на две группы, каждая выполняет свою роль. Справа от меня расположились «путешественники». Они побывали в разных странах, узнали много нового, кое-что оттуда нам привезли. Слева находятся «огородники», они нам расскажут о тех овощах, которые привезли «путешественники» из других уголков нашей земли.

Итак, отправляемся в путь. Из пункта «Л» мы с вами попадаем в пункт «Е». В каком направлении мы движемся? А в какую страну попали?

1-й путешественник. Издавна горы, словно каменный щит, защищали её от врагов. Но нелегка судьба хлебопашца в стране, где 4/5 земли непригодны под пашни. Путешествуя по Греции, чаще всего из окна автобуса видишь серые скалы и серебристые оливковые рощи. Неприхотливое дерево может расти даже на камнях, где хлеб не растёт. С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр. В какой бы стране они ни проводились, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-голубым греческим флагом. В городе Древней Греции Олимпии более 2,5 тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры - праздник мира, мужества и красоты. Во время игр прекращались войны. Одной из наград победителям был венок из петрушки.

Учитель. Это не из той ли самой петрушки, которая растёт у нас на огороде? Что по поводу этого маленького растения могут сказать наши специалисты?

1-й огородник. Всё у петрушки ценно: и корешок, и вершок, и семена, из которых готовят лекарство апиол. Оно может заменить хинин тем, кого мучает малярия.

В переводе на русский язык слово «петрушка» означает «камень». Этот овощ - целая маленькая аптека. В нём есть каротин, много витамина С, витамины Bi и В2 и другие полезные вещества.

Во время блокады Ленинграда, который фашисты думали взять измором, цветники в центре города были перекопаны под огороды. И в Москве в военное время где только не копали огороды: на пустырях, на улицах перед домами, даже в парках. Ребята носили военным в госпитали зелень со своих огородов - салат, укроп, лук, петрушку, чтобы раненые поскорей поправились.

Достаточно пучка петрушки, чтобы человек получил столько витамина С, сколько ему надо на день.

Учитель. А теперь, ребята, представьте себе парусник. Кто этот человек с ястребиным взглядом, в шляпе-треуголке и старинном камзоле? Да это сам капитан Джеймс Кук, приплывший из Англии к далёкому берегу. Триста лет назад на географической карте мира было много белых пятен - неизвестных мест. И одним из отважных мореплавателей, дерзнувших отправиться в неведомое, был Д. Кук. Начал он службу простым матросом, дослужился до помощника капитана, а потом и сам стал водить в кругосветные путешествия корабли. Его именем названы и гора, и пролив, и залив, и целая группа открытых им островов в Тихом океане.

Кук идёт по берегу Новой Зеландии и ищет лекарство. Его матросы больны. У них цинга, в ту пору обычная болезнь моряков, которые долго плыли по морю, давно не ели фруктов, овощей, ничего свежего. Кук срывает кудрявую травку, пробует её первым: ничего, даже приятна на вкус.

Что это за трава? Да это родственник петрушки - дикий сельдерей. Это растение спасло моряков от страшной болезни.

Наше путешествие продолжается. Чтобы попасть в следующий пункт, нужно ответить на вопрос: какой овощ англичане называют потато, голландцы и французы - «земляное яблоко», финны - тарту, а немцы называют его картуфель. Конечно же - это картофель.

Итак, мы с вами в Южной Америке, на родине этого овоща, который здесь называют «папа». Кто нам расскажет о картофеле?

2-й огородник. Картошка стала вторым хлебом для всей Европы. А с тех пор, как из клубней научились получать крахмал, патоку, глюкозу, фруктовый сахар, картошка стала нужна медикам, кондитерам, текстильщикам - очень многим людям. На своей далёкой родине картофель сажали только женщины. Считалось, что женщину лучше слушаются растения. Культурное возделывание картофеля начиналось в Перу.

Учитель. Что интересного нам могут поведать «путешественники» об этой стране?

2-й путешественник. Перу - государство в западной части Южной Америки. В этой стране своеобразный климат: днём жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днём сушили на солнце. Клубни без кожуры, вымытые, высушенные, легкие, как пробки, назывались «чуньо». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник. Полторы тысячи лет назад индейцы знали папу. Она была для них, как для нас хлеб.

