Конкурсы

Интеллектуальная игра для 6 класса на тему «Москва»

Интеллектуальная викторина «Путешествие по Москве», 6 класс

Игра помогает познакомить учащихся с историей Москвы, ее бытом, особенностями, а также повысить интерес учащихся к истории своей страны и ее столице, развить навыки самостоятельной работы с историческими материалами. Замечательно, если есть возможность отправить затем победителей игры в настоящее путешествие по Москве.

Игра проходит в несколько этапов. Первые 2 этапа — по классам, затем соревнуются сильнейшие игроки параллелей.

1-й тур. Знаете ли вы Москву?

1. Символ Москвы и России — собор Василия Блаженного. А каково его полное название, в честь чего он был построен?

(Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Построен в память победы Московского княжества над Казанским ханством в 1552 г.)

2. Это учреждение было основано 12 февраля 1864 г. У его истоков стоял Московский университет, а конкретно — члены Общества акклиматизации животных и растений. Что это за учреждение? (Старейший в стране Московский зоопарк.)

3. В жизни Москвы огромное место всегда занимали ярмарки и народные гулянья. Порой они собирали толпы народа до 30 тысяч человек в год. Что было самым главным аттракционом зимой на праздничной площади в древней столице? Где встречались представители самых разных сословий?

(Ледяная горка. Ее мог посетить любой горожанин и приезжий независимо от чина и звания.)

4. Это было излюбленным местом гулянья москвичей с конца XIX века. Здесь можно было посмотреть на фокусников, на кукольный театр, покататься на карусели, посидеть за столиком у самовара, заказать или принести с собой закуску и фрукты. Как писали современники, «чего для гулянья полагается: сыру, колбасы с языком, балычку, икорки, свежих огурчиков, мармеладу, лимончиков...» Съестное раскладывалось прямо на траве. Тут же устраивались и отдыхающие. Как называлось это место? (Сокольники.)

5. Москва издавна славится своими церквами, а церкви — колоколами. Каким приемом владели звонари, удивляя этим иностранцев?

(Русские звонари раскачивали не сам колокол, как это обычно делали в Европе, а колокольный язык, звук получался более богатым. Так называемый «малиновый звон».)

6. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь Кремля.)

7. Изначально кремлевские стены были из толстых дубовых бревен. Когда первые каменные стены окружили Кремль?  (В 1367 г. при князе Дмитрии Донском.)

8. Это одна из крупнейших библиотек мира. В ней хранится около 34 млн книг на 247 языках народов мира, в том числе рукописные книги II века нашей эры. О какой библиотеке речь?

(О Российской государственной библиотеке, бывшей Государственной библиотеке СССР им. Ленина.)

9. Когда открылась в Москве первая библиотека-читальня и чьим именем она названа?

(Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева.

Открылась в 1885 г.)

10. На каком из московских зданий помещены самые большие в мире часы и барометр?

(На здании Московского университета на Воробьевых горах.)

11. Чье имя носит МГУ? (М. В. Ломоносова.)

12. Здесь находится самая богатейшая коллекция платиновых и золотых самородков в мире, а также единственная в мире коллекция платиновых самородков, среди, них встречаются самородки массой более 50 кг. Что имеется в виду?

(Алмазный фонд Московского Кремля.)

13. В жизни москвичей был не слишком приятный период, когда им практически негде было помыться толком. И не потому, что бань было недостаточно — хватало и общественных, и личных, и царских, но под Угрозой жесточайших репрессий ими запрещалось пользоваться в летние месяцы. Почему?

(Из-за опасности пожаров. Москва была в основном деревянным городом, дома стояли тесно, и если возникал огонь, он мгновенно перекидывался на соседние дома, город выгорал дотла.)

14. Какая площадь самая большая в столице, и с какого времени она так называется?

(Красная площадь — 75 тыс. кв. м, называется Красной с XVII в.)

15. Кремль славится своими звездами. Размах рубиновых звезд на кремлевских башнях колеблется от 300 до 375 см. Звезды установлены на шариковых подшипниках, что позволяет им вращаться под действием ветра. На каких башнях установлены рубиновые звезды?

(На Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой, Водовзводной башнях.)

16. Какая башня Кремля самая большая? (Кутафья башня.)

17. Когда открылась первая железная дорога в России, соединявшая Москву с Петербургом?  (В 1851 г.)

2-й тур. Москва златоглавая

Участвуют отобранные ребята из разных классов. Их одноклассники присутствуют в качестве болельщиков и зрителей.

Каждый ответ сопровождается комментариями ведущего и показами слайдов.

1. Почему Москву называют «первопрестольная»? (В Москве находится главный престол Русской православной церкви — кафедральный собор России, где проходили инаугурации патриархов, венчание на царство царей и императоров — Успенский собор.)

Демонстрируется видеофрагмент с видом собора.

2. В чем суть возникшей в XV — начале XVI в. теории «Москва — третий Рим»?

(Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что Москва является исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за отклонения от истинной веры.)