После того как Колумб открыл Америку, там побывали многие испанские военные экспедиции. Но кто первым «похитил» папу, нельзя сказать точно.

Короток был путь папы на родине: от поля до тёмной, без окон, крытой соломой индейской хижины. На чужбине же папа стала великой путешественницей. Но это другая история, и об этом расскажет мой друг.

3-й путешественник. У картофеля был длинный путь на чужбине. Впервые этот овощ попал в 1565 г. на кораблях в Испанию. Затем в карете он прибыл в Ватикан на приём к главе католической церкви - Римскому Папе. Получив одобрение Римского Папы, индейская папа, начала колесить по Европе: Италия, Бельгия, Австрия, Германия, Швеция, Голландия, Франция.

Учитель. В истории картофеля есть забавные моменты. Один из них вы сейчас услышите.

Кто этот человек в шляпе с пером? Да это сам адмирал Вальтер Рэлей, он сейчас на досуге пишет воспоминания о своём плавании в Америку. И страшно не любит, когда ему мешают.

Рэлей. Что-нибудь случилось, Томас?

Томас. Сэр, я простой садовник. Но я не заслужил, чтобы надо мной потешались.

Рэлей. Кто же обидел вас, Томас?

Томас. Вы, сэр. Вы сказали, что привезли из Америки ценное съедобное растение. Вы меня обманули, сэр.

Рэлей. Вы понимаете, что говорите, Томас?

Томас. Да, сэр. После того как потато отцвел, я собрал с куста урожай - зелёные ягоды величиной с лесной орех. Моя жена сварила их, и мы попробовали это кушанье.

Рэлей. И каково же оно на вкус?

Томас. Хуже не бывает. Нам всем захотелось плеваться.

Рэлей. Что ж, раз потато так плох, вырвите его с корнем. Но если, вырывая куст, вы заметите что-нибудь интересное, доложите мне.

Учитель. И когда садовник вырвал куст, к его ногам посыпались клубни. Он понял, что его семья ела потато не с того конца. Вот такой курьёзный случай произошёл в Англии с картофелем. Но в истории этого овоща было гораздо более печальных страниц.

Одна из них - немецкая. Прусский король Фридрих Вильгельм объявил: каждый немец обязан посадить картофель. Кто ослушается, тому отрубят уши и нос.

Другая страница - русская. Россией в ту пору правил император Николай I, по прозвищу Палкин. При нём палками забивали насмерть провинившихся солдат. Он и картошку решил насаждать палкой. Сказано мужичью сажать - и сажай! Крестьяне отказывались, так как считали картошку «чёртовым яблоком». Император же приказал: сечь бунтовщиков розгами, а самых заядлых заковать в кандалы и сослать в Сибирь.

В нашей стране картофель стали выращивать с конца XVII века.

Чтобы переехать нам с вами в следующий пункт, нужно вспомнить: что такое ягода? Плод, у которого в сочной мякоти множество мелких семян. У сливы только одна косточка, слива не ягода, а костянка. И вишня тоже костянка. А вот смородина, клюква, черника, крыжовник, томат и баклажан - ягоды.

Мы с вами отправляемся в Индию - страну, полную тайн и чудес, которые привлекали издавна человека. В 1466-1472 гг. совершил путешествие в эту страну тверской купец Афанасий Никитин - мужественный, умный и бескорыстный человек.

А кто открыл морской путь в Индию вокруг Африки?

В 1497-1499 гг. португальская экспедиция Васко да Гама. И Колумб стремился в Индию. Что же это за страна, к которой стремятся все?

3-й путешественник. Индия расположена на полуострове Индостан, который омывается Индийским океаном. Живописна и разнообразна природа Индии, за тысячи лет она стала неузнаваемой. Не тронутые человеком природные комплексы теперь можно встретить только в Гималаях - это горная страна на севере Индии. Высочайшие вершины Гималаев превышают 8000 м. Лишь в 1953 г. альпинисты впервые покорили Джомолунгму (Эверест) - высочайшую вершину мира (8848 м). Индия в основном сельскохозяйственная страна. Преобладает растениеводство. Выращивают рис, сахарный тростник, хлопчатник, пряности, чайный куст.

Учитель. Что это за ягода: горькая, да не рябина, чёрнолиловая, да не черника? Собирают её не в лесу, не в саду, а на огороде. Что это за ягода, которая не помещается во рту?

Итак, кто нам поведает о баклажане?

3-й огородник. Баклажан приехал к нам из Индии. В давние времена они были настолько горькими, что никто их не ел. Лишь тот, у кого болели зубы, держал во рту варёный баклажан, чтобы горечь заглушила боль. Не напрасно сотни лет ухаживал человек за индийской ягодой, её горечь уменьшилась. Баклажан приобрёл свой особенный острый вкус. Ради этого вкуса японцы разводят у себя баклажаны круглый год.

В России баклажаны широко расселились на юге, где их ласково называют «синенькими». Южане издавна торговали баклажанами. Но везти эти овощи далеко на север было невыгодно: непрочный товар загнивал в пути; портились и другие продукты: мясо, рыба. Убытки терпели многие купцы. Спас всех французский кулинар Франсуа Аппер, который изобрёл консервы, что в переводе с латыни означает «охранять». Благодаря этому открытию мы с вами можем лакомиться консервированным зелёным горошком, сладким перцем и баклажанной икрой.

Учитель. Особая ягода, такая крупная, что её в руках удержать трудно. Что это? Арбуз культурный произошёл от своего дикого собрата, который повсеместно рос в пустыне Калахари. Название этой африканской пустыни означает «мучимая жаждой». В центральной и южной частях этой пустыни нет ни рек, ни ручьёв. Но бушмен, житель этой пустыни, мог утолить жажду, разрубив топориком сочный арбуз.

Арбуз поил и зверей. Его ценили многие животные, обитавшие здесь: носороги, шакалы, гиены, слон, мышь, антилопа, лев. Почему арбуз не сожгло беспощадное солнце пустыни? Его листья похожи на ладошку с широко растопыренными пальцами. Солнечный луч проскальзывает в щелки, не перегревая лист. Арбуз может обойтись без полива долгое время, у него есть длинный корень, который его и спасает.

Первым из европейцев увидел арбуз Давид Ливингстон.

Кто нам может рассказать об этом человеке?

4-й путешественник. Прежде чем стать великим путешественником, Давид Ливингстон закончил университет, получил диплом врача. Африку он посетил с целью открытий, науке географии он посвятил всю свою жизнь.

Он плавал на лодках по рекам Замбези и Конго, 50000 км прошёл по Африке пешком. А когда уже не мог ходить, его, больного, умирающего, несли на носилках. Он пробивался сквозь непролазную чащу тропического леса, где царит вечный сумрак, «мёртвая тень», где звери, птицы, змеи, цветы, грибы, чтобы быть ближе к свету, забираются на деревья.

Он шагал по саваннам, где пасутся длинношеие жирафы, ощипывая листву с макушек деревьев.

Ливингстон путешествовал по Африке 32 года, живым памятником ему остались притоки рек, которые он первым нанёс на карту, горы и водопады, которые он открыл.

Учитель. А теперь давайте перенесёмся в Японию, в страну восходящего солнца, к подножию вулкана Фудзияма. Фудзи - так ласково называют японцы священную гору. В Японии много вулканов и замолчавших навеки, и не потухших, как Фудзияма, над которыми по временам курится дымок.

Всё живое отступает в страхе, когда из жерла пробудившегося вулкана начинает течь огненная река лавы, вылетают камни, а тучи выброшенного пепла оседают на землю, как чёрный снег.

Но, как говорится: нет худа без добра. За тысячелетия вулканы создали в Японии особую почву. Вот почему на рыхлой вулканической почве, образовавшейся из пепла, вырастают редьки-великанши, равным которым на земном шаре нет. Что мы знаем об этом овоще?