3. Какой собор в Москве самый древний? (Собор Спаса Преображения на бору. Построен в 1272 г., сначала деревянный, в 1328 г. — каменный, неоднократно горел и при нашествиях разорялся. В 1933 г. был разрушен.) Демонстрируется видеофрагмент с видом собора.

4. Знаменитейший московский храм. Построен архитектором Тоном, расписан Суриковым, Семирадским, Васнецовым, Маковским, церковными художниками Алексеем Марковым, Василием Верещагиным, Михаилом Васильевым, Петром Васиным, Федором Бруни, Кириллом Горбуновым. На его освящение Чайковским была написана увертюра. Что это за храм? В честь чего он был построен и почему носит такое название?

(Храм Рождества Христа Спасителя. Построен в ознаменование победы над Наполеоном в 1812 г. В праздник Рождества 1812 г. была освобождена последняя территория России от французских солдат и был издан манифест об окончании войны.)

Демонстрируется видеофрагмент с видом храма.

5. Самое высокое здание Кремля, для чего оно было построено и откуда произошло его название?

(Колокольня «Иван Великий». Создавалась как смотровая башня. В нижнем этаже колокольни находится церковь Иоанна Лествичника, что под колоколами, поэтому колокольня называется Иван.)

Демонстрируется видеофрагмент с видом колокольни.

6. На Пасху Москву оглушал бесконечный пасхальный перезвон. Кого пускали звонить в колокола или, как говорили, «поликовать в Пасху»?

(Всех желающих.)

7. Этот район москвичи называли «Наливки», от слова «наливай». В нем жили немцы и литовцы, которых селили 'отдельно от русских жителей. Почему он так назывался и почему был отгорожен от местных жителей?

(Отгорожен был потому, что немцам и литовцам разрешалось пить вино («наливать»), а русским можно было пить вино только в праздники.)

8. В 1851 г. открылась первая железная дорога в России, соединявшая Москву с Петербургом. Но смельчаков, желающих проехаться на этом «дьявольском изобретении», не нашлось. Кто были первыми пассажирами этой дороги?

(Солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков.)

9. Когда идет речь о русских купцах, мы часто представляем себе нечто жуликоватое, любящее покутить по кабакам и с цыганами, не сильно образованное. Были и такие купцы. Но были и другие. Русское купечество внесло неоценимый вклад в русскую культуру. Это купцы на свои собственные деньги открывали в Москве художественные музеи, театры, философские общества. Какие из них вы знаете?

(Третьяковская галерея, Щукинский и Морозов- ский музей современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание икон С. П. Рябушинского, собрание картин В. О. Гиршмана. Частная опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Станиславского, Московское философское общество, Философский институт при Московском университете, изда тельство Сабашникова.)

10. Когда на Спасской башне Кремля появились часы — самые старые в Москве?  (Первые сведения о московских часах относятся к 1404 г.)

11. Когда был отлит первый в России серебряный

рубль?  (В 1654 г. Московским денежным двором во время царствования Алексея Михайловича.)

12. Что на нем было изображено?

(На лицевой стороне — скачущий на коне царь в накинутой на плечо шубе, на оборотной — двуглавый орел, увенчанный короной.)

3-й тур. Москва и москвичи

Ведущий: Каждый город — это не только его история и архитектурные памятники, это и люди, жившие и живущие в нем. Поговорим о москвичах.

1. Кто создал Москву? (Юрий Долгорукий.)

2. Почему московский князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?

(Дмитрий Иванович первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. Знаменитая Куликовская битва 1380 г., завершившаяся под предводительством Дмитрия Ивановича разгромом войск Золотой Орды, проходила возле реки Дон.)

3. Назовите первого русского книгопечатника. Когда ему был открыт памятник в Москве, кто скульптор?

(И. Федоров, 1909 г., скульптор С. Волнухин.)

4. Кто основал первый в мире детский музыкальный театр? Когда?

(Государственный детский музыкальный театр был основан Натальей Сац в 1964 г.)

5. Кто основал первый в мире театр зверей? (Государственный театр зверей был основан Владимиром Дуровым в 1912 г.)

6. Мы все привыкли к конкурсам красоты. Восхищаемся участницами и призами. Между тем самый первый конкурс красоты был проведен в Москве одним из русских царей, и его победительница стала женой русского царя. Какой царь проводил этот конкурс, и кто стал победительницей?

(Царь Василий III выбирал себе жену из самых красивых девушек. И выбрал Соломонию Сабурову.)

7. «Чемпион чемпионов мира» — так его называли. Этот москвич считался самым сильным человеком в мире. Кто это?  (Иван Поддубный.)

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для 6 класса

Интеллектуальный конкурс для 6 класса «Юный филолог»

Интеллектуальная игра для 6-7 класса

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:34 0
интересно, было бы лучше если бы была презентация
Елена Олеговна Монетова # 29 октября 2016 в 10:01 0
Весьма полезный материал для учителя.Автором грамотно продуманы задачи данного мероприятия,подобран содержательный материал.Интересна форма изложения и роль учащихся в этом мероприятии.