4-й огородник. Редька известна русским огородникам давно. В деревнях даже играли в «редьку». Парень должен был выхватить девушку из хоровода, как выдёргивают из земли редьку, одним рывком. Редька спасала россиян в пост. Ведь в это время нельзя было есть мясо, масло, сметану, яйца. Приходилось есть редьку: белую продолговатую и чёрную круглую с длинным хвостиком. В пост, когда верующие каялись в грехах, «покаянный овощ», как прозвали редьку, был главным. Редька вносила остроту в пресную постную еду.

Учитель. Следующая остановка у нас будет в Азии. В горах Афганистана, Туркмении, Ирана.

Овощ, о котором пойдёт речь, именно отсюда родом. Корешки у него короткие, слабые, зато их великое множество. На любом огороде можно встретить это растение. В переводе с латинского его имя означает «остропахнущий». Ну, догадались? Конечно, это лук.

Как давно известен лук человеку?

5-й огородник. Более четырёх тысяч лет. Первыми узнали вкус дикого лука пастухи и охотники на горных лугах.

Учитель. Какие имеются отзывы об этом овоще?

5-й огородник. Благодарность от всех народов мира. Больше всего похвал заслужил репчатый лук. Академик Николай Иванович Вавилов привёз из Алжира луковицы величиной с детскую голову. Самый сладкий репчатый лук вырастили испанцы, лук любят итальянцы, но поговорку «лук от семи недуг», сложили про этот овощ русские бабушки.

Учитель. Отечественные учёные предложили выделить луки в особое семейство, но пока что в семействе, глава которого - королева садов ароматная лилия, вместе с душистым ландышем и гиацинтом остаются лук и чеснок, чей запах не всем приятен.

Какая страна была против чеснока?

5-й путешественник. Древняя Греция. Тем, от кого пахло чесноком, вход в храм Афродиты, богини красоты и любви, был воспрещён. Грек Сидоний писал, что дыхание человека, наевшегося чеснока, является стеной, исключающей всякое общение, потому как этот запах невыносим.

Учитель. А в каких странах ценили и уважали чеснок?

6-й путешественник. В Индии. В некоторых деревнях этой страны сохранился обычай: заботливая мать одевала на шею ребёнку как талисман-ладанку зашитую в материю маленькую головку чеснока.

7-й путешественник. Древний Рим. Воины брали с собой в поход чеснок и жевали его перед боем.

8-й путешественник. Древний Египет. Чесноком в этой стране лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Даже рабам, строителям пирамид, выдавали каждый день лук-репку, лук-порей и чеснок. А выдавали им эти овощи из страха: случись одному заболеть - тысячи полягут. Под жарким солнцем пустыни зараза распространяется быстро.

Учитель. Вот тут-то нельзя не спросить: почему лук и чеснок могли уберечь от болезней строителей пирамиды? Почему русские крестьянки сложили поговорку «лук от семи недуг»?

Ответил на эти вопросы отечественный учёный, профессор Борис Петрович Токин, он провёл ряд опытов с луком и чесноком у себя в больнице. Гнойные раны переставали гноиться после того, как на них было направлено невидимое оружие лука. Оно убивало разносчиков многих опасных и тяжёлых болезней.

Вот тогда-то, в конце 20-х годов прошлого века, в науке появилось новое слово: фитонциды. В переводе с греческого «фитон» - «растение», «цидо» в переводе с латыни - «убиваю». Открытые им летучие защитные вещества растений профессор Токин назвал фитонцидами.

Вот и закончилось наше с вами путешествие. Не выходя из кабинета, мы много интересного узнали о странах, откуда к нам прибыли различные овощи, которыми мы сейчас питаемся. На этом пути нам повстречались удивительные люди - путешественники, первооткрыватели, учёные, этих людей толкала на открытия жажда знаний. Я думаю, мы прекрасно провели с вами время, много полезного узнали, путешествуя по странам. Я буду рада, если вы примените эти знания на последующих уроках.

Викторина к мероприятию.

1. Самое ценное у этого овоща - корень, а «корень» - по- латыни «радикс». А как мы называем этот овощ? (Редис)

2. Овощ по-французски. (Легум)

3. Овощ, который помогал строить пирамиды. (Чеснок)

4. Без окон, без дверей - полна горница людей. (Огурец)

5. Что мы с вами совершили по карте? (Путешествие)

6. Как называли индейцы картофель? (Папа)

7. Большая, сочная, жёлтая, сладкая. К какому овощу подходят эти эпитеты? (Дыня)

8. Голову едят, тело бросают, а кожу носят. (Лён)

9. Какая ягода растёт в пустыне, где сорняк не растёт? (Арбуз)

10. Вспомните, какой овощ превратила фея из сказки «Золушка» в золотую карету? (Тыква)

11. Какое растение нашёл Д. Кук на берегу Новой Зеландии? (Сельдерей)

12. Этот овощ вкусом напоминает зелёный горошек. А его декоративного собрата - аспарагус - можно встретить в наших квартирах. (Спаржа)

13. Сидит шут в луже, вихры наружу. Кто не пройдёт, всяк его за вихор берёт. (Редька)

14. Этот овощ очень похож на чертополох и известен он был ещё в Древнем Египте. (Артишок)

15. Русский купец, ходивший за три моря. (Никитин)

16. Этот овощ - родственник капусты и репы. Его издавна выращивали на Руси. (Брюква)

17. Путешественник, открывший Америку. (Колумб)

Учитель. Я думаю, что после этого путешествия страна

Легумия будет вспоминаться вам и в поле, и на огороде, и в овощном магазине, и на кухне. Сейчас очень просто сварить борщ или щи, приготовить салат. Но чтоб это стало так просто, сколько открытий сделано, сколько труда потрачено, сколько веков прошло.

Так скажем спасибо всем тем, кто создал страну Легумию, кто расширял её границы, умножал её богатства: смелым мореходам, мудрым учёным, неизвестной индианке, терпеливым бабушкам, многим безымянным, безвестным, кто искал, открывал, сеял, сажал, растил.

Скажем спасибо и тем, кто, придя им на смену, снова ищет, ставит опыты, творит, и тем, чьи трудовые руки в земле, кто сажает, сеет, растит для себя, для всех нас.

А может, вам захотелось научиться сажать и сеять самим? Вы не раскаетесь. Это одна из самых больших человеческих радостей - увидеть, как семена, которые ты бросил в землю, дали ростки.

Мы не прощаемся со страной Легумией. И ждать новой встречи недолго - всего до весны.

Рекомендуем посмотреть:

Игра путешествие по станциям для школьников 5-8 классов

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса

Интеллектуальная игра для 6 класса на тему «Москва»

Игра в 6 классе. Правила поведения в общественных местах

Маргарита Владимировна Колесник # 20 марта 2016 в 22:07 0
Очень познавательная игра, интересная и увлекательная. Приберу к себе в копилочку и использую на уроке технологии, когда будем проходить обработку овощей. Большой спасибо!
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 июня 2016 в 15:48 +1
Информация подобрана интересная. её можно использовать не только целиком, но и отдельными фрагментами.Хороша проводить мероприятие в августе -сентябре на овощном огороде, что и планирую сделать в новом учебном году.
Олеся Ивановна Сидоренко # 13 декабря 2016 в 15:01 0
Интересный, содержательный материал. В процессе данной игры школьники получают новые знания,а также активизируются все мыслительные процессы.
Наталья Михайловна Середа # 19 декабря 2016 в 18:09 0
Несмотря на то, что материал для старших ребят, возьму материал для своих малышей в ДОУ. Интересно переделать данную игру в познавательно-развлекательное мероприятие в старшей-подготовительной группе детского сада.
Рита Федоровна Бычихина # 25 февраля 2017 в 18:01 0
Интересный, содержательный материал. В процессе данной игры школьники получают новые знания,а также активизируются все мыслительные процессы.
Эльвира Александровна Беспалая # 1 апреля 2017 в 14:24 0
Интересный материал построенный в виде диалога педагога с детьми. Дети учатся умению внимательно слушать и излагать свои мысли перед классом. Хорошая идея закончить занятие в виде викторины.
Виктория Павловна Полковникова # 6 декабря 2017 в 13:08 0
Интересное мероприятие. Данное мероприятие можно так же сделать проектом (когда дети не просто получают текст от учителя, а ищут материал самостоятельно). Очень важным моментом является викторина в конце мероприятия. Учащимся важно закрепить материал в конце мероприятия.